Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме: "Правописание суффиксов - ик - и -ек -"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Раева  Светлана  Анатольевна

..................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_russkogo_yazyka.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технлогическая  карта  открытого урока по русскому языку

«Правописание суффиксов -ек, - ик»

3 класс

Урок  подготовила  и  провела  учитель  начальных  классов  Раева  Светлана  Анатольевна.

Тема: Правописание суффиксов -ек, - ик, -ок.

Тип: Изучение нового  материала.

Задачи: формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости - звонкости согласный звук в  корне, приставке или суффиксе. Писать слова с суффиксами – ик, - ек-, способствовать развитию орфографической зоркости, логики;   способствовать формированию умения работать; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить и выделять изучаемую орфограмму в слове,
  • правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек,
  • работа  по  составленному  алгоритму;
  • составлять текст из деформированных предложений.
  • составлять  словосочетания  из  слов;
  • работа  над  транскрипциями  слов  с  разными  орфограммами;
  • распределение  слов  в  группы  по  различным  признакам;

Метапредметные:

познавательные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; планировать действия для решения учебной задачи;
  • формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

                  регулятивные:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; 
  • подводить промежуточные итоги работы над темой;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку,  а  также  оценку  работы  других;

          коммуникативные:

  • отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку.
  •  способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Ресурсы урока: 

  • учебник: В.П.Канакина  Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2016.
  • Рабочая  тетрадь  на  печатной  основе  В.П.Канакина  М:  Просвещение  2016 год.
  • - мультимедийный проектор,   презентация  к  уроку;
  • - фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
  • - шаблоны с алгоритмом
  • - карточки для групповой работы;

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Орг. момент.

                                                             УУД:  строить речевое высказывание на определённую тему ( познавательные);

                                                                         участвовать в обсуждении вопросов ( коммуникативные);

                                                                         высказывание своей точки зрения (коммуникативные);

                                                                         общение и взаимодействие друг с другом (коммуникативные)

                                                             проявлять интерес к русскому языку (личностные);

                                                             способствовать воспитанию положительной мотивации к учению (личностные ).

                                                                       

  • Учитель проверяет готовность учеников к уроку, настраивает детей на получение новых знаний.

  •   Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, оценка,  

            самооценка.

  • Самооценка  настроя  на  урок.

  • Самоопределение  к  началу  работы.
  • Организует проговаривание девиза урока.

  • Ученики настраиваются на рабочий процесс.

Ребята, а сейчас улыбнитесь друг другу,

 Сядьте удобно, закройте глаза.

 Мысленно повторяйте за мной:

 Я в школе на уроке.

 Я радуюсь этому ,(пауза)

 В моей душе светит солнце.

 Я хочу учиться! Я очень хочу учиться!

 Я  хочу  узнать  много  нового.

 Я  буду  стараться.

  • (  У  каждого  карточки  с  буквами   Я.  Ребята  раскрашивают   1  букву   соответствующим  цветом).

Я  Я

     Я  в  хорошем    настроении.   Я  хочу  и  буду  работать  с  

                                  удовольствием.

    У  меня   не  очень  хорошее  настроение,   но  я  буду  работать.

    У   меня  нет  ни  настроения  ни  желания  работать.  

  • Девиз: «  С  маленькой  удачи  начинается   большой    успех».    

                                                                               Актуализация необходимых знаний.

                                                           УУД:    строить речевое высказывание на определённую тему ( познавательные);

                                                                         участвовать в обсуждении вопросов  (познавательные.  коммуникативные);

                                                                         самопроверка  и  самоконтроль (личностные);

                                                                         проверка работы и оценивание её  у  товарищей( коммуникативные);

                                                                         высказывание своей точки зрения (личностные  и  коммуникативные);

                                                                         общение и взаимодействие друг с другом ( коммуникативные)

                                                                         актуализация  полученных  ранее  знаний  по  теме (познавательные)

                                                                   работа  над  транскрипциями  слов  с  разными  орфограммами (познавательные);

                                                                   распределение  слов  в  группы  по  различным  признакам (познавательные  и  коммуникативные).

Работа  в  группах  сменного  состава:

  • У  каждой  группы  транскрипции  слов.   Расшифруйте  слова  и  разделите  их  на  группы.  Запишите  по  группам.
  • Как проверить написание слова с орфограммой в корне?
  • А если орфограмма в приставке или суффиксе?
  • В  какой  части  слова  не  встретились  орфограммы?
  • Как  по-  другому  можно  распределить  слова  по  группам?

