конпспект урока по русскому языку.Деление текста на части"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Руссский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа:№95

Класс:2-2

Кабинет: №304

Учитель: Варавва Е.В.

Методист: Галиуллина Н.К.

Студент: Аксулпанова Ирина,34 группа

Подпись__________

«Деление текста на части» (программа «ПНШ»)

Цель: научить учащихся выделять в тексте смысловые части

Планируемы результаты:

-предметные:      

          -формировать у детей навыки работы с тексом;

          -формировать умение учащихся выделять в тексте основную мысль.

-личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли и задачи урока;

  -поддерживать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: учебник ПНШ 2 часть стр. 56-59, презентация «Деление текста на части.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. Молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

- актуализация знаний учащихся

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог о тексте.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация.

5

Ребята, давайте мы с вами немного вспомним, что вы изучали на прошлых уроках. Кто мне скажет, что такое текст? (Текст – это запись т.е. несколько предложений, которые связаны по смыслу). А любой ли набор предложений мы можем назвать текстом? (нет) Почему? (в тексте предложения объединены общей темой) Правильно, молодцы! А как вы думаете, порядок предложений влияет на смысл текста? (да, определённый порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий). Ребята, каждый текст написан на определённую тему, кто мне скажет, что такое тема текста? (Тема – это то, о чём автор пишет). А как называется то, про что пишет автор и ради чего он пишет? (основная мысль). Правильно, а как вы думаете для чего может быть написан текст? (Текст может быть написан для того, чтобы передать основную мысль или выразить главное переживание автора или героя). Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит вы хорошо усвоили тему.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

3 мин

Сегодня мы с вами будем продолжать работать с текстом, а какая именно тема у нас сегодня вы прочитаете в учебнике на странице 56. Кто прочитает громко тему нашего урока? Итак, тема нашего урока «Деление текста на части». А как вы думаете, что значит разделить текст на части? Нужно ли нам вообще изучать эту тему? Зачем? Вот такие у нас будут с вами сегодня задачи на уроке, а чтобы ответить на все вопросы, нам в этом поможет учебник.

Чтобы ответить на эти вопросы нужно  уже тему выучить. Потеряете время. Лучше предложить разу поставить цели. 

Читают тему урока.

Делают предположен

ия и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

15

Найдите в учебнике на странице 56 упражнение 36. Прочитайте название текста. Хорошо, теперь нам с вами нужно прочитать текст. Настя начинает читать текст, а все внимательно слушают и следят, потому что я могу её остановить и продолжит читать текст кто-то другой. (…), начинай!

Вот мы с вами прочитали текст. Кто заметил, что данный текст разделён на несколько частей? На сколько частей? А как вы думаете почему автор разделил текст на несколько частей? Давайте прочитаем диалог Маши и Миши.

- Почему текст разделён на 3 части? – спросил Миша.

- Сейчас поймешь! – ответила Учительница.

Во-первых, это не ИХ диалог, а во-вторых, лучше сразу предложить им ответить на этот вопрос самим.

Сейчас я вам предлагаю поработать в парах 3 минутки и продолжить высказывания, которые написаны на странице 56.

Ребята время вышло,  давайте проверим, как вы продолжили высказывания. О чём говорится в первой части? (о том, как дождь развесил капли-сережки). О чём идёт речь во второй части? ( о том, как солнечный луч, блеснув, озарил капли  и они засветились всеми цветами радуги). А о чём же нам рассказывает третья часть текста? (о том, как подул ветер и капли-сережки посыпались с сосновых иголок).

Ребята, вы поняли теперь,  почему текст разделён на 3 части? Давайте проверим наши предположения, прочитав диалог Маши и Миши.

- Теперь ты понимаешь, почему в тексте 3 части? – спросила Волшебница.

- Получается, что у каждой части текста есть своя маленькая тема, - отметила Маша.

Правильно мы с вами ребята предполагали,  почему текст разделён на 3 части? Молодцы, хорошо! А какая общая тема объединяет все части текста? (рассказ о серёжках-капельках).

Итак, ребята, мы с вами сделали вывод, что у каждого текста есть своя тема. Текст состоит из нескольких частей, которые связаны одной темой, но в каждой части текста есть своя маленькая тема, основная мысль и мы в этом убедились на примере прочитанного нами текста, выделили основную тему, и выделили основную тему каждой части.

Ребята, посмотрите ещё раз на текст в упражнении и обратите внимание, что начало каждой части текста обозначено отступом, или красной строкой. Давайте мы с вами разберёмся, что же такое красная строка. Где мы можем найти это значение? Значение этого слова. Правильно, открываем толковый словарик и ищем значение. Кто найдет значение, поднимает руку.

Это говоришь уже после того, как они найдут слово. А Обратите внимание, что слово «красный» - многозначное, т.е. имеет несколько значений. Нам с вами нужно значение под цифрой 3.  Не нужно всё делать за них. Лучше спроси, какое значение нам подходит, пусть думают.  Кто прочитает значение вслух? Хорошо ребята, вы большие молодцы, отлично поработали, а теперь пришло время отдохнуть!

Давайте теперь немного отдохнём!

Читают текст.

Читают диалог.

Работают в паре.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают диалог.

Сравнивают свои предположения с выводом учебника.

Слушают учителя.

Работают с учебником и толковым словарём.

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

Показывает движения.

Повторяют движения.

6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод – практический;

Приём – демонстрация.

