Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Заляева Алсу Гумеровна

Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

В основу программы положена концепция «Перспективная начальная школа». 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного     возраста «Атнинская  начальная школа - детский сад» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

«Утверждено»

     Директор МБОУ  «Атнинская начальная  

                                                                                                                                   школа– детский сад»    

_____________________ Насихова Г. В.

                                                                                                                                                               Приказ №   ____ от _______________

Рабочая программа учебного курса

для   3   класса

Заляева Алсу Гумеровна

учитель высшей квалификационной категории

                                                                                                                                                                       Рассмотрена  на Педагогическом совете

                                                                                                                                                          МБОУ «Атнинская начальная школа –

                                                                                                                                                                       детский сад»

                                                                                                                                                                 Протокол №  ___ от _________ 20 ___ г.

                                                                                       2016 год    

Планируемые  результаты изучения учебного предмета.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

В области познавательных УУД (общеучебных) 

Обучающиеся  научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить  нужную словарную статью;
  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление",  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте,  находить в специально выделенных разделах  нужную информацию;
  •  работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  •  работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к текстам.  

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  научатся:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

  • понимать основание  разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
  • находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

  • осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Планируемые результаты освоения учебной программы  по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка;
  • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научится:

  • проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научится:

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
  • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
  • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;
  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Выпускник получит возможность научится:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значения слов;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
  • определять три типа склонения существительных;
  • определять название падежей и способы их определения;
  • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Выпускник получит возможность научится:

  • проводить морфологический разбор имен существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым относятся союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • определять члены предложения: главные и второстепенные;
  • определять однородные члены предложения;
  • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

Выпускник получит возможность научится:

  • различать второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
  • применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
  • использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
  • определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
  • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

Выпускник получит возможность научится:

  • Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • Подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
  • При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
  • Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
  • Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
  • Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
  • Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
  • Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
  • Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Выпускник получит возможность научится:

  • Создавать тексты по предложенному заголовку;
  • Подробно или выборочно пересказывать текст;
  • Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
  • Корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
  • Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
  • Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, , задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

Содержание  учебного предмета.

        

        Материал курса «Русский язык» представлен  следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

        Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

        Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

                                                                                                 3 класс (140ч.)

        Фонетика и орфография

        Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

        Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.

        Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

        Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.

        Правописание предлогов.

        Разграничение на письме приставок и предлогов.

        Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

        Написание суффикса -ок- после шипящих.

        Звукобуквенный разбор слова.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков,  характеристика согласных и гласных звуков).

          Лексика

        Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

        Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.

          Морфемика и словообразование

        Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

        Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

        Разбор слова по составу.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

        Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).

        Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).

        Морфология

        Понятие о частях речи

        Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

        Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

        Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.

        Морфологический разбор имени существительного.

        Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

        Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

        Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.

        Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

        Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

        Синтаксическая функция глаголов в предложении.

        Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.

        Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.

        Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.

        Различение названия падежей.

        Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.

        Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.

        Синтаксис

        Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

        Формирование умения составлять схему предложения.

        Разбор простого предложения по членам предложения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.

        Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения).

        Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.

        Лексикография

        Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).

        Развитие речи с элементами культуры речи

        Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

        Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

        Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

        Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

        Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

        Определение темы и основной мысли живописного произведения.

        Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

        «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.

        Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.

        Оформление писем элементарного содержания.

        

                                                                                       

                                                                                       

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

     Дата

Примечание

план

факт

1

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.

1

Знать понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «русский язык»; основные словари русского языка.

Уметь писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте;.списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями.

2

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм (Непроизносимые согласные в корне).

1

Уметь работать с Обратным словарём; делить слова на группы в зависимости от написания; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова: выполнять проверку написания слов по образцу

3

Что такое орфограмма. Повторение знакомых орфограмм.( Слова с парными согласными в корне слова.)

1

Уметь определять родственные слова; писать слова с парными согласными в корне слова; выписывать слова с разделительным Ъ и раздели-тельным Ь знаками; ставить знаки препинания при обращении.

