Развитие орфографической зоркости учащихся 2 - х классов . Тренажёр для использования на уроках русского языка во 2 классе .
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Коломенская Ирина Юрьевна

Дидактический материал представляет из себя блок диктантов с пропусками букв. Ребенок должен вставить пропущенные буквы,обозначая все орфограммы. Материал рассчитан на  учащихся 2 классов второго полугодия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯНВАРЬ


Диктант 1

Друз_я

Алеша принес  д_мой (                  ) щенка. Щенку дали клич?ку   _им.   Бим ел м_л_ко (                    ), суп и хле_   (нет                    )    . Скор_        он стал  бол?шой  с_бакой.  Ч_сто  друз_я играли  (в)парке. Вот  Алеша бросил палку    (за)куст. Бим н_сет (           )  мальчику палку.

Диктант 2

Рыбалка

Вот р_ка (                   )  Окун?ки. Утро. Дует теплый ветерок.  (У)воды урч_ т лягушки. (На)берегу Игор_  и Алеша. Брат_я ловят рыбу.  (В)тр_ве (                        ) с_дит (              ) кот Вас?ка. Скоро Игор_     поймал      _кун_ка   (                      ). Рыбку дали к_ту (                ). Вас?ка был рад. Алеша вытащил щ_ку. Отец похвалил р_бят. 

Диктант 3

Мишка и Васька

Это белые м_дведи. Их з_вут (                    ) Мишка и Вас?ка.      _ни (         )  бол?ш_е  и сил?ные.  М_дведей поймали в Арктике.  Т_гда     _ни (                 )были мален?кие. Мишку и Вас?ку    передали  Санкт-Петербургу.  Теперь медведи выступают в петербургском цирке на Фонтанке.

Диктант 4

Наша Родина

Наша Родина большая. В Москве все еще спят. А в Иркутске дети идут в школу. Наша Родина красивая. Здесь лес, там степь. Вот горы. Тут луга. Мы любим нашу Родину.

Диктант 5

У Миши Погожина ангина. Гриша и Саша навещ_ют товарища. У Гриш_ для Миш_

к_р_ндаш_. У Саш_   ч_десные  душ_стые  груш_. Задание на дом – новая задач_. Ч_ткие мальчики помогли товарищ_. Миша Погожин понял и  реш_л задач_.

                                                                                   Диктант 1

Друзья

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб. Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.

Диктант 2

Рыбалка

Вот река Окуньки. Утро. Дует теплый ветерок. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алеша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алеша вытащил щуку. Отец похвалил ребят. 

Диктант 3

Мишка и Васька

Это белые медведи. Их зовут Мишка и Васька. Они большие и сильные. Медведей поймали в Арктике. Тогда они были маленькие. Мишку и Ваську подарили Ленинграду. Теперь медведи выступают в цирке.

Диктант 4

Наша Родина

Наша Родина большая. В Москве все еще спят. А в Иркутске дети идут в школу. Наша Родина красивая. Здесь лес, там степь. Вот горы. Тут луга. Мы любим нашу Родину

Диктант 5

У Миши Погожина ангина. Гриша и Саша навещают товарища. У Гриши для Миши

карандаши. У Саши чудесные душистые груши. Задание на дом – новая задача. Чуткие мальчики помогли товарищу. Миша Погожин решил задачу.

Февраль

Диктант 1

Дед Кузьма  П_трович  ст_р_ж_т (                            ) са_ (                  ) .Здесь  много ябл_нь. Н_ч?ной (             ) п_рой (                )де_  (                   )   должен  с_деть(                 )   на крыльце или х_дит_  (                ) по саду. При сильном ветре де_  (                 ) надевает п_л_то. Рядом с Кузьмой П_тровичем верный бульдо_ (                   ) Альтаир.

Задание :

1.     Подчеркнуть в словах  ь- показатель мягкости

2.     Выполнить звуковой разбор слова :сидеть

3.     В 4 предложении выделить грамматическую основу, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

4.     В первом предложении определить части речи.подписать.

Диктант 2

З_мой (                          )  заинька был беленький. Настали тёплые д_ньки (               ). В_сной (               ) у зв_рька (                  ) нач_лась (                        ) линька. Он стал серенький. Вот косой б_ж_т (                )в дальний ельник. Его   б_льш_е (                    ) уш_  мелькают   среди тр_вы (                            ).

Задание :

1.     Во втором предложении определить части речи. Подписать.

2.     Разделить на слоги и для переноса слова : большие, дальний, мелькают

3.     Записать однокоренные слова к слову трава, выделить корень.

4.     Подчеркнуть  буквосочетания жи-ши,

5.     ь-показатель мягкости подчеркнуть.

6.     Звуковой разбор слова : ельник

Диктант 3

Ольга  любит тюльпаны. Они похож_ на ог_ньки (                      ). У крыльца есть б_льш_е (                           ) клумбы.

Дев_чка может целый ч_с    с_дет_   (                        )  и см_трет_ (                  ) на тюльпаны. А Машен_ка  любит васильки.

Они синенькие и голубенькие. Они очень в_сёленькие (                            ).

Задание :

1.     Разобрать по составу слова : синенький. беленький

2.     Подчеркнуть все опасные места в тексте.

3.     Звуковой разбор слова :тюльпан

4.     Написат однокоренные слова к слову час, выделить корень.

5.     В 5 предложении выделить грамматическую основу. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Диктант 4

Учит_льница Ол_га Львовна просит школьников открыть   альбомы. Они нач_ли (        )  рисовать.  Мальчик Саша рисует бульдозер. Коля рисует  кор_бельные (             ) мачты. На рисунке Маш_      б_ж_т (                    )   олень. На рисунке Даш_ журавль л_тит (                         )  в дальние страны.

Диктант 5

Ноч_ю прош_л сильный дож_ь (                    ). Л_сные(                   ) доро_ки (              ) и тропки покрылись гряз_ю. На этой тр_пе   в_дны  (            )   медвеж_и сл_ды (              ). Они прот_нулись (                  ) к ул_ям. Медведь х_тел (               ) добыть ме_ка (                     )из   пчелиного жил_я (                ). Но у с_бак отличное чут_ё. Они прогнали грабителя/

Диктант 1

Дед Кузма Петрович сторожит сад. Здесь много яблонь. Ночной порой дед должен сидеть на крыльце или ходить по саду. При сильном ветре дед надевает пальто. Рядом с Кузьмой Петровичем верный бульдог Альтаир. (32)

Диктант 2

Зимой заинька был беленький. Настали тёплые деньки. Весной у зверька началась  линька. Он стал серенький. Вот косой бежит в дальний ельник. Его большие уши мелькают

среди травы. (27)

Диктант 3

Ольга любит тюльпаны. Они похожи на огоньки. У крыльца есть большие клумбы.

Девочка может целый час сидеть и смотреть на тюльпаны. А Машенька любит васильки.

Они синенькие и голубенькие. Они очень весёленькие. (32)

Диктант 4

Учительница Ольга Львовна просит школьников открыть альбомы. Они начали рисовать. Мальчик Саша рисует бульдозер. Коля рисует корабельные мачты. На рисунке Маши бежит олень. На рисунке Даши журавль летит в дальние страны. (31)

Диктант 5

Ночью прошёл сильный дождь. Лесные дорожки и тропки покрылись грязью. На этой

тропе видны медвежьи следы. Они протянулись к ульям. Медведь хотел добыть медка из

пчелиного жилья. Но у собак отличное чутьё. Они прогнали грабителя. (35)

Март
Диктант 1

    Ноч_ю  был  сил_ный  вет_р. А всё утро  л_ёт дождь. Доро_ки  (                        )   в с_ду(    )   покрылись гряз_ю.

    В канавках   в_круг   дома  т_кут (                   )  руч_и. Но п_тух на птич_ем  дв_ре  (              ) с радост_ю   п_ёт.  А в сарайчике свин_я  с  жадност_ю  ест  из  корытца.

Грамматическое задание :

1.Подчеркни все предлоги.

2.Выпиши по 3 слова из текста, которые состоят из двух и трех слогов.

3. Обозначь все орфограммы в первом  предложении.

4.Найди грамматическую основу в последнем предложении.

5.Выполни звуковой разбор   любого слова из текста с разделительным ь.

