Проект урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор В.Н.Канакина, В.Г.Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ковалькова Наталья Николаевна

Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тип урока: изучение нового материала

Цели: дать представление об одушевленных и неодушевленных существительных;

формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?; подбирать примеры таких существительных; развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Проект урока русского языка в 3 классе по УМК «Школа России»,

автор В.Н.Канакина, В.Г.Горецкий

с применением разноуровневой технологии

Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тип урока: изучение нового материала

Цели: дать представление об одушевленных и неодушевленных существительных;

формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?; подбирать примеры таких существительных; развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 3 класс, тетради; слова пословицы, карточки со словарными словами, названием темы урока, плана урока, для самостоятельной  работы; 25 карточек с названием предметов, карточки-капельки для самооценки.

       

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Организационно-мотивационный этап.

2 мин.

- Давайте поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, и жизнь наша хоть на самую капельку стала радостнее и интереснее.

- Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

-Тихо сядут девочки, потом мальчики. Проверьте положение спины, рук, ног. Старайтесь сохранить правильную посадку до конца урока.

-Прочитайте пословицу на доске.

-Как вы понимаете её смысл?

-Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

-Хотите ли вы сегодня добавить капельки в море ваших знаний?

-Думаю, и урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех, ведь сегодня у нас урок изучения новых знаний.

-Теперь записываем число и классную работу в тетради

Дарят улыбку друг другу и учителю

Знания собираются по капле.

Каждый день мы узнаём, что-то новое.

-Да!

Записывают в тетради число.

На доске запись

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Словарная работа.

2.Постановка темы и цели урока

7 мин.

2 мин

-Ребята, я приготовила вам задание. Перед вами слова, в которых некоторые буквы потерялись.

-Посмотрите и скажите, что это за слова?

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

-Теперь вам необходимо вставить пропущенные буквы

- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова, по какому принципу?

- Запишите их в два столбика, вставляя при этом пропущенные буквы.

-Кто хочет прочитать  столбики слов, которые получились?

-У всех получились такие группы?

-Ребята, у вас на партах лежат капельки, и кто правильно разделил слова в столбики, может добавить капельку в копилку своих знаний.

-Подумайте и попробуйте дать названия группам, которые у вас получились.

-А хотите знать, как в русском языке научным языком называют такие группы слов?

- Одушевленные и неодушевленные

- Чтобы узнать какие имена существительные мы называем одушевленными и неодушевленными, прочитайте правило на стр.12

- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Давайте вместе с вами составим план нашего урока

-Что мы будем изучать сегодня на уроке? (конкретно)

- Зачем нам это нужно?

-Как мы будем этому учиться?

-Словарные слова, все они имена существительные.

-Слова, которые обозначают предмет и  отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными.

/Дети по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные буквы/

-слова, которые отвечают на вопрос кто? и на вопрос что?

/самостоятельная работа/

-Живые и неживые(одушевленные и неодушевленные);

- Да!

 

/Читают правило./

-Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Имя существительное, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

-чтобы правильно ставить вопросы к словам, правильно употреблять их в речи

-Будем выполнять различные упражнения, делить слова на группы, подбирать свои примеры

К.рова, в.р.бей, ябл.ко, п.суда, пл.ток, с.бака, д.журный, п.нал, дев.чка, к.пуста.

корова               яблоко

воробей            посуда

собака               платок

дежурный         пенал                  

девочка             капуста

На доске карточка с названием темы

На доске вывешивается План урока

Что?

Зачем?

Как?

III. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику

2. Игра «Рассади пассажиров»

6 мин

6 мин

1 мин

7 мин

План работы мы обозначили и выполним упр. 16 (с. 12)

-Вернемся к правилу, как называются им. существительные, которые вы выписали?

-Что обозначает каждое выделенное слово?
-На какой вопрос отвечает?
-Какой частью речи является?
-Как их можно назвать одним словом?

- Давайте вернемся к правилу

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»?

