Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Голубева Анна Сергеевна

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безудар­ные надежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной цели; сличение способа действия и его результата с заданным образцом; оценивание качества и уровня усвоения материала;  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_word_4.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безударные надежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной цели; сличение способа действия и его результата с заданным образцом; оценивание качества и уровня усвоения материала;  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

  1. Организационный момент.

                 Начинается урок,

                 Он пойдёт ребятам впрок,

                 Постарайтесь всё понять,

                 Учитесь тайны открывать,

                 Ответы полные давать,

                 Чтоб за работу получать

                 Только лишь оценку «пять»!

2Актуализация знаний

Проверить правильность посадки.

Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.

-Минутка чистописания. Зн на ан ни ия

- Придумайте предложения с этим словом. Определите падеж.

- Как отличить И п от В п?

Работа по карточкам в паре ( коллективная проверка)

3Самоопределение к деятельности

(На доске записана тема: «Правописание окончаний существительных в ... падеже». )

-О каком падеже будем говорить?

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

- Что из этого мы ещё мало изучали? Что требует исследования?

- В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.)

-Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.)

4 Работа по теме урока

1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже

Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группа: степь, тетрадь.

В написании окончаний каких слов вы не сомневались?

А как поступить, если окончание безударное?

Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения —а, -я, 3-го склонения — -и.)

(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы, дети в тетрадь)

2 Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 107).

-Рассмотрите таблицу.

-Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже.

-Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице?

-Объясните написание окончаний в предложении.

-Почему окончания различны?

Физминутка

( Если сущ в Р п- 3 хлопка, если нет- 3 шага)

  • Ехала машина,
  • жить без друга,
  • рассказ из книги,
  • самолёт летит,
  •  купил для брата,
  • ученица читает,
  •  около школы,
  •  после дождя

Упр. 193 (с. 108).

-Прочитайте.

Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».)

(Комментированное письмо.)

-Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

-От чего зависит выбор окончания -и или -ы? 

Выполните разбор слова (у) Коли как части речи.

-Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Объясните значение этого слова по толковому словарю.

Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке - остроумный, одарённый.

-Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, запишите.

3 Самостоятельная работа учащихся в парах

Учитель. Запишите словосочетания, изменив окончания имён сущ.

  • согрелся у (костёр)
  • выглянуло из-за (тучка)
  • добежал до (дорога)
  • отошёл от (пристань)
  • живёт около (роща)
  • остался без (корабль)

Учитель: Чья пара справится с заданием, поднимите руки.

4 Итог. Обобщение знаний о родительном падеже

Учитель: Итак, что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного?

(Учащиеся ещё раз обобщают изученный материал)

5 Рефлексия

Учитель:

  • Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали затруднения?
  • Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали «молодец»?
  • Как надо относиться к учению, чтобы быть успешным в жизни?

 Выставление оценок – Оцените свою работу на уроке.

 6. Домашнее задание с 108 упр. 192


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...