Род - постоянный признак имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Асламова Анна Вячеславовна

Урок по русскому языку в 3 классе (Программа "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rod_sushch.ppt867 КБ
Файл rod_sushch.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род – постоянный признак имён существительных Выполнила: Учитель ГБОУ лицея №470 Калининского района Асламова Анна Вячеславовна

Слайд 4

Названия жидкостей Названия круглых предметов Класс, обозначающий людей колесо м. р. кофе какао ср. р. ср. р. женщина мужчина шофёр ж. р. ср. р. м. р. баранка ж. р. молоко блюдце ср. р. ср. р. Словарная работа

Слайд 5

Упражнение 243 Род существительных окончания М. р. -а, -я, Ж. р. -а, -я, Ср. р. -о, -е, -ё, -я У имен существительных всех родов имеется окончание –я.

Слайд 6

Окончания М. р. Ср. р. Ж. р. -а папаша, владыка, бродяга - ложка, Маша, пчела -я Петя, Простофиля, дядя Время, племя, семя Акация, вишня, кухня глаз, ребус, витязь - Грязь, жизнь, брошь -о - Зеркало, плато, дело - -е - Горе, море, пюре - -ё - Житьё, бельё, шитьё - Упражнение 244

Слайд 8

Подбери синонимы Перстень-… Бастион-… Занавес-… Обязанность-… Безмолвие-… Мрак-… Залив-… Зной-… Граница-… Удача-… Слова для справок : жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж. кольцо крепость штора долг тишина темнота бухта жара рубеж успех



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 3 классе

Тема: род – постоянный признак имён существительных.

Тип урока: закрепление полученных знаний и умений

Цели: Образовательные: развитие умения умений определять род имён существительных, формировать навыки правописания родовых окончаний, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; наблюдать над синонимами и составлять с ними предложения, самостоятельно подбирать существительные-синонимы (можно с опорой на словарь).

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание значимости в речи имен существительных; актуализация мыслительной и творческой деятельности;

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму.

- Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения, слушать и понимать речь других; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, договариваться о правилах поведения с одноклассниками совместно с учителем и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания и делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

Оборудование: компьютер, презентация, словари синонимов русского языка, учебники «Русский язык. 3 класс, 2 часть», карточки с заданиями.


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

-Пусть сегодня на уроке нам благоприятствует дружеская атмосфера. Поможем узнать друг другу много интересного о родном языке.

  1. Проверка домашнего задания.

-Какие трудности возникли у вас при выполнении домашнего задания? (Дети рассказывают.)

-Что интересного вы заметили? (Некоторые слова звучат одинаково, но имеют разное значение и являются разными частями речи: мыло – сущ., мыло – глаг.)

-Как называются такие слова? (Такие слова называют синонимами.)

  1. Повторение изученного материала.

-Откройте тетради, напишите слова «Классная работа».

-Начнем с новой строчки. Запишем посередине: имя существительное.

(Слайд 2.)

-Что такое имя существительное? (Часть речи, обозначающая предмет, и отвечающая на вопросы «кто?», «что?»)

-Как называются существительные, отвечающие на вопрос «кто?» (Одушевленные.)

-Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?» (Неодушевленные.)

-Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, среднего и женского рода.)

-Как определить род имён существительных? (Подставить слова: «он, мой», «она, моя», «оно, моё».) (Слайд 3)

  1. Актуализация знаний. Словарная работа.

-В некоторых языках, в отличие от русского, есть не три рода, а намного больше. Во многих языках народов Африки, Кавказа есть до 490 родов. Их называют «классами». Существуют классы, обозначающие людей, животных, вещей, круглых предметов и др. Возьмем такие существительные: к.лесо, коф., к.као, блю.це, м.л.ко, б.ранка, ш.фёр, му.ина, жен.ина.

-Распределите эти слова по таким родам-классам, как в языках народов Африки:

Названия жидкостей

Названия круглых предметов

Класс, обозначающий людей

-Давайте проверим. (Слайд 4)

-Какие буквы вы вставили в эти слова? Обозначьте орфограммы.

  1. Формулирование темы урока.

-Назовите род этих существительных в русском языке. (Какао, кофе, молоко, блюдце, колесо – среднего рода, женщина, баранка – мужского рода, шофер, мужчина – мужского рода.)

-Род каких слов надо запомнить? (Кофе, какао.)

– Какой род у слов «шампунь», «кенгуру»?

– Сформулируйте тему урока. (Определение рода имен существительных.)

  1. Физкультурная минутка.

-Встаньте около своих мест.