Диктант 2

     Я вес_ло (                      )   ш_гал (                     )  по  л_сной (                            ) тр__пе (             )  чер_з    овра_ки (                      )  и руч_и.  Д_рев_я (                                     )  в   з_лёных  (             ) руба_ках (                        ) к_ч_ли (                            ) в_рхушками (                       )и шумели лист_ями.    На р_бинах в_сели (                     ) грозд_я    яг_д.    Вч_ра было б_л_шое (      )  ненаст_е.   З_мля (                           ) была  п_крыта  ветками и суч_ями. На тр_пе (             ) в_дны (                            )   с_бач_и    сл_ды (                         )  . Близко человеч_е жил_ё.

Грамматическое задание :

1.Подчеркни грамматическую основу в первом и третьем предложениях.

2.Над словами второго предложения напиши части речи.

3.Выпиши 3 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, рядом напиши проверочное. Обозначь орфограмму.

4. Выполни  разбор слова по составу : лесной, следы.

5.Подчеркни  ча-ща  в словах.

Диктант 3

     В конце в_сны (                         )  мы приехали на дач_    в  деревню Чажино Московской области. Деревня   стоит на р_ке (           )  Клязьме. Рядом течёт речка Уча. Вот я с м_ими друз_ями Ил_ёй и Аллой ст_ю  на  дощ_том    м_сту    чер_з   Уч_. По б_р_гам (                               )   в_дны (                      ) б_льшие (                           ) дачные уч_стки. За м_стом (                   ) протянулся (                         )   луг   (                         ).

Грамматическое задание :

1.     Подчеркни все опасные места в тексте.

2.     Выпиши слова с разделительным ь, раздели их для переноса.

3.     В третьем предложении подчеркни грамматическую основу. Надпиши все части речи над словами этого предложения.

4.     Выполни звуковой разбор слов : приехали. большие

5.     Подбери однокоренные слова к слову луг, напиши их, выдели корень.

Диктант 4

Поездка.

           _тец   Ил_я   об_явил нам об от_езде. Маш_  на под_ехала к  трет_ему под_езду. Натал_я и Ул_яна сели на сиден_я. Мы от_ехали от города и под_ехали к роще. На дерев_ях грачи свили гнёзда.

           Ноч_ю мы в_ехали в деревню. Нас встретила тётя Мар_я. Мы бросились в её об_ят_я. Она угостила нас вкусным варен_ем.

Грамматическое задание

1.     Обозначь орфограмму  разделительный ъ.

2.     Обозначь орфограмму разделительный ь

3.     Выпиши имена собственные. Обозначь орфограмму.

УСЛОЖНЕННЫй ДИКТАНТ:

(Разделительный  ь и ъ знаки)

   Из_явит_   желание, крепкий бул_он, пред_юбилейные дни, доб_емся успеха, памятный медал_он, в_едливый старичок, неот_емлемая часть, олен_и рога, свободный вол_ер, сер_езный разговор, взять интерв_ю, раз_яренная тигрица, об_ятые страхом, с в_ючными лошадьми, вз_ерошенная ворона, об_ездить всю страну, сверх_естественным образом, собач_я упряжка, поваленные дерев_я, отутюженный костюм, отдых на взмор_е, с_ежившись от холода.

Грамматическое задание :

1.     Обозначь орфограмму  разделительный ъ.

2.     Обозначь орфограмму разделительный ь

Диктант 1

    Ночью был сильный ветер. А всё утро льёт дождь. Дорожки в саду покрылись грязью.

    В канавках вокруг дома текут ручьи. Но петух на птичьем дворе с радостью поёт. А в сарайчике свинья с жадностью ест из корытца. (37)

Диктант 2

     Я весело шагал по лесной тропе через овражки и ручьи. Деревья в зелёных рубаш-

ках качали верхушками и шумели листьями. На рябинах висели гроздья ягод. Вчера было большое ненастье. Земля была покрыта ветками и сучьями. На тропе видны собачьи следы. Близко человечье жильё. (42)

Диктант 3

     В конце весны мы приехали на дачу в деревню Чажино Московской области. Деревня

стоит на реке Клязьме. Рядом течёт речка Уча. Вот я с моими друзьями Ильёй и Аллой стою на дощатом мосту через Учу. По берегам видны большие дачные участки. За мостом протянулся луг.