4

Р/р.  Для чего нужна речь?  Какие бывают предложения.

1

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь работать с Толковым словарём; читать предложения, соблюдая знаки препинания; употреблять знаки препинания в конце предложения; определять виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.

5

Звукобуквенный разбор слова.

1

Знать порядок звукобуквенного разбора; значение звукобуквенной зарядки.

Уметь выполнять звукобуквенный разбор слова по алгоритму; различать звуки; выделять звуки  в слове, давать им характеристику; составлять звукобуквенную схему слова.

6

Входная контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Орфограммы»№ 1

1

Уметь записывать текст с учетом изученных орфограмм; ставить слово в начальную форму; выполнять звукобуквенный разбор слова;;.

7

Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное.

1

Знать понятия «части речи», «самостоятельные части», «служебные части речи», «имя существительное».

Уметь делить слова на группы по частям речи; ставить существительное в начальную форму; изменять существительное по числам; определять род имени существительного; работать с Толковым словарём

8

Р/р. Какие бывают предложения.

1

9

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

Знать понятия «одушевленные» и «неодушевленные» имена существительные.

Уметь задавать вопросы к именам существительным; определять роль существительных в предложении; определять род существительных.

10

Части речи. Имя существительное.

1

Знать определение «имя существительное».

Уметь работать с Обратным словарём; указывать словообразование; разбирать по составу существительное

11

Части речи. Имя прилагательное.

1

Знать определение «имя прилагатель-ное»; что прилагательное согласуется с именем существительным.

Уметь выделять в тексте слова-названия признаков; определять род имен прила-гательных; работать с Толковым и Обратным словарями; выполнять разбор прилагательного по образцу.

12

Р/р. Текст, его тема, основная мысль. Последовательность предложений в тексте.

1

Знать понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста».

Уметь находить текст; определять тему и основную мысль текста.

13

Части речи. Глагол.

1

Знать определение «глагол».

Уметь работать с Толковым и Обратным словарями; выписывать глаголы в начальной форме; подбирать проверочные слова; разбирать глаголы по составу; выполнять звукобуквенный разбор слова; находить близкие по значению глаголы.

14

 Существительные со значением действия.

1

Знать, существительные со значением действия образовались от глаголов.

Уметь выполнять разбор слова по составу; работать с Обратным словарём; различать части речи.

15

Существительные со значением признаков.

1

Знать, существительные со значением признаков образовались от прилагательных.

Уметь работать с Обратным словарём; различать части речи; выписывать однокоренные глаголы парами; выполнять разбор слова по составу.

16

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

1

Знать понятия «многозначные слова», «прямое значение», «переносное значение».

Уметь работать с Толковым словарём; объяснять значения многозначных слов; различать прямое и переносное значение слова

  1. 17

Контрольное списывание с грамматическим заданием по теме «Части речи.»№ 1.

1

Уметь записывать текст с учетом изученных орфограмм; ставить слово в начальную форму

18

 Работа над ошибками. Прямое и переносное значение слова.

 Местоимение.

1

Уметь работать с Толковым, Орфографическим и Этимологическим словарями; записывать слова в виде пар родственных слов в начальной форме; объяснять образование прилагательного.

Знать определение «личные местоимения».

Уметь заменять существительные личными местоимениями

19

Местоимение.

Диктант с грам. Заданиями.

1

Знать определение «личные местоимения».

Уметь заменять существительные личными местоимениями.

20

Р/р. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. План текста.

1

Знать понятие «тема картины».

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник

21

Предлоги и приставки.

1

Знать, что предлог- служебная часть речи, а приставка – часть слова.

Уметь  работать с этимологическим словарём; различать приставки и предлоги; выделять корни и приставки; выписывать существительные с пред-логами; выписывать глаголы с приставками.

22

Научные названия главных членов предложения.

