Урок русского языка в 3 классе по теме " Правописание слов с разделительным твердым знаком"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Татьяна Валентиновна Каюшкина

Урок объяснения нового материала,в конспекте представлены задания для детей по уровням.,групповая работа по составлению алгоритма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tverdyy_znak.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №17

Открытый урок русского языка

по теме

«Правописание слов с разделительным твердым знаком»

( « Школа России»)

Подготовила:

  учитель начальных классов

 МОУ-СОШ №17

Каюшкина Татьяна Валентиновна

   

                                          город Клин

Цель: формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком

Задачи:

Образовательные:  

         развить умение писать слова с разделительным  Ъ знаком,

        научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ,

        научить образовывать однокоренные слова с ъ знаком,

        развивать орфографическую зоркость,

        обеспечивать более прочное усвоение знаний;

Развивающие:    

        развитие логики, мышления,

        закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и      доказательства.

Воспитательные:  

        формирование интереса к русскому языку,

        способствовать воспитанию  саморазвивающейся  личности,

         развивать умение детей работать в  коллективе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь гостям. Вот видите и они вам улыбнулись . Повернитесь теперь ко мне лицом. Разотрите свои ладошки. Потерли? Приложите ладошки к своим щечкам, чувствуете тепло? Положите свои ладошки на ладошки соседа, пожелайте друг другу успеха, удачи, старания.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

- Тихо сядьте.

2. Актуализация опорных знаний

- Откроем тетради, запишем число, классная работа. (проверьте посадку при письме)

-Чистописание:

-Вспомните, какие буквы русского языка не обозначают звуков?

-Запишите строчку ,чередуя твердый знак и мягкий знак.

- Спишите слова с твердым знаком, обращайте внимание на соединения букв

( письмо, коньки, съел, подъехал, объехал)

-Какие слова вы записали? Подчеркните в словах Ъ знак.

-Повторение:

-Вспомните, над какой темой мы работали с вами на прошлых уроках? ( о приставках и предлогах)

-Что такое приставка? Для чего она служит?

- А что такое предлог?  

-Как предлоги пишутся со словами, перед какими частями речи предлоги никогда не пишутся? (глаголами)                                    

-Спасибо! Молодцы! Не забыли за каникулы пройденный материал.

3. Изучение нового материала.

- Ребята, к нам на урок должен прийти сказочный персонаж. Но вам надо отгадать загадку, чтобы  узнать этого героя.

Голосистый наш герой
Носит шпоры за собой.
Раньше зореньки встаёт,
Громко песенки поёт.
( Петух )                                                  - Правильно, это Петух. Я думаю вы знаете, что 2017 год – это год Петуха. Наш гость пришел к нам на урок не с пустыми руками, а с одной интересной историей, которую велел мне вам прочесть. Сядьте ровненько и слушайте.

« Жил- был на свете мальчик Незнайкин .Он учился в 3 классе. Однажды на уроке русского языка оно писал диктант, и вот, что он написал «Кот с…ел всю сметану и побежал в под..езд »

-Ой! Ой! Ой!  - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе нас на смех поднимут!»

- Ребята, как вы думаете, почему слова  заволновались. Есть ли у вас желание исправить ошибки, чтобы слова остались довольны?

-Где же ошибки? В каких словах что-то не так? ( называют)

- А вы все сможете безошибочно написать эти слова? Почему? ( дети высказывают свои мнения)

- Нет, не можем. Не знаем правило написания  слов с разделительным Ъ знаком.

- Следовательно , можете ли вы определить над какой темой мы будем работать на уроке?

 Написание слов с разделительным  Ъ знаком

- Молодцы! Нам  надо узнать, когда же пишется Ъ знак!

4. Наблюдение над правописанием  слов с разделительным Ъ знаком

-Ребята, а Петушок хочет ,чтобы вы образовали однокоренные  слова при помощи корня –езд- и приставок      вы-, пере-, при-, за-

- Запишите эти слова, выделите приставки.                            

( у доски работает один ученик)

-Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто- то выполнил иначе?

-А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками    с-, об-, в-, под-. Приставки выделите.