-Выпишите выделенные имена существительные

– Теперь попробуйте рассказать друг другу правила, с которыми мы познакомились

- Как вы думаете, появились ли у вас новые знания, можете ли вы положить еще одну капельку в копилку своих знаний? (положите)

- Давайте поиграем в игру, опираясь на те знания, которые вы уже получили.

-Рассадите правильно пассажиров в свои поезда. Поезд с названием «Одушевленные» - у доски, а поезд «Неодушевленные» - в конце класса

- Садясь в поезд, мы должны помнить правила поведения в вагоне

-Давайте проверим, правильно ли вы заняли свои места

-Как вы определили одушевленное или нет имя существительное?

-Молодцы! Я думаю, что с заданием вы хорошо справились и можете добавить еще одну капельку в копилку своих знаний

Выполняют в тетрадях с комментированием под руководством учителя.

-Одушевлённые.

-Предмет

-Что?

-Существительным

-Неодушевленные

/Читают правило./

-Неодушевлённые.

(работа в парах)

Каждый ученик по очереди берет себе карточку с названием предмета и занимает место в нужном поезде.

-Нельзя толкаться, бегать, баловаться, громко разговаривать и т.д.

       

Собака, пенал, снегирь, окно, узор, медведь, сугроб, олень, санки, воробей, шуба, валенки, учитель, ласточка, стакан, девочка, морж, дерево, тюлень и т.д.

IV. Физкультминутка

2 мин

-Давайте отдохнем и проведем физминутку:

 Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

V. Закрепление изученного материала.

5 мин.

- Вам следующее задание, подумать и записать в тетрадях  в столбики – одушевленные  и неодушевленные - по 3 слова

- Добавим капельку в свою копилку

Самостоятельная работа, фронтальная проверка, зачитать вслух

1 уровень

-По вопросу. На вопрос кто? отвечают одушевленные имена существительные, а на вопрос что? - неодушевленные.

2 уровень

-Придумать по несколько слов

(одушевленные и неодушевленные

имена существительные)

3 уровень

К словам добавить предложение с этими словами, выделить главные члены предложения)

Работа с текстом

4 мин

- А теперь я предлагаю поработать с карточками

- Перед вами текст, некоторые слова пропущены, вместо них записаны вопросы кто? что? Вам необходимо восстановить текст.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием

- А теперь опустите свою капельку в копилку знаний, если выполнили все верно.

Дети выполняют задания по карточкам самостоятельно

1 уровень- восстановить текст

2 уровень- выделить главные члены предложения

3 уровень- прокомментировать орфог-

раммы

Взаимопроверка

Наступила (что?) _______ . Белое пушистое (что?) _______ укрыло землю. А вот (кто?)__________ прыгает с ветки на ветку. (кто?)_________ стучит по верхушке дерева. Хорош (что? ______зимой!

Слова для справок: одеяло, дятел, лес, зима, белка.

VII. Подведение итогов урока

2 мин

Вернемся к плану нашего урока

- Какова была тема урока?

- Как отличить одушевленные существительные от неодушевленных

-Вспомните пословицу, которая прозвучала в начале урока?

- А вы сегодня на уроке сумели пополнить море ваших знаний?

-Одушевленные и неодушевленные существительные

- по вопросу

1 уровень- правило

2 уровень- правило с примерами

3 уровень- комментирование правила с примерами

Знания собираются по капле

VIII. Домашнее задание

1 мин

Откройте дневник и запишите домашнее задание: выписать из словаря по 5 слов одушевленных и неодушевленных; выучить правила

-Урок закончен. Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России", авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Календарно-тематическое планирование выполнено в программе Excel, подготовлено для загрузки в журнал МРКО....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

презентация к уроку русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

quot;Школа России" презентация к уроку №122 русского языка  "Число имен прилагательных"    УМК «Школа России»  Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 клас...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: «Однозначные и многозначные слова» УМК Школа России Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: открытие новых знаний.Цель: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем....