Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мочалова Елена Николаевна

Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Цели: совершенствовать умение правильно писать слова с сочетаниями чу – щу, ча – ща; развивать умение различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.

Ход урока

  1. Организационный момент

Пролетела перемена

Вот позвал звонок всех в класс

Ждёт дискуссия и тема

На уроке нас сейчас

- Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь друг с другом.

2. Постановка темы урока

- Я буду читать строки из стихотворения, когда назову слово из вашей карточки, вы должны сесть на своё место.

- Помчались по улице ножи.

«Эх, держи, держи, держи»

Вот и чайник за кофейником бежит

Тараторит, тараторит, дребезжит,

Утюги бегут покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают,

А за нею вилки, рюмки да бутылки,

Чашки да ложки скачут по дорожке.

Я почищу вас песочком

Окачу вас кипяточком

И вы будете опять

Словно солнышко сиять.

- Какие слова были у вас на карточках?

- Какие орфограммы вам встретились в этих словах?

- Как по- вашему, какая тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над правописанием слов с сочетаниями  слов ча – ща, чу – щу.

3. Пальчиковая разминка

(дети поднимают руки и каждый пальчик челчком «будят»)

Утро настало, солнышко встало:

«Эй, братец Федя, разбуди соседей…

Вставай, Большак, вставай, Указка,

Вставай, Серёдка, вставай Сиротка

 И крошка Митрошка,

Привет, Ладошка, все потянулись

И проснулись».

4. Минутка чистописания

- Я прочитаю слова, а вы назовите одинаковый звук в словах

Роза, шофёр, рысь, портфель

- Какой одинаковый звук вы слышали в этих словах [р]?

- Какая буква обозначает на письме этот звук (эр)?

- Дайте характеристику звуку [р]

[р] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, бывает твёрдым и мягким.

Например: рыба [р] – твёрдый, рябина [р] – мягкий

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и заглавной буквы эр.

5. Словарно – орфографическая работа

- Прочитайте слово на карточке (работа)

- Объясните лексическое значение слова работа

- запишите в тетрадь, сверьтесь по орфографическому словарю

- Придумайте предложение со словом работа, запишите в тетрадь.

6. Работа по теме урока

- Работа в тетради

Запишите число, классная работа

7. Самоопределение к деятельности

- Послушайте загадку, назовите отгадку

Из горючего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

- Произнесите слово, выделите первый звук, что вы можете о нём сказать

([ч] – согласный, шипящий, мягкий )

- Сформулируйте тему урока

8. Усвоение новых знаний и способов  действий

Запишите слова под диктовку

- чайник, чай, чашка

- Назовите орфограмму, подчеркните сочетания ча и запомните, как они пишется.

Запишите под диктовку ещё слова

Роща, чаща, пища.

- Назовите орфограмму, подчеркните сочетания ща, запомните, как они пишутся.

- О каком сочетании ещё нужно сказать (чу)?

Запишите под диктовку слова в тетради

Чугун, чудо, учу.

- Подчеркните сочетания чу, запомните, как оно пишется.

- Давайте сформулируем правило написания сочетаний ча- ща, чу – щу.

9. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

10. Дидактическая игра «Гость»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Карас – Барас»

- Кто наш гость вы узнаете, если вставите нужные слоги и буквы в слова.

Умыва…ников  на…льник

И мо…лок командир.

[ча]    [ль]     [ь]    [ча]       (Мойдодыр).

11. Подведения итогов

- Сегодня в начале урока и сейчас я вам зачитывала строки из стихотворений.

- А вы, знаете кто автор этих строк?

- Найдите глазами портрет писателя, прочитайте его фамилию.

(на стене висит портрет  К. И.Чуковского)

- Выделите первый звук в его фамилии.

- Какой он дайте характеристику звуку [ч ]?

12. Рефлексия

- Какие вы знаете мягкие шипящие согласные звук?

- Какие гласные буквы пишутся после этих согласных?

- Какие правила мы сегодня повторили  на уроке?

13. Домашнее задание

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи, ши"

Урок русского языка 2 класс программа "Школа 2100" Правописание жи,ши...

Урок русского языка по теме :"Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу."

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Презентация к уроку: Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу.

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Презентация "Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ"

Предназначение: для работы со словами с сочетаниями ЖИ, ШИ в 1 классе. Цель: знакомство с написаниями слов с сочетаниями ЖИ, ШИ; способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли...

Тренажёр "Правописание слов с сочетаниями ЦЫ-ЦИ"

В данном тренажёре дано 14 слов. Смена слайдов и работа идёт при помощи триггеров и кнопок перехода. В конце дан музыкальный файл для отдыха....