( один ученик на доске пишет)                                                  

- Давайте проверим правильность выполнения задания Петушка. Кто сделал ошибки? Кто верно написал?

(покажите сигналы)

- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое? Посмотрите на приставки! Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки : на гласную или согласную?  После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак?

-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется разделительный Ъ знак?

( разд.Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е,е,ю,я)

-Откройте учебник на стр.134. Прочитаем правило (читаем хором)

- Верно ли мы сформулировали это правило?

-Прочитайте его еще раз себе. Расскажите его соседу по парте. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант. Дома вы его выучите наизусть.

- Сможете ли вы, ребята, исправить ошибки в диктанте мальчик Незнайкина?

( исправляем)

-« Съел, подъезд»

- Вывод: разделительный Ъ знак в слове - это орфограмма.

- Прочитайте правило на с.136,запомните его.

5. Здоровьесберегающая  физминутка:

- Молодцы! Продолжаем наш урок.

6. Закрепление нового материла.

- Ой! Слышите страшное рычание? Это не серый ли волк здесь рыщет? Добычу себе ищет…

- Ребята, давайте узнаем по учебнику, что разозлило волка?

-c.135 №265 упражнение.

-( Прочтите стихотворение про себя, подготовьте выразительное чтение)!!!

- Читает ребенок.

- Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа)

- Петушок  дает вам задание: выпишите из данного стихотворения слова с разделительным Ъ знаком. Выделите в них приставки, подчеркните Ъ и букву после него)

-( дети пишут слова: Разъярен, съесть ,съедобен, съеденья, съежась, объегорил)

(один ученик на доске)                                                                

- Встретились ли однокоренные  слова?

7. Работа над развитием речи учащихся

- Какой частью речи является выделенное слов? (глагол)  Поясните смысл этого слова.

- Объегорить  - значит кого-то обмануть, обхитрить . А ну-ка, присмотритесь, к слову и скажите, как же звали самого хитрого человека? (Егор)

-Действительно, когда-то Егор был самым хитрым , и люди стали говорить про человека ,поступающего так же ,как Егор –«объегорил»

 

8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

- Ребята, давайте покажем нашим гостям и Петушку насколько хорошо мы уяснили , когда в словах пишется Ъ, а когда он бывает не нужен.

- А  нам надо составить алгоритм , который поможет вам быть грамотными и правильно писать слова с разделительным Ъ знаком.

- Вы поработаете группами. Я вам даю конверт, вам необходимо собрать алгоритм, ваши шаги, и приклеить их на листочек.

1) Рассмотреть слово.

2) Разобрать слово по составу.

3) Определить, есть ли в слове приставка.

4) На какую букву оканчивается?

5) С какой буквы начинается корень?

6) Сформулируйте правило

(Формулируют правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак)

-Какая схема у нас получилась?

( работают)

-Какая группа будет готова – поднимите дружно руки.

- Давайте сравним с эталоном.

- Молодцы! Спасибо вам!

9. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

- У каждого ребенка на парте лежат карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните  задания в соответствии с алгоритмом , в конце урока вложите их в свои тетради

1 карточка.

1 уровень.

Спишите слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркните гласные после Ъ

Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить.                    

2 карточка.

II уровень.

Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак.

По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол…

Оценю 2 чел.

3 карточка

3 уровень.

Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый и знак, гласную букву после него подчеркните:

Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление  в газете, первый под…езд.

(работают)                                            

- Хорошо, закончили работу, отложите  карточки.

10. Рефлексия деятельности

- Наш урок подошел к концу. Чему же мы научились на уроке?

-Как вы считаете, выполнили ли мы задачи урока?

-Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал , дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку.

-Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.

-Я думаю, что наши гости -учителя и Петушок остались довольны вашей работой, похлопаем себе!

11. Домашнее задание :

Выучить правила с.134,136 , с.135, Упр.  266 ,268( по выбору) 

Спасибо всем за урок!  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфографи...

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Тема: Правописание  слов с разделительным твёрдым знакомТип урока: ОНЗЦель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Конспект урока русского языка в 3 классе программа «Школа России»Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным т...

Урок русского языка 3 класс по теме "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ"

Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне» и алгоритм действий при работе с...