Рабочая учебная программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Козлова Валентина Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег» разработана на основе

- нормативных документов:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/17 учебный год

4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://минобрнауки.рф)

5. Федерального государственного образовательного стандарта НОО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года №373

6. Основной образовательной программы начального общего образования ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег»

7. Учебного плана ОСШИ

- информационно-методических материалов:

 8. А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл., 2011, Москва «Просвещение»

9. В. Г. Горецкий, В. А Кирюшкин, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакина «Русский язык» авторские рабочие программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc715 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Детский оздоровительно-образовательный туристический центр

«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»

Общеобразовательная санаторная школа – интернат

Принято

Педагогическим советом

Протокол № 1

от «30» августа 2016 г

Утверждена

Распоряжением

№ 7 от 30.08.2016

директора ОСШИ

______________/Голодова У.Б./

Рабочая программа

по русскому языку

2 класс

Программу составила:

                                                                     учитель начальных классов

Козлова В.В.

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русскому языку для 2 класса ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег» разработана на основе

- нормативных документов:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/17 учебный год

4. Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://минобрнауки.рф)

5. Федерального государственного образовательного стандарта НОО: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009года №373

6. Основной образовательной программы начального общего образования ОСШИ ГБОУ «Балтийский берег»

7. Учебного плана ОСШИ

- информационно-методических материалов:

 8. А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 кл., 2011, Москва «Просвещение»

9. В. Г. Горецкий, В. А Кирюшкин, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакина «Русский язык» авторские рабочие программы.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

        Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,  интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формировать коммуникативную компетенцию учащихся: развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формировать навыки  культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитывать позитивное  эмоционально-ценностное  отношение

 к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

Уровневая дифференциация

ИКТ

Здоровьесберегающие технологии

Проблемное обучение

Игровые технологии

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе - 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) - урокам русского языка.

Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

– количество часов в 1-й четверти – 45;

– количество часов во 2-й четверти – 35;

– количество часов в 3-й четверти – 50;

– количество часов в 4-й четверти – 40.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета к концу 2 класса

В результате изучения русского языка ученики 2 класса  должны

знать / понимать:
предложение как единицу речи;
термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
признаки текста и типы текстов (повествование описание);
 главные члены предложения;
связь слов в предложении;
различие словосочетания и предложения;

термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
 основные гласные звуки;
 назначение букв
е, ё, ю, я обозначают два звука;
 различие деления слов на слоги и для переноса;
влияние ударения на смысл слова;
различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
роль разделительного мягкого знака
(ь) в слове;
алфавит, название букв русского алфавита;
употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;

выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой
й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком
(ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

                                                     Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число  глаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Содержание программы и формы контроля

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Контрольные диктанты

Проверочные и самостоятельные работы

Проекты

1.

Наша речь

3

0

0

0

2.

Текст.

4

1(старт)

1

0

3.

Предложение.

12

0

1

0

4.

Слова,слова,слова

18

2

1

0

5.

Звуки и буквы

59

5

2

3

6.

Части речи

58

4

2

1

7.

Повторение

16

0

1

0

ИТОГО:

170

11

23

6


Календарно-тематическое планирование

№ ур

Дата

Корректировка

Тема

Характеристика деятельности учащихся.

Ӏ четверть (45ч)    фактически 42 ч

Наша речь

(3 ч)

1

1.09

Знакомство с учебником.

Наша речь. С. 6-7

  Называть и показывать элементы учебника, объяснять значение условных обозначений.        

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка.

 Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

2

2.09

Что можно узнать о человеке по его речи?

С. 8-9

3

5.09

Диалог и монолог. Проверим себя.

С. 10-14

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов.  Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Оценивать результаты выполнения задания.

Текст (4ч)

4

6.09

Текст.

С. 16-17

Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.

5

7.09

Главная мысль текста.

С. 18-19

Определять главную мысль текста, подбирать заголовок.

6

8.09

Части текста

С. 20

Осмысленно читать текст, выделять части текста.

7

9.09

Закрепление. Диктант

Писать под диктовку, оценивать результаты выполнения заданий.

Предложение (12ч)

8

12.09

Предложение

С.24

Распознавать предложение среди других записей.

9

13.09

Знаки препинания в конце предложения.

С.25-26

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак в конце предложения, обосновывать его выбор.

10

14.09

Как из слов составить предложение

С.26-28

Составлять предложения из слов, употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак в конце предложения.

11

15.09

Контрольное списывание

Списывать текст с заданием, оценивать результаты выполнения задания.

12

16.09

Члены предложения. Главные члены предложения. С.29-30

Находить главные члены предложения.

13

19.09

Второстепенные члены предложения. С.31

Различать главные и второстепенные члены предложения.

14

20.09

Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения.

С.32-34

Обсуждать алгоритм выделения в предложении главных членов.

15

21.09

Распространенные и нераспространенные предложения.

С.35-36

Распознавать  распространенные и нераспространенные предложения, составлять распространенные и нераспространенные предложения.

16

17

22.09.

23.09

Как установить связь слов в предложении.

С.37-38

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

18

26.09

Р.р. Обучающее сочинение

С.39

Рассматривать репродукцию, составлять рассказ.

19

27.09

Анализ сочинений. Проверим себя.

С.40

Оценивать результаты выполнения заданий.

Слова,слова,слова...(18 ч)

20

28.09

Слово и его значение.

С.42-43

Определять значение слова по толковому словарю.

21

29.09

Слово и его значение

С.44-46

Классифицировать слова по тематическим группам

22

30.09

Что такое однозначные и многозначные слова?

С. 47-49

Распознавать многозначные и однозначные слова.

23

03.10

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

С. 49-51

Распознавать слова в прямом и переносном значении, работать со словарями.

24

04.10

Что такое синонимы?

С.52-54

Распознавать синонимы, подбирать к слову синонимы, работать со словарем синонимов.

25

05.10

Что такое антонимы?

С.54-55

Распознавать антонимы, подбирать к слову антонимы, работать со словарем антонимов.

26

06.10

Что такое родственные слова? С.58-59

Находить в тексте родственные слова.

27

07.10

Что такое родственные слова? С.60

Группировать однокоренные слова

28

29

10.10

Что такое корень слова? Однокоренные слова.

С.61-62

Различать однокоренные слова, выделять корень.

Подбирать однокоренные слова, работать со словарем однокоренных слов.

30

11.10

Какие бывают слоги?С.63-64

Определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

31

32

12.10

Ударный слог С.65-67-69

Определять ударный слог, различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за ролью словесного ударения, работать с орфоэпическим словарем.

33

13.10

Перенос слов. С.71-73

Переносить слова по слогам.

34

14.10

Перенос слов.

Сравнивать слова по возможности переноса

35

17.10

Проверочная работа.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

36

18.10

Контрольная работа №1 по теме "Однокоренные слова"

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

37

19.10

Анализ контрольной работы

Проводить анализ выполнения заданий

                                                        Звуки и буквы ( 59ч)

38

20.10

Звуки и буквы.

Различать звуки и буквы, составлять звуковые модели слова.

39

40

21.10

Русский алфавит, или азбука

Называть правильно буквы в алфавитном порядке, определять положение буквы.

Располагать слова в алфавитном порядке, использовать алфавит при работе со словарями.

41

24.10

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Применять правило написания имен собственных и первого слова в предложении.

42

27.10

Гласные звуки

Различать гласные и согласные звуки, находить в слове гласные звуки. соотносит звуковой и буквенный состав слова.

43

25.10

Контрольная работа №2 по итогам І четверти.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

44

26.10

Анализ контрольной работы

Проводить анализ выполнения заданий

45

28.10

Закрепление изученного материала.

Работа с текстом рубрики "Странички для любознательных", определять работу букв в слове.

ӀІ четверть (35ч)

1

9.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

Находить безударный гласный звук в корне.

2

10.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

Различать проверяемые и проверочные слова.

3

11.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

Подбирать проверочные слова, объяснять правописание слова с безударным гласным.

4

14.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

5

15.11

Правописание слов с безударными гласными в корне

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

6

16.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

7

17.11

Запоминать написание слов с непроверяемыми написаниями.

8

18.11

Работать с орфографическим словарем, подбирать примеры слов с изученной орфограммой.

