Гласная буква Ю
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Дотпе Чаяна Орлановна

Поурочная разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnaya_yu.docx147.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 81. ГЛАСНАЯ БУКВА Юю

Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Ю ю; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

- Прежде чем приступить к  изучению нового материала, что необходимо сделать?  (Повторить то, что нам потребуется на уроке)

- Посмотрите на доску.    

а р о н  у п и ы ё с я э е

- Что можете рассказать об этих буквах? На какие группы можно их разделить?

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков? (и е ё я )

- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков? (а о у ы э)

- О каких буквах мы можем сказать, что они хитрые?  Почему? (е ё я)

Учитель спрашивает:

– Почему эти буквы называем особенными?

(В начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, то есть два звука – согласный и гласный: [й’э], [й’а], [й’о].)

Чтобы вспомнить пройденный материал разбираются слова ели, яма, ёжик.

А вы заметили, что к нам в гости пришла девочка?

А имя девочки вы должны отгадать.

На доске – предметные картинки с изображением юлы, ландыша, яблока. По первым звукам названий надо отгадать имя девочки.

        Юла        ландыш        яблоко

                 Ю                    л                     я

Учитель сообщает, что на уроке дети узнают еще одну, четвертую, особенную гласную букву.

Отгадайте загадку:

                Закружится на острой ножке,

                Жужжит, как будто бы жучок.

                Захочет – вскачь пройдет немножко,

                Захочет – ляжет на бочок. (Юла.)

Составьте предложение со словом ЮЛА

На доске – предметная картинка с изображением юлы. Слово напечатано, под ним начерчена схема.

Схема помогает установить слого-звуковой состав слова юла.

Учащиеся определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [й’у].

  • Игра «Кто внимательный?».

а) Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

б) Хлопните в ладоши, если услышите ю в словах: яблоко, ёлка, Эдик, Юра, Елена, юмор, яма, юла, улица, юбка.

в)

Физкультминутка

2. На что похожа буква Ю?

Учитель показывает карточку с буквой Ю ю.

                На арене укротитель –

                Грозных тигров повелитель.

                Он, как буква Ю, с кольцом

                К тиграм смело встал лицом.

                        В. Степанов

– На что еще похожа буква ю? (Ответы детей.)

Слово учителя.

– Когда мы называем эту букву, то произносим сколько звуков [й’у]? Какие это звуки? Назовите

3. Дети читают и разбирают выставленные на магнитной доске слова:

                пой – пою, играй – играю,

                рисуй – рисую, читай – читаю

танцуй-танцую, кушай-кушаю, мечтай-мечтаю.

  • Выразительное чтение колыбельной песни, с. 46.

Заучивание наизусть.

4. Разгадывание загадки, с. 47.

В лесу тоже есть свой портной. Мы можем увидеть его в учебнике на с.47.

               Кто это?

          2) Чем занят ёжик?

          3) Что можете о нём сказать? Какой он? (Трудолюбивый, аккуратный,

              внимательный).

          4) Что же он говорит о себе? Прочитайте.

          5) Прочитайте текст. Подчеркните слова, в которых буква ю обозначает два

              звука. Где должна стоять буква ю, чтобы обозначать 2 звука?

          6) Прочитайте ещё раз эти слова. Какое слово «лишнее»? Почему?

          7) Какой вывод сделаем?

          8) С какими буквами должна дружить буква ю? Назовите её подруг. Почему

              они дружат с буквой ю?

  1. Что было бы, если бы не было портных?

          10) Значит, эта профессия самая важная?

          11) Вывод. Все профессии важны, но каждая по-своему.

5. Работа по картинке. Составление предложений.

Физкультминутка

7. Работа по картинке на с. 46.

Вопросы:

– К какой сказке эта иллюстрация?

Сказка о глупом мышонке».)

– Кто автор сказки? (С. Я. Маршак.)

– Какой момент изображен на картинке?

– Что случилось с мышонком?

– Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

На вопросы дети отвечают после того, как учитель прочтет «Сказку о глупом мышонке» С. Я. Маршака.

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?

– Чем она особенна?

– Какие были затруднения?

.  Игра  «Согласен – не согласен».

- На мои вопросы показывайте условные сигналы – согласен или не согласен.

     1. Буква ю – гласная?

     2. Буква ю всегда обозначает один звук (у)?

     3. Если буква ю стоит в начале слова, после гласной или после мягкого знака, то

         она обозначает два звука (й’у)?

     4. Если буква ю стоит после согласной, то она обозначает два звука (й’у)? Один

         звук (у)?

     5. На уроке научились писать заглавную букву Ю? Строчную букву ю?

     6. Буква ю дружит с буквами я, е, ё? Почему?

С.Я. Маршак

Сказка о глупом мышонке

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тётя утка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поёшь!

Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тётя жаба,
Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поёшь!

Побежала мышка-мать
Тётю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тётя лошадь,
Нашу детку покачать.

- И-го-го! - поёт лошадка.-
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Очень страшно ты поёшь!

Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тётя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!
Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок;
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснёшь!

Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тётя щука,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поёт...

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поёшь!

Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тётя кошка,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:
- Мяу, мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поёшь!

Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...