1

Знать термины «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения».

Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения; записывать словосочетания с вопросами от слова-командира; анализировать предложения; определять, какой частью  речи выражены подлежащее и сказуемое; различать понятия «части речи» и «члены предложения».

23

Синонимы.

1

Иметь представление о синонимах в русском языке.

Уметь работать с Толковым словарём; подбирать синонимы; определять, чем отличаются друг от друга синонимы в разных парах

24

Контрольный словарный диктант с грамматическими заданиями.№1

25

Работа над ошибками. Изменение существительных по числом.

1

Знать, что существительные изменяются по числам.

Уметь изменять существительные по числам; определять существительные, которые не изменяются по числам.

26

Р/р. Порядок абзацев в тексте. Изменение имён существительных по числам.

1

Уметь работать с деформированным планом текста; пересказывать текст по плану; работать с Толковым словарём; определять количество абзацев в тексте; читать текст по цепочке; коротко пересказывать текст.

27

Изменение существительных по падежам.

1

Знать, что имена существительные изменяются по падежам; название и вопросы падежей.

Уметь работать с Толковым словарём; выделять окончания существительных в разных падежах; определять падеж существительного; задавать падежный вопрос.

28

Именительный и  родительный падежи.

1

Знать, что существительное в именительном падеже является подлежащим; начальная форма существительного – именительный падеж единственное число, вопросы и предлоги родительного падежа.

Уметь выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных, подчеркнуть основу в предложении; определять падеж и число существительных

 

29.

Дательный падеж.

1

Знать вопросы и предлоги дательного падежа.

Уметь выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных.

30

Контрольный диктант  по теме « Части речи»№ 2.

1

Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами

31.

Р/р. Устное изложение.

1

Уметь отвечать на вопросы; читать текст по цепочке; находить основную мысль текста; делить текст на смысловые части; давать название каждой части; пересказывать текст по плану.

32.

Винительный падеж.

1

Знать, что существительное в винительном падеже в предложении является второстепенным членом.

Уметь различать именительный и винительный падежи; выписывать словосочетания; задавать вопрос от слова-командира; определять падеж существительных

33.

Работа над ошибками. Винительный и родительный падежи.

1

Знать, как различать винительный и родительный падежи одушевленных имен существительных.

Уметь различать родительный и винительный падежи одушевленных существительных

34.

Творительный падеж .

1

Знать вопросы и предлоги творительного падежа.

Уметь определять падежи существительных; разбирать предложение по членам; выписывать словосочетания; записывать родственные слова

35.  

Творительный падеж Р/р. Письменное изложение.

1

Уметь отвечать на вопросы; находить основную мысль текста; делить текст на смысловые части; давать название каждой части; письменно изложить текст по плану; находить строчки, в которых выражено главное переживание автора.

36.

Предложный падеж.

1

Знать вопросы и предлоги предложного падежа.

Уметь выписывать словосочетания; определять падежи существительных; выполнять разбор по членам предложения.

37.

Упражнение в определении падежей существительных.

1

Уметь писать текст с изученными орфограммами; определять падежи существительных

38.

2 четверть.

Изменение существительных по числам и падежам. .

1

Уметь изменять существительные по числам и падежам

39.

 Изменение существительных по числам и падежам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

1

Уметь изменять существительные по числам и падежам

40.

Р/р. Азбука вежливости. Как писать письмо Антонимы .

1

Иметь представление о словах-антонимах.

Уметь находить антонимы в пословицах; объяснять смысл пословиц.

41.  

Антонимы.

1

42.

Различение падежей.

1

Уметь различать падежи имен существительных; списывать текст с изученными орфограммами; выписывать пары родственных слов

43.

Различение падежей.

Объяснительный диктант.

1

Уметь различать падежи имен существительных; объяснять роль место-имения в тексте; работать с Этимологическим словарём; заменять местоимения именем существительным; выписывать сложные слова; выделять соединительные гласные.