9

21.11

Обучающее сочинение

Составлять рассказ по репродукции картины

10

22.11

Проверочный диктант

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

11

23.11

Анализ диктанта

Проводить анализ выполнения заданий

12

24.11

Контрольная работа №3 по теме "Безударные гласные"

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

13

25.11

Анализ контрольной работы.

Проводить анализ выполнения заданий

14

28.11

Согласные звуки.

Различать гласные и согласные звуки, находить в слове согласные звуки, соотносить звуковой и буквенный состав слова.

15

29.11

Согласный звук[ й̓] буква И краткое/

Различать согласный звук [ й̓], различать способы обозначения согласного звука [ й̓], использовать правило переноса слов с

буквой й.

16

30.11

Слова с удвоенными согласными

Наблюдать над произношением и написанием слов с удвоенными согласными, использовать правило переноса слов с удвоенными согласными.

17

1.12

Обучающее сочинение

Составлять рассказ по репродукции картины

18

2.12

Проект "И в шутку и всерьез"

Находить нужную информацию, создавать проекты, участвовать в их презентации.

19

5.12

Твердые и мягкие звуки и буквы для их обозначения

Определять твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласного в слове.

20

6.12

Объяснять, как обозначена мягкость согласного на письме.

21

7.12

Обучающее изложение

Передавать содержание повествовательного текста.

22

8.12

Мягкий знак

Соотносит количество букв и звуков, объяснять причины расхождения количества букв и звуков в слове.

23

9.12

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова.

Обозначать мягкость согласных звуков, подбирать примеры слов с мягким знаком.

24

12.12

Проект "Пишем письмо"

Находить нужную информацию, создавать проекты, участвовать в их презентации.

25

13.12

Контрольная работа №4 по теме "Твердые и мягкие согласные"

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

26

14.12

Буквосочетания чк, чн,чт,щн,нч.

Различать в словах непарные мягкие согласные звуки, находить в словах  буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

27

15.12

Применять правило написания слов с буквосочетаниями  чк, чн, чт, щн, нч, работать со словарем.

28

16.12

Проект "Рифма"

Находить нужную информацию, создавать проекты, участвовать в их презентации.

29

19.12

Наблюдение над буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различать непарные твердые и мягкие согласные звуки, находить в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

30

20.12

Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями жи-ши,ча-ща,чу-щу, приводить примеры.

31

21.12

???

Работа с предложениями.

Составлять предложения из слов, подбирать заголовок к тексту.

32

23.12

Контрольная работа №5 по итогам ІІ четверти.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

33

27.12

Анализ контрольной работы

Проводить анализ выполнения заданий

34

22.12

Звонкие и глухие согласные звуки.

Различать звонкие и глухие согласные звуки. давать характеристику звуков.

35

27.12

Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного согласного звука, работать в паре.

ӀІӀ четверть (50часов)

1

28.12

Проверка парных согласных в корне слова.

Находить в словах букву парного согласного звука.

2

12.01

Распознавание проверяемого и проверочного слова. Проверка парных согласных.

Распознавать проверочные и проверяемые слова, подбирать проверочные слова.

3

13.01

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

Передавать содержание повествовательного текста.

4

16.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Подбирать проверочные слова, использовать правило при написании слов с парным согласным, работать в паре.

5

17.01

6

18.01

7

19.01

Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам плана

Передавать содержание повествовательного текста

8

20.01

Анализ изложения

Проводить анализ выполнения заданий

9

23.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Проверочная работа.

Использовать правило при написании слов с парным согласным, объяснять написание слов с парным согласным.

10

24.01

Упражнения в написании парных звонких и глухих согласных на конце слова

Подбирать проверочные слова, использовать правило при написании слов с парными согласными, приводить примеры.

11

25.01

Контрольная работа №6 по теме "Звуки и буквы"

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

12

26.01

Анализ контрольной работы

Проводить анализ выполнения заданий

13

27.01

Разделительный мягкий знак

Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком.

14

30.01

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Соотносить количество букв и звуков в словах с разделительным мягким знаком, приводить примеры.

15

31.01

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким знаком-показателем мягкости и разделительным мягким знаком.

