Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Богатова Ирина Владимировна

        Урок русского языка предназначен для учащихся 2-го класса, на котором ими изучается новый материал по написанию и произношению слов с безударными гласными в корне. Учитель, используя различные методы и формы обучения, систематизирует знания учащихся по данной теме. Урок является эффективным средством формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО и удачно вписывается в процесс обучения начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rus.yaz_.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО автора работы, должность, место работы: Богатова Ирина Владимировна, учитель начальных классов.

Название работы: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.

Предметная область: русский язык.

Участники (возраст, класс): учащиеся 2Б класса (8-9 лет).

Аннотация (краткое описание работы):

Урок русского языка предназначен для учащихся 2-го класса, на котором ими изучается новый материал по написанию и произношению слов с безударными гласными в корне. Учитель, используя различные методы и формы обучения, систематизирует знания учащихся по данной теме. Урок является эффективным средством формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО и удачно вписывается в процесс обучения начальной школы.  

Педагогические цели: систематизация знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов; развитие умения подбирать проверочные слова и писать слова с безударной гласной в корне слова.

Задачи урока:

1. Развивать умение распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях.

2. Применять при решении орфографических задач правило написания проверяемых безударных гласных в корне слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

Различают проверяемые и непроверяемые безударные гласные, подбирают проверочные слова и аргументируют их выбор.

Метапредметные:

познавательные: применяют различные способы открытия и структурирования новых знаний;

коммуникативные: выстраивают взаимоотношения с учителем и учениками в группе и в коллективе;

регулятивные: осуществляют попытки самостоятельного формулирования целей, контролируют и оценивают результаты деятельности.

Личностные: проводят самооценку, проявляют учебную и коммуникативную активность.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемная ситуация, наблюдение, доказательство своей точки зрения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийная презентация.
  • Тетради, карточки с заданиями для групп, карточки с заданиями дифференцированного характера, кружки жёлтого, синего, зелёного, красного цветов; игрушки: меч и мяч.
  • Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык для 2 класса. – М.: Баласс, 2013.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществля-емые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I.Мотивационно-целевой этап

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

(2мин)

1) Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие необходимых принадлежностей для урока.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Как вы, ребята, настроены поработать сегодня?

- Оцените свою активность. На полях в тетради нарисуйте шкалу самооценки. Одна шкала активности, другая -правильности.

Поставьте крестики.

Чертят в тетради две шкалы, отмечают крестики

     __

     __

активность

     __

     __

правильность

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей

Проявляют способность к самоорганизации

Регулировать свои действия

II.Актуализация знаний и умений

Цель: актуализация знаний учащихся, полученных по данной теме в 1 классе

(5 мин)

1) Организует деление класса на четыре группы.

2) Предлагает из букв составить слова, выделить гласные, поставить ударение, разбить гласные на группы.

Игра «Собери слово»

На карточках записаны наборы букв

е, р, к, а          р, а, в, т, а

и, л, а, с          з, о, р, е, о

е, п, т, р, я, а, к

- Составьте из букв слова

- Поставьте ударение

- Назовите гласные

- Разделите гласные на две                       группы

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какие умения формировали?  

Собирают из букв слова, упражняются в умении классифицировать речевые звуки (делят гласные на ударные и безударные)

- Составляли слова, работали в группах.

Учащиеся смотрят в памятку (приложение 1), показывают зелёный кружок  

Выполнять логические операции анализа, обобщения, обосновывать своё мнение

В группах координируют усилия по решению учебной задачи, участвуют в учебном диалоге

Учитывать мнения других

Контролиру-

ют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять высказанные мнения по существу поставленно-го задания

III.Постановка учебной задачи

Цель:

организация формулировки темы урока учащимися, постановки цели урока

(5 мин)

1) Предлагает посмотреть встречу двух друзей после телефонного разговора.

2) Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока.

3) Организует постановку цели урока учащимися.

- Послушайте диалог двух друзей по телефону. Ответьте на вопросы:

-Почему ребята вышли гулять с разными игрушками?

- Какую операцию со словом

«м _ чом» необходимо выполнить, чтобы было понятно, какую игрушку нужно взять на прогулку?

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какие умения формировали?  

1) Два подготовленных ученика имитируют разговор по телефону:

- Привет, Вася.

- Здравствуй, Петя.

- Петя, выходи играть с м _ чом.

Мальчики берут в руки мяч и меч,

«выходят на улицу», смотрят друг на друга и удивляются.

Остальные учащиеся смотрят инсценировку, отвечают на вопрос учителя.

2) Выдвигают предположения темы урока, цель

3) Предлагают решение проблемы, говорят тему и цель урока.

Учащиеся показывают зелёный, жёлтый кружки

Выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения,

выдвигать гипотезу и обосновывать её

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, проявляют интерес к чужому мнению

Сотрудничать с учителем и одноклассниками, обосновывать и доказывать свою точку зрения

Контролиру-ют правильность ответов учащихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, учиться обнаруживать и формулиро-вать учебную проблему вместе с учителем, принимать и сохранять учебную цель

IV.Поисково-исследователь-ский этап

Цель: организация работы по формулированию правила проверки безударной гласной в корне слова

(6 мин)

Организует поисковую работу учащихся, предлагает смоделировать способ проверки безударной гласной в корне слова.