44.

Различение падежей.

1

Уметь различать падежи имен существительных;

45.

Р/р. Типы текстов. Текст-описание и текст-повествование.

1

46

Контрольный словарный диктант №2

47.

Работа над ошибками. Что такое устойчивые выражения.

1

Иметь представление о фразеологизмах.

Уметь работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять устойчивые выражения.

48.

Склонения имен существительных.

1

Знать, что склонение – это изменение слова по падежам и числам; признаки существительных 1-, 2-, 3-го склонения.

Уметь склонять существительные 1-, 2-, 3-го склонения; выделять окончания существительных

49.

Существительные первого склонения.

1

Знать, какие существительные относятся к 1-му склонению.

Уметь работать с Орфографическим, Обратным и Словарём устойчивых выражений; склонять существительные 1-го склонения; выделять окончания. 

50.

Существительные первого склонения.

1

Знать, какие существительные относятся к 1-му склонению.

Уметь работать с Орфографическим, Обратным и Словарём устойчивых выражений; склонять существительные 1-го склонения; выделять окончания. 

51.    

Существительные второго склонения.

1

Знать, какие существительные относятся к 2-му склонению.

Уметь работать с Орфографическим и Обратным словарями; склонять существительные 2-го склонения; выделять окончания.

52.

Существительные  второго  склонения.

1

53.

Существительные третьего склонения

1

Знать, какие существительные относятся к 3-му склонению.

Уметь работать со Словарём устойчивых выражений и Обратным словарём; склонять существительные 3-го склонения.

54.

Склонения существительных.

1

Уметь работать со Словарём устойчивых выражений и Обратным словарём; склонять существительные 3-го склонения; выделять окончания.

55.

Контрольное изложение №1

56.  

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.

1

Уметь работать с Обратным словарём; выделять части слова; показывать, как образовано слово; объяснять, почему в слове пишется удвоенная буква «н».

57.

Работа над ошибками. Р/р. Работа с картиной. Письменное сочинение.

1

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; слушать и анализировать музыкальные произведения; работать с Толковым словарём; устно описать картину по плану; записать описание картины по данному плану

58.

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова прилагательных.

1

Уметь работать с Обратным и Этимологическим словарями; объяснять, почему в прилагательном пишется удвоенная буква «н».

59

Контрольный  диктант  по теме «  Правописание падежных окончаний.» №3

1

Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами

60.  

Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.

1

Уметь правильно писать падежные окончания существительных; работать с Орфографическим словарём; определять 1склонение имени существительного.

61.

Различение склонений существительных.

1

Уметь работать с Обратным, Толковым и Словарём устойчивых выражений; определять склонений имени существительного; правильно писать падежные окончания существительного

62.

Правописание падежных окончаний.

1

Уметь правильно писать падежные окончания существительных; работать с Обратным, Толковым и Словарем устойчивых выражений; определять склонение имени существительного

 

63

Работа над ошибками Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.

1

Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает обстоятельство.

Уметь работать со Словарём устойчивых выражений; подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте обстоятельства.

 

64.

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

1

Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает дополнение.

Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения.

 

65.

3 четверть

Второстепенные члены предложения. Дополнения. Повторение.

1

Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте дополнения; выписывать существительные 1-, 2-, 3-го склонения; выписывать словосочетания

 

66.

Второстепенные члены предложения.

1

Уметь работать с Обратным словарём; выделять главные и второстепенные члены предложения; склонять имена существительные.

67.

Р/р. Устное изложение.

1

68

Безударные окончания существительных в единственном числе.

1

Знать, что безударные и ударные окончания слов одного и того же склонения пишутся одинаково.

Уметь подбирать опорные слова для написания безударного окончания существительного

 

69.

Безударные окончания существительных в единственном числе. Закрепление.

1

Иметь представление о словах с подвижным ударением.