     

   Графический  диктант:

  • Актуализация  знаний  о  суффиксе;
  • Ставят  знаки  +  или  - .
  • Самопроверка.
  • Что  ещё  мы  знаем  о  суффиксах?  (   Суффиксы  с  уменьш – ласк.  Знач.,   образовать  професии  людей,  названия  детенышей  животных,  качества  характера   итд.  )

  • Читают слова. Делят  слова  на  группы.   Предлагают варианты ответов.   (  По  орфограммам  или  по  частям  речи).

       стрелец            стрижка                капустный         закрыть    

       кривой             лестница              прогулял            резкий

  • Каждая  группа  озвучивает  результаты  своей  работы.
  • Проговаривают  правила  проверки  орфограмм  в  корне  слова.
  • Называют  часть  слова,  в  которой  орфограмма  не  проверяется.  (приставка).

             Графический   диктант:

            1. Суффикс- это  часть речи.

           2. Суффикс – это  часть  слова.

           3.  Суффикс  стоит  после  корня.

           4.  Суффикс  служит  для  образования  форм  слова.

           5.  Суффикс  служит  для  образования  новых  слов.

  • Самоконтроль,  самооценка  смайликом.
  • Устные  примеры  образования  существительных  с  помощью  суффиксов.

Самоопределение к деятельности.

              УУД:   уметь проводить   сравнение по заданным критериям (познавательные);

                           уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя  (регулятивные);

                       новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма (познавательные);

                           уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (коммуникативные);

                           уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (познавательные);

                         образовать  однокоренные  слова  с  уменьшительно – ласкательным  значением ( познавательные).

  • На экране: замок, ключ. Предлагается  образовать  однокоренные  существительные  с  уменьшительно – ласкательным  значением.  В  какой  части  слова  встретилась  орфограмма?
  • Формулировка    проблемы  и  темы  урока.
  • Предлагает просмотреть фрагмент мультфильма « В стране невыученных уроков». Помогает сформулировать тему, задачу урока.

  • Образуют  существительные  с  уменьшительно – ласкательным  значением:  ключ..к.  замоч..к.
  • Предполагают  варианты  написания.
  • Определяют  проблему.
  • Делают вывод, что на уроке будут учиться писать слова с суффиксами –ик, -ек.                                                                    

Организация познавательной деятельности.

                       УУД:   уметь проводить   сравнение по заданным критериям  ( познавательные);

                                    уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные);

                                    новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма  (познавательные  и  регулятивные);

                                     уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других  (регулятивные  и  коммуникативные);

                                     уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов  (познавательные);

                                     умение   применять  полученные  знания,  работать  по  алгоритму  коллективно  и  самостоятельно  (познавательные  и  регулятивные);

                                    находить  о  выделять  нужную  орфограмму  в  слове  ( познавательные);

                               правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек  (познавательные);

  • Организует наблюдение за правописанием суффиксов – ик, - ек,  в упр.242 учебника.
  • Организует работу в парах с упр. 242   по  заданному  учителем  алгоритму.  
  • Предлагается  сделать  вывод  по правильному написанию безударной гласной в суффиксах  -ек-  и  -ик-   имён существительных.  Сформулировать  алгоритм  действий  по  правописанию  этих  суффиксов.

  • Предлагает подвести промежуточные итоги.

Спрашивает, о правописании каких  суффиксов узнали, как проверить их написание, чему ещё следует научиться.

  • Работа  по  учебнику  (  стр.  126    упр.  243)    Ознакомьтесь  самостоятельно  с  заданием.   Что  от  нас  требуется?    Начинают  с  коллективным  проговариванием,  заканчивают  самостоятельно  (  Проверка  консультантов ).  Оценивание.

  • Дети  работают  в  парах  над  упражнением  по  алгоритму:

1.  Провести  анализ  предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.

2.  Сравнить  между собой  группы  слов.

3.  Обобщить  полученные  результаты  и сделать  вывод  в  соответствии с темой  урока.

4.  Создать   алгоритм  о правописании суффиксов –ик, -ек.

  • По итогам наблюдений и рассуждений делают вывод о написании названных суффиксов. Соотносят вывод со сведениями в учебнике.  Читают  правило  в  учебнике. Обсуждают порядок выполнения. Проговаривают правило проверки написания суффиксов. Представляют результаты.
  • Обобщают сведения о правописании суффиксов –ик, ек.   Вставляют  пропущенные  буквы  в  суффиксы  слов  ключик,   замочек.

