Система упражнений для формирование навыков культуры речи на уроках русского языка во 2 классе
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Клунко Дарья Сергеевна

Данная система упражнений направленна на формирование культуры речи на уроках русского языка во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi._klunko.docx196.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Система упражнений для формирование навыков культуры речи на уроках русского языка.»

Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш, - являются факелом педагогического мастерства и индивидуального творчества.

( слова В. А Сухомлинского )

Все мы знаем, что от учителя начальных классов действительно многое зависит. Ребенок после беззаботного дошкольного детства оказывается в большом и часто разновозрастном коллективе. Как тут не растеряться? Вот первый учитель и обязан помочь ребенку адаптироваться, научить его трудиться.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания ,но и умеет использовать эти знания в жизни ,который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого -культура речи и культура общения.

Развитие   речи   учащихся - одна   из   основных   задач   начального

образования.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Человек обладает бесценным даром речи,  он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы: учиться мгновенно выбирать точное и меткое слово, свободно строить предложения и текст, учиться владеть дыханием и голосом, интонациями. Он учится читать и писать, т. е переходить с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный, - и обратно.

Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает  от близких ему людей, из языковой среды. Побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка.. Развитие речи детей происходит на уроках математики, окружающего мира , музыки , технологии, изобразительного искусства.

Звуковая сторона  речи  -  принадлежность устной речи.  От звукового оформления зависит эмоциональности речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента включаю работу над звуковой ее стороной.

Данная система упражнений направленна на формирование культуры речи на уроках русского языка во 2 классе.

  1. Артикуляционная гимнастика.

C:\Users\Дашуля\Desktop\мое\Учеба\Курсы повышения квалификации\арт-гимн3.jpgC:\Users\Дашуля\Desktop\мое\Учеба\Курсы повышения квалификации\арт-гимн3.jpg

  1. . Работа с лентой букв.

Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Почему их так называют?

Согласные всегда мягкие.

Согласные всегда твердые.

Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

  1.  Убери одну фонему.

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

Вот так: горсть – гость.

Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

Добавь фонему.

Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Вот так: шар – шарф.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

  1.   Помоги звукам.

Помогите гласным и согласным быть вместе. Соедините их так, чтобы получились слова.

Ж – к

у

к – в – р

Д – м

о

к – р – в-

М – ш – н

а

с – лнц –

Кн – г -

и

л – дк –

Р – д – сть

ы

шк – льн – к

Хв – ст – к

е

п – н – л

К – зл – н – к

ё

р – н – ц

  1.  Выбери и подчеркни слова, в которых ударение падает на третий слог.

Горох, кочан, капуста, картофель, морковь, огород, овощи, огурец, помидор, растение, салат, урожай, овес, пшеница.

6. Реши кроссворд.

- Реши кроссворд. Запиши слова отгадки. Поставь над ними знак ударения.

http://festival.1september.ru/articles/418114/Image725.gif

1) Сто одежек и все без застежек.

2) Продолжи: замечательный, послушный, …

3) Ребенок женского пола.

4) Пальто, шапка, варежки – это …

5) Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это? …

6) Имя, отчество, …

По вертикали:

  1. Развернули дети голубые сети,
  2. Но за партой, а не в речке,
  3. Не на рыб, а на словечки.

2) Промышленное предприятие.

3) Кто в классе прибирается, моет доску?

4) Маленькие домики по улице бегут,

Девочек и мальчиков домики везут.

5) Кто учится в школе?

  1.    Закончите предложения словами, начинающимися на букву О.

Было очень жарко, и мама открыла все …(окна). Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…(осы). Я очень люблю кедровые …(орехи). Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное …(облачко).

  1. Составь рассказ по картинке

C:\Users\Дашуля\Desktop\мое\Учеба\Курсы повышения квалификации\img12.jpg

  1.  Упражнение «Иду по луже» 

Мама не разрешала Сереже ходить по лужам. Но однажды он заметил посреди лужи испуганного котенка, на которого рычала злая собака. Сережа не растерялся, вошел в лужу, взял котенка на руки и прогнал собаку. Правильно ли поступил Сережа, нарушив запрет мамы? 

  1.  Трудоустройство

Методика проведения:

* Перед уроком учитель предлагает трем ученикам подготовить сценку.

 Роли: директор магазина, администратор, неопрятно одетая молодая женщина.

Неопрятно одетая молодая женщина стучит в дверь кабинета директора. Директор просит ее войти.

- Здравствуйте. Меня зовут Мария Ивановна, я хотела бы работать продавцом в вашем магазине.

 - Где вы разделись?

 - Я положила пальто на стул.

 - В каком районе Вы живете? Удобно ли Вам будет добираться до работы?