Уметь работать с Орфоэпическим словарём; выписывать словосочетания; выделять окончания существительных; правильно произносить слова с подвижным ударением.

 

70.

Как пишутся приставки раз- и рас-. 

1

Знать, как пишутся приставки раз- и рас-. 

Уметь выделять приставки в словах; работать с Обратным словарем; правильно писать приставки раз-, рас-. 

71.

Как пишутся приставки

- из, -ис. 

1

Знать, как пишутся из-, ис-; приставки без-, бес-; воз-, вос-.

Уметь работать с Обратным слова-рём; писать слова с приставками  из-, ис-; без-, бес-; воз-, вос-; подбирать проверочные и родственные слова.

72.

Как пишутся приставки, оканчивающиеся на –з. 

Безударные окончания существительных в единственном числе.

1

Знать, что приставки, оканчивающиеся на –з (раз-, из-, без- и другие), пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных.

Уметь правильно произносить слова с сочетанием «чн», «чт»; работать с Обратным словарём; различать предлоги и приставки.

Уметь объяснять выбор букв в окончаниях существительных; выделять окончания; определять склонение, число и падеж существительного; задавать падежные и смысловые вопросы от слова-командира к зависимому слову.

73.

Безударные окончания существительных в единственном числе.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно произносить слова.

74.

Р/р. Научный текст.

1

 

75

Безударные окончания существительных в единственном числе.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; выполнять звукобуквенный разбор слова.

76.

Значения слов. Повторение старого и открытие нового.

Предупредительный диктант.

1

Иметь представление о словах-синонимах, антонимах, омонимах.

Уметь работать с Толковым словарём; составлять предложения с омонимами; подчеркивать основу в предложении.

77.

Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1- и 2-го склонения.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения.

78.

Р/р. Составляем рассказ по рисунку.

1

Уметь составлять план рассказа; составлять рассказ по серии рисунков; рассказывать историю по цепочке. 

79.

Окончания существительных 1- и 2-го склонения.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; правильно писать словарные слова.

80.

Контрольное списывание по теме «Безударные окончания существительных.»№2

1

Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами. 

81.

Работа над ошибками Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных  3-го склонения; правильно писать словарные слова.

82.

Безударные окончания существительных в единственном числе.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; объяснять смысл фразеологизмов.

83.

Окончания существительных 3-го склонения.

1

Уметь правильно писать безударные окончания существительных 3-го склонения в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; объяснять смысл фразеологизмов

84.

Р.р Составляем рассказ по рисунку.

1

85.

Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных

1

Знать, что после шипящих под ударением в окончании существительных пишется буква «о», а без ударения – буква «е».

Уметь работать с Обратным словарём; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.

86.

Зрительный диктант по теме «Имя существительные»

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать текст под диктовку

87.

 Работа над ошибками. Написание букв «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях

существительных.

1

Знать, что после шипящих под ударением в окончании существительных пишется буква «о», а без ударения – буква «е».

Уметь работать с Обратным словарём; выделять окончания; писать буквы «о» и «е» после шипящих и «ц» в окончаниях существительных.

88.

Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

1

Уметь определять от слов какой части речи образованы данные слова; выделять корни; выделять в группе родственных слов исходное слово; выписывать родственные слова группами

89.

Р/р. Учимся писать сочинение.

1

90.

Слова с удвоенным согласным, пришедшие из других языков.

1

Уметь правильно писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; придумывать и записывать предложения с этими словами.

91.

Окончания существительных во множественном числе.

1

Знать, что существительные во множественном числе не различаются по окончаниям, у них одинаковые окончания в дательном, творительном и предложном  падежах.

Уметь выделять и писать окончания существительных во множественном числе.

27.02

92.

Окончания существительных во множественном числе в именительном падеже.

1

93.

Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже.

1

94.

Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже.

1

95.

Р/р. Азбука вежливости.

1

96

Контрольный словарный диктант №3

97.

Работа над ошибками. Написание существительных с суффиксом –ищ-.