16

1.02

Упражнения в правописании слов с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком, объяснять их написание.

Части речи (58ч)

17

2.02

Слова-названия

Соотносит слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

18

3.02

Признаки частей речи

Находить в тексте части речи с опорой на их признаки.

Имя существительное (19ч)

19

6.02

Лексическое значение имени существительного

Объяснять лексическое значение имен существительных, работать со словарем.

20

7.02

Вопросы имен существительных

Распознавать имена существительные, приводить примеры.

21

8.02

Лексическое значение имен существительных

Распознавать имена существительные по обобщенному лексическому значению и вопросам

22

9.02

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, приводить примеры.

23

10.02

Вопросы одушевленных имен существительных

Распознавать одушевленные имена существительные, работать в паре.

С48-49 упр 80-83

24

13.02

Вопросы неодушевленных имен существительных

Распознавать неодушевленные имена существительные, работать в паре.

С 50 упр 84-85

25

14.02

Упражнения в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные, объединять их в тематические группы.

26

15.02

Имена собственные и нарицательные.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, приводить примеры.

27

16.02

Заглавная буква  в именах, отчествах, фамилиях людей.

Писать с заглавной буквы имена собственные, приводить примеры.

28

17.02

Заглавная буква в кличках животных.

Писать с заглавной буквы имена собственные, классифицировать их.

29

20.02

Упражнение в написании имен собственных.

Писать с заглавной буквы имена собственные, объединять их в тематические группы, работать в паре.

30

21.02

Заглавная буква в названиях городов, улиц, рек и морей.

Писать с заглавной буквы имена собственные, приводить примеры.

31

22.02

Изменение имен существительных по числам.

Изменять имена существительные по числам, определять число.

32

27.02

Имена существительные, имеющие форму только одного числа.

Распознавать имена существительные, имеющие форму только одного числа.

33

28.02

Изложение текста по вопросам

Передавать содержание повествовательного текста.

34

1.03

Грамматические признаки имени существительного.

Определять грамматические признаки имени существительного.

35

2.03

Правописание имен существительных

Классифицировать имена существительные по определенному признаку, работать в паре.

36

3.03

Контрольная работа №7 по теме "Имя существительное"

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

37

6.03

Анализ контрольной работы

Проводить анализ выполнения заданий

Глагол (13ч)

38

7.03

Лексическое значение глагола

Объяснять лексическое значение глаголов, работать со словарем.

39

9.03

Грамматические признаки глагола.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

40

10.03

Роль глаголов в предложении.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

41

13.03

Вопросы глаголов

Классифицировать глаголы по вопросам.

42

14.03

Составление текста по репродукции картины Саврасова "Грачи прилетели"

Составлять текст по репродукции картины.

43

15.03

Анализ сочинения

Проводить анализ выполнения задания.

44

16.03

Изменение глаголов по числам.

Изменять глаголы по числам.

45

17.03

Упражнение в изменении глаголов по числам.

Определять число глаголов, работать в паре.

46

20.03

Правописание частицы не с глаголами.

Писать частицу не с глаголами раздельно

47

21.03

Контрольная  работа №8 за ӀӀӀ четверть.

Оценивать свои достижения при выполнении. задания.

48

22.03

Анализ контрольной работы.

Проводить анализ выполнения заданий

49

23.03

Текст-повествование

Передавать содержание повествовательного текста.

50

24.03

Грамматические признаки глагола

Определять грамматические признаки глагола, работать в паре.

ӀҮ четверть (40 ч)

Имя прилагательное   (13 ч)

1

3.04

Лексическое значение имени прилагательного

Распознавать имена прилагательные, объяснять лексическое значение имени прилагательного, работать со словарем.

2

4.04

Вопросы имен прилагательных.

Классифицировать имена прилагательные по вопросам.

3

5.04

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Наблюдать  над употреблением имен прилагательных в речи.

4

6.04

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

5

7.04

Единственное и множественное число имен прилагательных.

Определять число имен прилагательных, работать в паре.

6

10.04

Изменение имен прилагательных по числам.

Изменять имена прилагательные по числам, классифицировать имена прилагательные в зависимости от числа.