 - Да, удобно. Я еду только на транвае.

 - Вы обходитесь без метро?

 - Да, метро мне не нужно.

Директор вежливо отказывает этой женщине. В кабинет директора заходит администратор.

 - Иван Николаевич, Вы приняли на работу эту женщину?

 - Нет!

 - Почему?

 - Она была очень неопрятно одета и причесана. И к тому же, она говорила «транвай, магазин и положить».

Вопросы к учащимся после просмотра сценки:

 - Какова основная причина того, что директор не принял женщину на работу?

Педагог подводит учащихся к выводу о том, что культура внешнего вида и культура речи взаимосвязаны и составляют общую культуру человека.

  1.  Игра «Найди клад».

Детям предлагается найти клад по запискам.

1 записка (у доски): Определив, на какой по счету слог падает ударение в слове «магазин», вы узнаете номер кабинета, где спрятана следующая записка.

2 записка (в кабинете № 3): Сделайте от кабинета в сторону окна столько шагов, какой по счету слог является ударным в слове «звонит».

3 записка (на расстоянии двух шагов в сторону окна от каб. № 3): Определите, на какой слог падает ударение в слове «занял», и узнаете, на каком по счету справа окне прикреплена следующая записка.

4 записка (на первом окне справа): Идите к лестнице. На этой ступеньке сверху вы найдете клад (включат).

Таким образом, двигаясь по запискам, дети находят клад – угощенье.

  1. Отгадай загадки.

Методика проведения:

 - Для чего нужны знания об ударении?

Эти знания помогают и поэтам. Послушайте загадки. Запишите последние слова в стихотворениях – отгадки. В этом вам поможет рифма. Поставьте в словах- отгадках ударение.

1) Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не промокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы меня? Я (свёкла).

2) Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все (алфавит).

Последняя загадка записана на доске.

3) На столе у нас стоит

Телефон, весь день (звонит).

На носочки я встаю,

Телефон не достаю.

При проверке педагог просит произнести слова – отгадки с ударением.

Если дети произносят верно, тогда учитель показывает карточку с рисунком - отгадкой.

  1.  Поставь ударения.

Методика проведения:

На листе ватмана написано стихотворение. Учитель просит 2 – 3 учеников прочитать его. Интересуется, у всех ли вышло стихотворение? Почему не получилось? Какую роль для создания стихотворения играет ударение? А может быть в слове два ударения?

Прочитайте стихотворение еще раз. Спишите подчеркнутые слова. Поставьте над ними знак ударения.

Начал, задал, заняла, позвонит, перезвоните.

Эти хитрые слова правильно произносите!

Инструмент лежит в портфеле. Много букв есть в алфавите.

Чтобы свой найти квартал, километр один пройдите.

Скоро фонари включат, очень скоро, подождите.

А пока, пять раз подряд, слова эти повторите!

При проверке педагог просит всех встать из-за парт. По очереди дети называют слова, выделяя голосом ударение. Если ударение в слове поставлено верно, все дети приседают, если есть ошибка – все ученики стоят.

  1.  Игра «Шифровальщики»

Методика проведения:

Педагог сообщает детям, что они будут выполнять необычное задание: поработают шифровальщиками и узнают код секретного замка. Для этого надо

выслушать задание, найти правильный ответ среди предложенных и записать в таблицу только номер правильного ответа. Если дети сомневаются в выборе варианта и постановке ударения, то уточняют в словарях (словарь в учебнике, орфографический словарь, словарь трудностей произношения). Задания читает учитель, варианты ответов записаны на доске.

1) Найди слово с ударением на первом слоге:

1. свёкла      2. заняла     3. звонит      4. включат

2) Найди слово с ударением на втором слоге:

1. задал      2. позвонит    3. включат    4. занял

3) Найди слово с ударением на третьем слоге:

1. заняли    2. начали     3. задали      4. алфавит

4) Найди ошибку в постановке ударения:

1. звонят     2. звоним     3. задал       4. начали

5) Найди ошибку в постановке ударения:

       1. занял      2. позвонит   3. включат    4. свёкла

1        

2

3

4

5

 1

3

4

3

2

Верхняя строка в таблице – номер задания, нижняя –   правильный ответ.

  1.  Распредели на группы.

Методика проведения:

 - Чем связаны понятия: гласный звук, слог, ударений? Поставьте эти понятия в нужной последовательности. Объясните эту последовательность.

На доске начерчены схемы. Нужно распределить слова на группы: с ударением на первом, на втором, на третьем слоге. После записи слов, поставьте над ними знак ударения.

____|____      ___|____|___      _____|_____      ____|____|___     ____|____|___

Педагог показывает карточки со словами, ученики записывают слова в нужный столбик.