1

Знать, как пишутся существительные с суффиксом –ищ-.

Уметь работать с Обратным словарём; писать существительные с суффиксом –ищ-; определять род данных слов.

98.

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.

1

Знать, как пишутся окончания существительных во множественном числе.

Уметь определять окончания существительных во множественно числе в разных падежах.

99.

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.

1

Знать, как пишутся окончания существительных во множественном числе.

Уметь определять окончания существительных во множественно числе в разных падежах.

100.

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление.

1

101.

Контрольный диктант  №4

1

Знать изученные орфограммы.

Уметь писать текст под диктовку.

102

Написание суффикса –ок- после шипящих.

1

Знать, что в суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква «о», если суффикс стоит под ударением.

Уметь работать с Обратным словарём; выделять суффикс; правильно писать суффикс –ок- после шипящих; правильно произносить слова в именительном падеже единственного и множественного числа

103

Написание суффикса –ок- после шипящих.

1

104.

Написание суффикса –ок- после шипящих.

1

105.

4 четверть.

 Работа над ошибками Р.р Работа с картиной Ивана Шишкина «Дубовая роща». Устное сочинение.

1

Иметь представление о приёме контраста.

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; работать с Толковым словарём; устно описать картину по плану; записать описание картины по данному плану.

106.

Изменение прилагательных по родам и числам.

1

Знать, как определять безударные окончания прилагательных.

Уметь изменять прилагательные по числам и родам; определять переносное значение имен прилагательных; выписывать прилагательные с зависимым существительным.

107.

Изменение прилагательных по падежам.

 

1

Знать, что безударные и ударные окончания прилагательных в одной и той же форме пишутся одинаково.

Уметь выделять и писать окончания прилагательных.

108.

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п и В. п

1

Знать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

Уметь писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; выполнять звукобуквенный раз-бор слова; образовывать прилагательные с помощью суффикса –н-.

109.

Р/р. Устное изложение.

1

110.

Контрольное списывание по теме «Изменение прилагательных»№ 3

1

111.

Работа над ошибками.Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п.

1

Уметь писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах; определять число, род и падеж прилагательного.

112.

Падежные окончания прилагательных м р, с.р и

 ж. р

1

Знать падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.

Уметь определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

113

.

Упражнение в написании падежных окончаний прилагательных м р, с.р  и

ж. р

1

Уметь определять род, падеж прилагательных; выделять и правильно писать падежные окончания имен прилагательных; разбирать прилагательные по составу.

 

114

Упражнение в написании падежных окончаний прилагательных м.р, с.р и ж.р.

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме

1

Знать орфограмму «беглые гласные», что беглые гласные в корне слов всегда обозначаются только буквами «е» или «о».

Уметь выделять видимое на письме чередование звуков в корне слова; выделять корни в словах с беглыми гласными.

115.

Чередование звуков в суффиксах  слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки.

1

Знать орфограмму «беглые гласные», что беглые гласные в корне слов всегда обозначаются только буквами «е» или «о».

Уметь выделять видимое на письме чередование звуков в корне слова; выделять корни в словах с беглыми гласными

116.

Склонение прилагательных во множественном числе. Окончания прилагательных во множественном числе  И.п. и В.п.

1

Знать склонение прилагательных во множественном числе; что прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Уметь выделять окончания.

117.

Окончания прилагательных во множественном числе  в Р.п., В.п., П.п.

1

Уметь писать окончания прилагательных во множественном числе в именительном и винительном падежах; определять число, падеж прилагательных.

118.

Контрольное изложение по теме «Склонение прилагательных»№2

1

119.

 Р/р. Работа с картиной. письменное сочинение

1

120.

Работа над ошибками. .Окончания прилагательных во множественном числе  в Д.п. и Т.п.

1

Знать, какую роль выполняют прилагательные в предложении; понятие «определение».

Уметь писать падежные окончания прилагательных во множественном числе .