7

11.04

Текст-описание.

Распознавать текст-описание.

8

12.04

Роль имен прилагательных в тексте-описании.

 Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте- описании.

9

13.04

Составление текста-описания по картине Ф.П.Толстого «Букет, бабочка и птичка».

Составлять текст-описание  по  репродукции картины.

С 98 упр 170

10

14.04

Анализ текста-описания

Проводить анализ выполнения заданий.

11

17.04

Контрольная  работа №9 по теме «Имя прилагательное».

Оценивать свои достижения при выполнении. задания.

12

18.04

Анализ контрольной работы.

Проводить анализ выполнения заданий.

13

19.04

Проверь себя

Оценивать свои достижения при выполнении. задания.

С.99

                                                           Местоимение (4 ч)

14

20.04

Местоимение как часть речи.

С.100-103

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

15

21.04

Синтаксическая роль личных местоимений в предложении

С.104

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить  в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

16

24.04

Текст-рассуждение.

Стр.105-106

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

17

25.04

Проверочная работа  «Проверь себя»

Стр. 107

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

                                                              Предлоги (7 ч)

18

26.04

Предлог как часть речи.

Стр. 108  

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

19

27.04

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

Стр.109

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

20

28.04

Правописание предлогов с именами существительными.

Стр. 110-111

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами.

21

2.05

Развитие речи.

Редактирование  повествовательного текста.

Стр. 112 упр. 192

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

22

3.05

Контрольная работа  № 10

(итоговая)

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

23

4.05

Анализ контрольной работы.

Проводить анализ выполнения заданий.

24

5.05

Проект «В словари за частями речи!»

Стр. 114-115

Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.

Повторение (16 ч)

25

10.05

Виды текстов. Структура текста.

Стр.116-117

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

26

11.05

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

Стр.117-118

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

27

12.05

Главные члены предложения их распознавание.

Стр.119-120    

Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений.

Распространённое и нераспространённое предложение

28

15.05

Распространенные и нераспространенные предложения

С.120 упр 201,202

Распознавать распространенные и нераспространенные предложения.

29

16.05

Слово и его лексическое значение.

Стр.120-122

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

30

31

17.05

Части речи и различение их признаков.

Стр.122-123 124

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

32

18.05

Контрольное списывание текста

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

33

34

19.05

Работа над ошибками.

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов

Стр.126-127

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов

35

36

22.05

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

Стр.127-128

Сопоставление правил об орфограммах в корне.

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

37

38

23.05

Упражнения в применении изученных правил правописания  С 129 

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

39

24.05

Заглавная буква в словах.

Применять правило правописания имен собственных.

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

40

25.05

Обобщение изученного во 2 классе.

В Ӏ четверти объединены уроки № 28и №29, №31 и №32, № 39 и №40, т.к. продолжительность четверти 42 дня (по программе -45), вӀҮ четверти объединены уроки №33 и №34,№35 и №36, № 37и №38,т.к продолжительность четверти 37дней ( по программе 40)

                                 

                                   

                                               

 Учебно-методическое обеспечение

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2014

Москва «Просвещение»

3

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

2012

Москва «Просвещение»

4

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

2014

Москва «Просвещение»

5

Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

2015

Москва «ВАКО»

Материально-технические средства:

Компьютерная техника, интерактивная доска, видеопроектор, магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Интернет-ресурсы:

 http://viki.rdf.ru/

 http://www.nachalka.com/photo/

       http://nsc.1september.ru/     

       http://www.mat-reshka.com/

       http://nachalka.info/

       http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса

данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочая учебная программа по русскому языку ,3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Структура рабочей программы: титульный лист ,пояснительная записка и календарно-тематическое планирование (204 часа в год ,6 часов в неделю). Пояснительная записка включает в себя цели и задачи ,содер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Рабочая учебная программа по русскому языку в 4 классе, УМК "Гармония"

Представлена рабочая программа по русскому языку  для 4 класса (УМК "Гармония"),  занимающегося по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В наличие ка...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"

Календарно-тематическое планирование.Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса.Образовательная программа "Начальная школа XXI века"...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку для 1  класса    УМК «Школа России»   2014-2015 учебный год...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...