Слова: документ, начал, позвонит, квартал, задали, свёкла, звонят, включат, заняли, задал, повторим, начали.

При проверке ученики по очереди выходят к доске и прикрепляют карточки со словами под нужной схемой.

  1.  Игра «Помоги товарищу».

В течение трех дней дети замечают ошибки в постановке ударения, встречающиеся в речи одноклассников, и тактично помогают товарищам их исправлять. Педагог наблюдает за речью детей: получается ли у них переносить в общение полученные знания об ударении. Если ребенок помог товарищу три раза, то получает «5».

  1. Вставь пропущенную гласную.

Цель:  Отработка умения проверять безударные гласные и правильно определять ударения в слове.

Методика проведения:

На доске написаны слова с пропущенными гласными.

- Как вы думаете, почему они пропущены?

- Подберите к этим словам проверочные и запишите их под стрелками.

Зан__ли,  зад__ли,  зв__нит

 - Какая функция ударения показана в этом упражнении?

 - А все ли гласные в слове безударные?

 - Обозначьте во всех словах ударение.

  1.  Измени слово.

Цель:  Формирование умения правильно ставить ударение в труднопроизносимых глаголах, входящих в предложение.

Методика проведения:

На доске записаны предложения. Учащиеся списывают предложения с проговариванием вслух, изменяя глаголы по вопросу. Над полученными глаголами ставят знак ударения.

1) Я долго ждал, когда вновь (звонить    что сделает?) телефон.

2) Все собрались за столом и мы (начать      что сделали?) обедать.

3) Войска (занять     что сделали?) свои позиции и начался бой.

4) После экскурсии ребята (задать      что сделали?) экскурсоводу свои вопросы.

5) В следующем году Вову (включить      что сделают?) в сборную команду по футболу.

  1.  Вставь слово.

Цель: Формирование навыка чуткого реагирования на неправильно произносимые слова и умения правильно расставлять ударение в труднопроизносимых глаголах в тексте.

Методика проведения:

На доске записан текст с пропущенными словами.

 Дети читают текст по одному предложению цепочкой, вставляя вместо пропусков нужные слова, пользуясь словами для справок.

Затем, также по очереди, ученики выходят к доске и вставляют карточки со словами для справок в предложения по смыслу.

Учитель приглашает ученика, желающего участвовать в инсценировке. Вторую роль играет сам педагог. С помощью игрушечных телефонов и карточек с ролями учитель и ученик показывают сценку.

Задание всему классу, т. е. зрителям – услышав неправильное произношение слова – хлопнуть в ладоши над головой и исправить ошибку. (Учитель намеренно делает ошибки при употреблении труднопроизносимых глаголов.)  

     ………………   Павлик:

- Не помнишь, что учительница по  чтению ………………?

- Помню, …………… текст на странице 60, его и …………….

И почему на счет уроков все мне …………...? Только …………….. портфель собирать, снова звонок. Мама сердится, говорит - телефон ……………. Ну разве плохо знать, что учитель ………….?

Слова для справок:

Задала, начал, звонит, задал, звонят, повторишь, задали, отключит.

После инсценировки текст записывается в тетради, обозначается ударение над вставленными словами.

  1.  Творческое домашнее задание «Я смотрю телевизор, я слушаю радио, я слышу разговоры на улице».

Дети собирают копилку ошибок. Затем, на следующем уроке, все учащиеся представляют собранные ошибки и их исправляют.

Выводы.

1. В ходе этой работы качественно меняется содержание деятельности детей. У многих за счет работы со словарями значительно вырастает самооценка. Многие задания служат стимулом для развития доказательной речи детей, образного мышления, повышения концентрации внимания, познавательного интереса. Дети приобретают навыки коллективной работы.

2.  Система упражнений способствует развитию умения слышать ошибки в постановке ударения в словах и реагировать на неправильное произношение, пользоваться словарями для проверки.

3. Данная система упражнений формирует навыки культурной речи на уроках русского языка во 2 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?Для решения этой задачи я вела работу в следующих...

Система упражнений по формированию навыка фонетически правильного письма

Помощь в преодолении наиболее сложного этапа обучения фонетически правильному письму ....

Формирование навыков культуры речи на уроках русского языка

Опыт работы показывает, что всё-таки многие выпускники школы по-прежнему слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это показывают и результаты тестирования по русскому языку. Из трех...

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»

«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы  при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...

Система упражнений для формирования навыка грамотного письма под диктовку. 3 класс. Программа "Школа России"

Предлагаю систему упражнений для дополнительных занятий по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России". Эти задания могут использовать не только учителя начальных классов в своей р...