  • По итогам наблюдения и рассуждений делают вывод о написании названного суффикса. Соотносят вывод со сведениями в учебнике.
  • Работа  по  учебнику  (  стр.  126    упр.  243)     Начинают  с  коллективным  проговариванием,  заканчивают  самостоятельно  (  Проверка  консультантов ).  Самооценивание   своей  работы  смайликом.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

           УУД:  умение действовать по алгоритму, правилу (познавательные  и  регулятивные);

                       умение применять  алгоритм, правило в самостоятельной деятельности (познавательные);

                уметь оформлять свои мысли в устной  и  письменной   форме, слушать и понимать речь других  (регулятивные  и  коммуникативные);

                       использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения

                       упражнений  (познавательные  и  регулятивные);

                      уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (познавательные  и  регулятивные);

                 составлять текст из деформированных предложений (познавательные);

                 составлять  словосочетания  из  слов (познавательные).

  • Предлагается  поучаствовать  в  «Словестной  дуэли»   (устная  работа  в  парах),   отработка  действия  по  алгоритму  и  правилу  написания  суффиксов.   Учитель  называет  слова,   дети  показывают  на  правильный  суффикс.

  • Предлагается  продолжить  работу  в  паре   по  вариантам.   Исправить  ошибки.  1  варианту  записать  слова  с  суффиксом –ек - ,  2  варианту – с  суффиксом –ик -.

  • Разноуровневые  задания  по  группам.

1  группа – учебник  с. 126  упр.244

2  группа – задание  на  слайде.

  • Планируют действия.   Рассуждают  по  алгоритму.

Кузнечик, орешек,  птенчик, горошек, мальчик, столик, мячик, песочек,  барашек,  платочек,  цветочек, билетик,  зубчик.

  • Дети  работают  в  паре,  показывают  указкой  на  правильный  суффикс.
  • Дети  работают  по  вариантам  в  паре.  Проговаривают  свои  действия.
  • Взаимопроверка  работы  соседа  по  парте  и  коллективная  проверка  по  вариантам.  Самооценивание  работы  смайликом.
  • Читают задание.  Самостоятельно  работают  по  выработанному  алгоритму.

1  группа -  составить  предложения  из  слов  и  далее  записать  текст,  определить,  где   - ек  и  -ик-  являются   суффиксом.  А  где  частью  корня.

2  группа -  составить  словосочетания:

 уголоч..к     корабл..к    камеш..к    подароч..к    носоч..к   словар..к              (  орфогр..фический    темный    м..рской     кр..сивый     новый    бумажный)

Подведение итогов.

              УУД: использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности  в условиях решения задач и  

                          выполнения упражнений (регулятивные,  личностные);

                         уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные  и  личностные);

                         умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности  (личностные);

                         уметь оформлять свои мысли в устной форме (регулятивные);

                         уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (личностные);

                         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности  (регулятивные  и  личностные).

  • Предлагается  ответить  на  вопросы:

--Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед

          собой на уроке?

-Смогли мы еѐ достичь?

           -Кто из вас смог сам открыть новое знание?  

           - Вспомните  алгоритм  написания  суффиксов – ек-  -ик-.

           -Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?

            -Кто встретил трудности? В чем? Почему?

  • Учитель  оценивает  работу, озвучивает  отметки.
  • Домашнее  задание.
  • Обосновывают написание пропущенных букв.
  • Обобщают сведения о правописании  суффиксов –ик, -ек.
  • Отвечают  на  вопросы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

                    УУД:    зафиксировать новое содержание урока (регулятивные);

                                  организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности (регулятивные);

                                  умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки, определять степень  усвоения

                                   материала, оценивать успешности своей работы на уроке (регулятивные);

                                   способствовать воспитанию положительной мотивации к учению (личностные).

  • А  теперь  возьмите  ещё  раз  карточки  с  буквами  Я.    Вспомните  какое  настроение  у  вас  было  в  начале  урока.   У  кого  настроение  улучшилось?

  • Дети  оценивают  своё  настроение  в  конце  урока.

1 Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2 Я все понял, могу работать по   алгоритму.

3 Я все понял, могу объяснить другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Карточки для индивидуальной работы потеме "Различие приставок и предлогов"

Данный материал  поможет учителю  организовать индивидуальную работу учащегося....

обобщение опыта потеме:" «Использование ИКТ в начальных классах».

обобщение опыта об использование ИКТ на уроках в начальной школе....

Контрольная работа по математике 1 класс 1 четверть "ШколаРоссии"

Контрольная работа представлена в 2 вариантах .  Составлена  на основе пособия "Четвертные контрольные работы 1-4 кл." Авторы: Узорова, Нефёдова  с добавлением задания геометрического м...

окружающий мир 2 класс ШколаРоссии "Наша дружная семья"

конспект урока "Наша дружная семья" 2 класс окружающий мир Плешаков...

Планирование по математике 1 класс "ШколаРоссии"

Подробное календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с САНПиНОМ 1 класс по программе " Школа России"  для работы с указанием УДД, планируемыми результатами, что необходимо уча...