Мы хлопаем в ладоши: хлоп, хлоп

Мы топаем ногами: топ, топ

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

Мы низко приседаем и прямо мы встаем.

Руки вниз, на бочок,

Разжимаем – в кулачок,

Руки вверх и в кулачок,

Разжимаем – на бочок.

Раз – присели,

Два – нагнулись,

Потянулись, улыбнулись

И за парты все вернулись.

  1. Развитие умений.

1) Работа по учебнику, упражнение 243

-Прочитайте слова, назовите окончания, установите различие в окончаниях. (Слайд 5)

2) Упражнение 244.

-Дайте обобщим информацию об окончаниях в схемах. (Слайд 6)

-Приведите пример существительных мужского рода. (Дети приводят пример.)

-Выделим окончание. Что надо сделать? (Изменить форму слова.)

-Сделаем вывод: у существительных мужского рода окончания… (–а/-я, нулевое окончание.)

-Приведите примеры существительных женского рода. (Дети приводят пример.)

-Сделаем вывод: у существительных женского рода окончания… (-а/-я, нулевое окончание.)

-Приведите примеры существительных среднего рода. (Дети приводят пример.)

-Сделаем вывод: у существительных среднего рода окончания…(-о, -е, -ё,-я)

– Как мы будем отличать окончания в мужском и женском роде? (Окончания -а, -я в м.р. бывают только у одушевлённых существительных, называющих мужчин - лиц мужского пола, в остальных случаях – окончание -а, -я указывает на женский род.)

3) Работа с ребусами

-Отгадайте ребусы и запишите слова по нужным столбикам. (Слайд 7)

- Давайте проверим. (Мужской род: картофель, хомяк, женский род: задача, свеча, средний род: окно, пальто.)

  1. Физкультурная минутка.

-Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.

Лес —лесник, река —ручей, стена — потолок, кот — котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед — стол.

  1. Закрепление изученного материала.

1)Работа по учебнику, упражнение 245.

– Какие постоянные признаки есть у имени существительного? (Собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род.)

-Почему они называются постоянными? (Не изменяются при изменении формы слова.)

-Как легче всего определить эти признаки? (Поставить имя существительное в начальную форму, чтобы оно отвечало на вопросы «кто?», «что?»)

-Разберите существительные по образцу.

  1. Работа со словосочетаниями.

-Посмотрите на доску. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу.

Ловкая…, мягкая…, тёплое…, крепкая…, поздний…, глубокое…, робкая…, лёгкий…

-Напишите словосочетания в три столбика в зависимости от рода имен существительных.

-Какое слово является главным во всех словосочетаниях? (Имя существительное.)

-Какой вопрос надо задать к зависимому слову? (Какая, какое, ка

-Какой частью речью является зависимое слово? (Именем прилагательным.)

3) Работа с синонимами (по карточкам).

-Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению, но разные по произношению.)

-Каким словарем можно воспользоваться, чтобы подобрать синоним? (Словарем синонимов русского языка.)

- Сейчас вы получите карточки. Первый вариант подбирает синонимы к словам первого столбика, второй вариант – к словам второго столбика. Пользуйтесь словарями синонимов. (Слайд 8)

Перстень-…

Бастион-…

Занавес-…

Обязанность-…

Безмолвие-…

Мрак-…

Залив-…

Зной-…

Граница-…

Удача-…

Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.

-Устно составьте предложения. (Учащиеся составляют предложения.)

-Спишите, указывая род существительных

-Какой вывод вы можете сделать? (Существительные-синонимы – это слова необязательно слова одного и того же рода.)

-Давайте проверим. (Перстень – кольцо, бастион – башня, занавес – штора, обязанность – долг, безмолвие – тишина, мрак – темнота, залив – бухта, зной – жара, граница – рубеж, удача – успех.)

11. Подведение итогов урока.

-Какую тему мы изучали сегодня? (Род – постоянный признак имен существительных.)

-Является ли род существительных постоянным признаком? Почему?

-Какого рода могут быть имена существительные в русском языке?

-Как определить род имен существительных?

12. Домашнее задание.

1. Упр. 4 (устно), 5, с. 30.

2. Подготовиться к словарному диктанту (с. 29).

13. Саморефлексия.

– Удалось ли вам сегодня выполнить задания?

-Вы сделали все самостоятельно или с помощью?

-Какие задания были сложны?

-Что получалось лучше всего?

-Какие умения формировались при выполнении заданий?

14. Итог урока.

-Вы сегодня были очень внимательными на уроке, активно поддерживали беседу с учителем и одноклассниками, помогали друг другу, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

«Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного»

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...