121.

Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

1

122.

Слова с удвоенной буквой согласного.

1

Уметь работать с Обратным словарём; писать словарные слова с удвоенной буквой согласного; выделять корень, суффикс, окончание.

123

Начальная форма глагола. Суффикс –ть-(-ти-,-чь-).

Объяснительный диктант.

1

Знать суффиксы начальной формы  глагола; на какие вопросы отвечают глаголы.

Уметь определять начальную форму глагола; образовывать глаголы в начальной форме без приставок; находить слова-омонимы, которые принадлежат разным частям речи; выделять суффиксы глаголов в начальной форме.

124.

Написание частицы – ся

1

Знать понятие «частица»; правило написания «ь» в конце глаголов.

Уметь писать глаголы с частицей - ся; выделять суффиксы перед частицей –ся.

125.

Окончания прилагательных во множествен-ном числе  в Д.п. и Т.п.

1

 12 6.

Суффиксы глагола: -а-, -е-,-и-, -о-, -у-, -я-. Р.р Письменное изложение

1

Знать глагольные суффиксы.

Уметь работать с Обратным словарём; выделять глагольные суффиксы.

127

Времена глагола. Прошедшее время.

1

Знать, что глаголы изменяются по временам; суффикс прошедшего времени –л-.

Уметь выделять окончания глаголов прошедшего времени; изменять глаголы в прошедшем времени по числам и родам; выделять суффикс –л-.

128.

Времена глагола. Настоящее время.

1

Знать, что глаголы настоящего времени изменяются по числам и лицам.

Уметь определять число и лицо глагола в настоящем времени.

129.

Времена глагола. Будущее время.

1

Знать, что глаголы будущего времени изменяются по числам.

Уметь изменять глаголы по временам.

130.

Контрольный  диктант по теме «Повторение.»№ 5

1

Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

131.

Работа над ошибками Времена глагола. Настоящее время.

1

Знать, как определить лицо глагола настоящего времени.

Уметь определять лицо и число глаголов настоящего времени.

132.

Времена глагола. Прошедшее время.

1

Знать, что глаголы прошедшего времени  изменяются по числам и родам;

Уметь определять число и род глаголов прошедшего времени.

133.

Времена глагола

1

Знать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Уметь изменять глаголы по временам; правильно писать глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

134.

Р.р. Работа над картиной Дитца «Охота на редис». Письменное сочинение.

1

Уметь анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записать описание картины по данному плану; письменно продолжать сочинение по картине повествованием.

135.

. Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола.

1

Знать, что во всех формах глагола после шипящих пишется «ь».

Уметь выполнять работу над ошибками; писать «ь» после шипящих во всех формах глагола.

136.

Написание «ь» после шипящих во всех формах глагола.

1

Иметь представление о повелительной форме глагола.

Уметь определять форму глагола; писать «ь»  после шипящих во всех формах глагола.                                                                                

137

Контрольный словарный диктант по теме «Повторение.»№ 4.

1

Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

 138.

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Фонетика и орфография».

1

Уметь выполнять звукобуквенный разбор слов; писать слова с изученными орфограммами; подбирать проверочные слова.

139

Обобщение по теме «Лексика» и «Синтаксис» , «Развитие речи». Заседание для членов клуба «Ключ и заря».

1

Уметь подбирать синонимы, антонимы; объяснять устойчивые выражения; находить омонимы м многозначные слова; пользоваться Толковым и Этимологическим словарями; определять прямое и переносное значение слова, отличать слово, словосочетание, предложение; выполнять разбор предложения по членам;

140.

Обобщение .Повторение.

Уметь подбирать синонимы, антонимы; объяснять устойчивые выражения; находить омонимы м многозначные слова; пользоваться Толковым и Этимологическим словарями; определять прямое и переносное значение слова, отличать слово, словосочетание, предложение; выполнять разбор предложения по членам;

                                                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...