Метод – наглядный;

Приём - иллюстрация

15 мин

Сейчас я вам немного расскажу о том, откуда произошло выражение «Красная строка».

Книги на Руси начали печатать немного более 4х веков назад, а до этого их переписывали чернилами монахи от руки. Начало повествования летописец открывал большой красной, разрисованной, красивой буквой, которая писалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы вы иногда и сейчас вы можете увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению «Красная строка»

Вот такая интересная история о появлении «Красной строки».

 Сейчас мы с вами выполним упражнение 37 на странице 57. Нам нужно прочитать отрывок из сказки Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Есть желающие прочитать рассказ?  Ребята, вам знакомы эти герои? Вы читали о них в книге или смотрели мультфильм? Очень хорошо, а теперь подумайте и скажите, о чем этот текст? Правильно, а теперь я даю вам минутку, чтобы вы в паре с соседом придумали для этого отрывка название, которое выражало бы его тему.

Итак, давайте послушаем, какие вы придумали названия к тексту. Молодцы, вы очень сообразительные!

Ребята, а вы заметили , что текст не поделён на части? Сейчас я предлагаю вам поработать в группе Лучше в паре. Они приучены работать в группах по 5 человек, для данного вида работы это неэффективно. и разделить текст на части, в соответствии с планом, который вы видите на экране. В первой части текста вы должны рассказать о том, как дядя Фёдор, пёс и кот убирают дом. Во второй части вы опишите, как Шарик работал в доме и в огороде. А третья часть текста должна раскрыть смысл высказывания « Не играть, а жить приехали». На выполнение задания у вас есть 3 минуты. Молодцы, вы справились с этим заданием!

А сейчас откройте в учебнике страницу 58 и посмотрите на рисунок, к какой части текста мы можем отнести этот рисунок? Почему вы так думаете? Молодцы!

Ребята, давайте,  мы с вами сравним, как мы разделили текст на части, и как разделил текст Миша. Давайте прочитаем. (спросить 3х детей) Соответствует ли такое разделение на части нашему плану? Почему? Как мы можем переставить предложения, чтобы у Миши был текст поделён по нашему плану? (из 2 части перенести первые 2 предложения в первую часть, а из 3 части перенести первое предложение во вторую часть). Правильно ребята, вот мы и помогли Мише справиться с этим заданием. Посмотрите на рисунок после текста, к какой части вы бы его отнесли. Молодцы!

                                                                               

Слушают рассказ учителя.

Читают отрывок из учебника.

Рассуждают.

Работают в парах.

Слушают предположения одноклассников.  

Работают в группе.

Работа с учебником.

Сравнивают текст по плану.

 

Отвечают на вопросы учителя.

.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: контролировать действия партнёра.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий..

7.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке: подумайте каждый из вас,  узнали ли вы что то новое для себя на этом уроке?

Здесь смешала подведение итога (что узнали?) и рефлексию.  Сначала  вспомнить цели и сказать достигли их или нет (т.е. что узнали и т.д.), затем рефлексия. Это 2 разных и важных этапа урока.

 Было ли вам интересно? Какое у вас настроение? Посмотрите на доске прикреплена ваза, вам нужно выбрать цветок такого цвета, который бы описывал вашу работу на уроке и ваше настроение и прикрепить его на вазу. Итак, первыми крепят цветы настроения 1 ряд, 2 ряд, и 3 ряд.

 Оценивают свою работу на уроке.

 Крепят к доске цветочки.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

8.

Домашнее задание

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

2 мин

Сейчас давайте запишем домашнее задание в дневник. Домашнее задание написано на слайде. (Рабочая тетрадь упр.  № 94)

Записывают домашнее задание

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

9.

Итог урока

Метод – словесный;

Приём – беседа.

3 мин

Итак, о чём мы с вами разговаривали на уроке? Недопустимые вопросы –этот и что ДЕЛАЛИ на уроке? Они чего только лишнего не наговорят… Ребята, вначале урока мы с вами поставили перед собой задачи, теперь  мы можем ответить на вопросы. Кто мне скажет, что значит разделить текст на части? Зачем нам нужно изучать эту тему? Полезен ли вам был материал урока? Что нового вы узнали? Они   уже ответят, когда на подчеркнутые вопросы ответят, зачем дублировать? 

Всегда   сначала подводят итог, ЗАТЕМ рефлексия.

Переставь эти этапы. 

Спасибо за ответы, на этом наш урок закончен. До свидания!!!

В целом всё правильно, но так много написано, не запутаешься? Вас учат всё прописать, т.к. первые уроки даёте и всё нужно предусмотреть, но часто девочки в таких конспектах потом «плавают», поэтому маркером выдели ЧТО НУЖНО ТОЧНО спросить, а комментарии «правильно, да молодцы» не выделяй. 

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык Деление текста на предложения

урок для интерактивной доски...

Урок русского языка "Деление слова для переноса"

Тема: Деление слова для переноса.Цели:       закрепить представление о слоге как произносительной части слова;научить соотносить количество слогов в слове и количество в ...

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка "Деление слов на слоги" 1 класс, УМК "Школа России"...

Урок русского языка "Деление слова для переноса"

Цели:        закрепить представление о слоге как произносительной части слова;научить соотносить количество слогов в слове и количество в нем гласных звуков.Планируе...

Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста»

Урок проводится с целью научиться выделять в тексте начало, основную часть и концовку....