Диктант 4

Поездка.

           Отец Илья объявил нам об отъезде. Машина подъехала к третьему подъезду. Наталья и Ульяна сели на сиденья. Мы отъехали от города и подъехали к роще. На деревьях грачи свили гнёзда.

           Ночью мы въехали в деревню. Нас встретила тётя Марья. Мы бросились в её объятья. Она угостила нас вкусным вареньем.

УСЛОЖНЕННЫЕ ДИКТАНТЫ:

1. Изъявить желание, крепкий бульон, предъюбилейные дни, добьемся успеха, памятный медальон, въедливый старичок, неотъемлемая часть, оленьи рога, свободный вольер, серьезный разговор, взять интервью. 

2. Разъяренная тигрица, объятые страхом, с вьючными лошадьми, взъерошенная ворона, объездить всю страну, сверхъестественным образом, собачья упряжка, поваленные деревья, отутюженный костюм, отдых на взморье, съежившись от холода. 

Апрель

Диктант 1

Ст_ял (                          ) конец з_мы   (                                 ). В_черней (                       ) п_рой

(                        ) я ш_гал (                )   по узкой тр_пе  (                         ) через др_мучий(                          ) лес. Вокруг       царила л_сная (                 ) т_шина (                        ). Но вот я услышал д_лёкие (                      )звуки деревни. Среди ств_лов (                  ) стали в_дны (            )просветы. Я вых_дил (              ) на л_сную(                 )опушку.

Диктант 2

В г_р_дском (                                   ) с_ду (                 )    на в_рхушках (                        ) т_полей (                           )ж_вут(                    ) гр_чи(                                    ). У гр_ч_  (                            ) б_л_шое (                           )гн_здо(                                     ) из гибких   в_твей (                 ). В июне гр_чи  (                    )   должны к_рмит_    (                         ) св_их (                          ) пт_нцов (                        ). Л_вит_   (                      ) м_шкару (                           )и ч_рвей(                          ). Гр_чи (              )ч_сто    громко кр_ч_т(                         ).

Диктант 3

На з_мле (                        ) л_ж_т  (                         )  б_л_шое (                             ) бр_вно (                ). Мальчики Петя и Саша д_лжны (                    ) его расп_лит_  (                 ) на пят_    ч_стей (               ). Вот п_ла  (                    ).    _на (                      )     _стра (                     ). Р_бята нач_ли (                            ) р_ботат_. Труд пильщиков т_жёл (                       ). Но з_мой (                    ) у    них будут др_ва  (                          ).

Диктант 4

Ст_рик (               )    Ст_пан     (                ) П_трович (             ст_р_ж_т (                                                 ) сад. В с_ду (                     ) на в_твях (                          ) в_сят (                                          )груш _  .Ест_ несколько   б_л_ш_х (                              )яблон_ и много слив. Н_чной (                ) п_рой (                        )        стор_ж (                             ) с_дит (                      ) у      _кна (                     ). От  ветра  скр_пят(                     ) ств_лы (              )    груш. Во дв_ре(                       ) у ст_ны(                              ) в_дна (               )бу_ка (                     )      овчарки Стрелки.

Диктант 5

В_сной (                             ) мы ч_сто х_дили (                 )   в лес. Хор_шо (             ) бр_дит_ (                   ) по л_сным (                  ) ч_щ_м. Тр_па(                   )   п_тляет(                  ) среди    ств_лов (                       ). В м_л_дой (                 )    з_лёной (                       ) тр_ве (                       ) её можно и пот_рять (               ). На в_твях (                    ) п_ют (                 )  пичужки. Л_сные (        )    п_вцы (                    )в_с_лят (                         )нас.

Диктант 1

Стоял конец зимы. Вечерней порой я шагал по узкой тропе через дремучий лес. Вокруг царила лесная тишина. Но вот я услышал далёкие звуки деревни. Среди стволов стали видны   просветы. Я выходил на лесную опушку.

Диктант 2

В городском саду на верхушках тополей живут грачи. У грача большое гнездо из гибких  ветвей. В июне грачи должны кормить своих птенцов. Ловить мошкару и червей. Грачи часто   громко кричат.

Диктант 3

На земле лежит большое бревно. Мальчики Петя и Саша должны его распилить на пять   частей. Вот пила. Она остра. Ребята начали работать. Труд пильщиков тяжёл. Но зимой у   них будут дрова.

Диктант 4

Старик Степан Петрович сторожит сад. В саду на ветвях висят груши. Есть несколько   больших яблонь и много слив. Ночной порой сторож сидит у окна. От ветра скрипят стволы  груш. Во дворе у стены видна будка овчарки Стрелки.

Диктант 5

Весной мы часто ходили в лес. Хорошо бродить по лесным чащам. Тропа петляет среди  стволов. В молодой зелёной траве её можно и потерять. На ветвях поют пичужки. Лесные  певцы веселят нас.

Май

Диктант 1

                                                               Рыбалка

Павлик и Юра — брат_я. Они ж_вут в с_ле Нива. Днём мальч_ки пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Р_бята стали рыбачить. Рядом с_дел кот Вас_ка. Юра тащит окун_ка. Эту ры_ку дали Вас_ке. Вас_ка был ра_. Павлик поймал щ_ку.

Диктант 2

                                                   Компас
Было тёплое утро. На дер_в_ях уже лопнули почки. Из з_мли пок_залась мол_дая тра_ка. Цв_ли ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по у_кой тр_пе. Она выв_ла мальч_ка к руч_ю. Он напился холодной в_ды и поб_жал к палатке. На з_мле л_жали круглые ч_сы с острой стрелкой. Это был компас.

Диктант 3

                                                 Гроза
Наступила большая засуха. Пыль ст_яла над п_лями. Руч_и и речки выс_хли.
На тр_ве нет р_сы. Длинные сухие ветки д_рев_ев тр_щат от ж_ры. М_л_дые б_рёзки и ду_ки опустили свои л_сточки. Вдруг по_вилась туча. Зам_лчали птицы. Ударил сильный гром. Он ух_дил через п_ля и л_са на юг. Полил дождь. Тра_ка, д_ревья осв_тились. Как всё кругом стало радостно!

Диктант 4

                                                             Дружба

 Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. В_сной Мурка родила пять к_тят. К_тята быстро р_сли. Однажды кошка ушла. Котята п_щали. Мухтар стал играть с малышами. Б_льшой к_тенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала к_рмить к_тят м_л_ком. Мухтар вес_ло см_трел на друзей.

Диктант 5

Ос_нь. Давно ул_тели на юг журавли. В л_су смолкли птич_и песни. Ч_сто л_ют дожди. Сильный вет_р рвет лист_я с д_ревьев. Над ел_ю кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В суч_ях с_сны ж_лье зв_рька.

Диктант 1

                                                               Рыбалка

Павлик и Юра — братья. Они живут в селе Нива. Днём мальчики пошли на рыбалку. Вот и речка Клязьма. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот Васька. Юра тащит окунька. Эту рыбку дали Ваське. Васька был рад. Павлик поймал щуку.

Диктант 2

                                                   Компас
Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

Диктант 3

                                                 Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Диктант 4

                                                             Дружба

 Пес Мухтар и кошка Мурка дружили. Весной Мурка родила пять котят. Котята быстро росли. Однажды кошка ушла. Котята пищали. Мухтар стал играть с малышами. Большой котенок влез Мухтару на спину. Пес был рад. Скоро пришла Мурка, она стала кормить котят молоком. Мухтар весело смотрел на друзей. (47 слов)

Диктант 5

Осень. Давно улетели на юг журавли. В лесу смолкли птичьи песни. Часто льют дожди. Сильный ветер рвет листья с деревьев. Над елью кружили клесты. Вот качнулась ветка. Это прыгнула белка. В сучьях сосны жилье зверька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

Рабочий лист по русскому языку 4 класс. Подготовка к работе МЦКО по русскому языку 2023 год 4 класс. Задания 16 - 20

Подкотовка к работе МЦКО по русскому языку 2023 год 4 класс. Задания 16 - 20 (синтаксис, морфология, озаглавливание текста, восстановление последовательности пунктов плана, составление продолжен...