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какие умения формировали?  

Предлагают способы проверки, формулируют правило, сравнивают с авторским текстом в учебнике, представляют правило в виде схемы

                           /  

1)                    

                    ↓

     

 2)        /          

                    ↓

 3)        /  

   !!!

Учащиеся показывают зелёный, синий кружки

 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать своё собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регуляции своего действия

В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

V.Физминутка

(1 мин)

Использование мультимедийной презентации

Выполняют физминутку

V.Практический этап

Цель: организация работы по формированию умения находить в словах проверяемые безударные гласные, подбирать проверочные слова;

организация работы со словарём

(18 мин)

1) Предлагает полученную модель использовать для проверки безударных гласных.

- Откройте тетради, запишите дату. Пропишите буквы, звуки которых в безударном положении в слове требуют проверки.

- Прочитайте слова на доске.

- В чем их особенность?

- Запишите слова, вставив пропущенные буквы и записав проверочные слова.

2) Организует проверку задания, сравнивая с работой на доске.

3) Организует работу со словарем.

-В каком слове не смогли проверить безударный гласный? Почему?

-Где можно посмотреть правильное написание слова?

- Найдите в орфографическом словаре слово, запишите правильно.

Просит оценить свою работу и выполнить рисунок на полях.

Выполняют упражнение, применяя изученный способ проверки.

Прописывают буквы

АаОо Ии Ее Яя

В_ренье, в_лчата, _сина, л_шадка, гр_бной, з_мля, гр_да.

- Пропущен безударный гласный.

Сравнивают свою работу с образцом на доске. Находят ошибки, исправляют, устанавливают причину.

- В слове осина.

- В этом слове непроверяемый безударный гласный.

- В словаре. 

Оценивают свою работу. Рисуют солнышко, листочек, или тучку.

Осознанно применяют новый способ

Взаимодействуют с учителем во время самостоятель-ной работы

Понимать и воспринимать на слух объяснения учителя

Планируют свои действия. Самоконтроль выполнения задания

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Обнаружи-вать отклонения от эталона. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета ошибок

4) Организует работу по выполнению учениками разноуровневых заданий, инструктирует выполнение работы:

-Выберите задание, с которым вы сможете справиться (задания записаны на карточках).

 Организует коллективную проверку выполненной работы.

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какие умения формировали?  

Читают задания. Выбирают задание для самостоятельной работы:

I.Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

М_сной, уд_влять, гр_знуля, п_ляна, х_трец.

II.Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Ёжик с_дел на г_реподс_сной. Он см_трел на д_лину.

III.Выпиши слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напиши к ним проверочные слова.

Дуют холодные ветры. Часто идут дожди. Пожелтели Листья на берёзе, осине.

Учащиеся показывают зелёный, синий кружки

Использовать знания на практике

Взаимодействуют с учителем во время самостоятель-ной работы

Вызванный учащийся:

строить монологичес-кое высказывание

Самоконтроль выполнения задания

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения задачи

VI.Рефлексивно-оценочный

Цель: фиксация нового содержания урока, организация рефлексии самооценки учениками собственной учебной деятельности

(3мин)

Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности учащихся на уроке.

Предлагает ученикам оценить  себя на шкалах самооценки, где они в начале урока отмечали свою активность и правильность ответов.

-Чем занимались на уроке?

-Чему научились?

-Достигли ли цели?

-Какое задание было интересным?

-А какое – самым трудным?

-Оцените свою работу в течение урока, поставьте крестики (другим цветом).

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какие умения формировали?  

Высказывают своё мнение, формулируют конечный результат.

Оценивают степень активности и правильности выполнения заданий.

Ставят крестики на шкалах.

Учащиеся показывают красный, зелёный,  жёлтый кружки

Контролиро-вать и оценивать результаты деятельности в форме определения полноты удовлетворе-ния

Оформляют свои мысли в устной форме

Осуществлять конструктив-ное общение и взаимопонима-ние

Оценивают свои достижения и озвучивают проблемы в усвоении материала

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки


 Приложение 1

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На уроках мы учимся:

    * Организовывать свои действия:

- ставить перед собой цель

- планировать работу

- действовать по плану

- оценивать результат

* Работать с информацией:

- находить

- осмысливать

- использовать

* Общаться:

-  владеть устной и письменной речью

- понимать других

-договариваться, сотрудничать друг с другом

* Развивать качества своей личности:

- учится оценивать свои и чужие поступки

- высказывать своё отношение к героям

- выражать свои эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Русский язык 3 класс Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». интерактивная доска

Русский язык 3 класс Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». Интерактивная доска...

Русский язык 3 класс Конспект урока Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне».

Русский язык 3 класс Конспект урока Тема: «Наблюдение над написанием и способы проверки слов с безударным гласным в корне». ...

Урок русского языка, 2 класс УМК «Школа 2000-2100, Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Работая по УМК «Школа 2000–2100» мною были определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; на...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: " ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

ТЕМА УРОКА: ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ  ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ...