Склонение имен прилагательных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сорокина Надежда Александровна

Цели урока:

1.     Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

2.     Развивать умение определять род и падеж прилагательного.

3.     Развивать внимание, мышление.

4.     Способствовать пополнению сведений о жизнедеятельности птиц, помощи зимующим птицам.

 

Оборудование:

Таблица, рисунок с изображением птиц, магнитофон, записи с голосами птиц.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

в  4-б  классе  на  городском  семинаре

учителей русского языка и литературы

по теме:

Склонение имен прилагательных

женского рода

                                             Составила и провела:

                         учитель начальных классов

                         Сорокина Надежда Александровна

Тема урока: Склонение имен прилагательных женского рода

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных  женского рода.
  2. Развивать умение определять род и падеж прилагательного.
  3. Развивать  внимание, мышление.
  4. Способствовать пополнению сведений о жизнедеятельности птиц, помощи зимующим птицам.

Оборудование:

Таблица, рисунок с изображением птиц, магнитофон, записи с голосами птиц.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение целей урока
  3. Чистописание
  4. Актуализация знаний
  5. Работа по теме урока
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление изученного
  8. Итог урока
  9. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

 

  1. Сообщение целей урока

На доске записаны словосочетания:

 в холодн… погоду

 суров…  зимой

 о проворн… синице

- Что объединяет данные словосочетания? (Эти словосочетания женского рода, в единственном числе)

- Сможете сами определить тему урока. (Имена прилагательные женского рода)

- Правильно, сегодня мы познакомимся с особенностями склонения прилагательных женского рода.

  1. Чистописание

На доске: ая    яя

  Вместе – служба, вместе – дружба!

- Посмотрите, какие буквосочетания сегодня будем писать. Что вы можете о них сказать? (Это окончания прилагательных женского рода).

- Приведите примеры слов с такими окончаниями.

- Пишем всю строку эти сочетания.

- Прочитайте предложение. Запишите. При записи обратите внимание на знаки препинания.

- Что это за предложение? (Это пословица)

- Как вы думаете, о каких частях речи можно так сказать? Почему? (О существительных и прилагательных. Ведь существительные и прилагательные взаимосвязаны между собой в роде, числе и падеже.)

  1. Актуализация знаний

- Я предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «ДА» и «НЕТ». Объясняю правила: если согласны с моим утверждением говорите: «Да». «Нет» - когда не согласны. Будьте внимательны.

- Имя прилагательное – это часть речи. (ДА)

- Имя прилагательное – это член предложения. (ДА)

- Имя прилагательное склоняется. (ДА)

- Имя прилагательное не изменяется по родам, числам. (НЕТ)

- Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам. (ДА)

- Что же такое имя прилагательное?

  1. Работа по теме урока

- Переходим к следующему этапу нашей работы. Просклоняем прилагательные холодная зимняя погода. Какого рода прилагательные? (Жен. рода)

(У доски работает ученик)

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

И.п.

Какая?

холодная

зимняя

погода

Нет

Р.п.

Какой?

холодной

зимней

погоды

Дать

Д.п.

Какой?

холодной

зимней

погоде

Вижу

В.п.

Какую?

холодную

зимнюю

погоду

Доволен

Т.п.

Какой?

холодной

зимней

погодой

Думаю

П.п

О какой?

о холодной

зимней

погоде

 - Выделите окончания прилагательных.

- Посмотрите внимательно, что интересного вы заметили? (Одинаковые окончания и одинаковый вопрос)

- В каких падежах прилагательные имеют одинаковые окончания? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

- Назовите вопрос и окончания прилагательных. (Какой, -ой, ей)

- Какие это окончания? (Безударные окончания)

- Ребята, кто из вас сможет сделать вывод об особенностях склонения прилагательных женского рода. (Прилагательные женского рода в Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. отвечают на вопрос какой и имеют безударные окончания –ой, -ей.)

- Прочитайте вывод в учебнике на стр.138

- Ребята, как же правильно определить склонение прилагательных женского рода? (Определяем по существительному

  1. Физкульминутка

Упражнения под музыку

  1. Закрепление изученного

А) - А теперь проверим вашу внимательность. Я буду читать рассказ Евгения Чарушина «Перепёлка», а вы записывать словосочетания (прилаг + сущ.) женского рода.

«У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Перепёлочка ходит по клетке и насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке как настоящая курица.

Но самое удивительное вот что: как только зажжём мы вечером настольную лампу, перепелка сразу начинает насвистывать свою любимую песенку:

- Фить – пирю! Фить – пирю!

- Что такое она говорит? – спрашивает Никита.

- Это она тебя спать укладывает. Слышишь, кричит: «Спать пора! Спать пора!»

Так у нас и повелось.

Чуть засвистит беспокойная птица своё «фить – пирю», Никита ложится в мягкую кроватку

- Какие словосочетания вы записали? (ручная перепёлка, маленькая дикая курочка, настоящая курица, настольную лампу, любимую песенку, беспокойная птица,  

мягкую кроватку).

Б) Упражнение «Определите падеж прилагательных».

             В.п.                                            Р.п.                                                    П.п.                                                                                                                                                                                        

Беспечную кукушку, шустрой синички, о пугливой пеночке,

                 Т.п.                                                          Д.п.                                         И.п.                                                                                    

заботливой ласточкой, серебристой чайке, голубая сойка,

                     П.п.                                                                                                                                                                                        

о голодной вороне.

Проверка.

- В каких падежах окончание прилагательных женского рода одинаковое? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

- Как же тогда определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного).

В) Сочинение – миниатюра. Звучат голоса птиц.

- Посмотрите на рисунок. Кого вы видите? Какие птицы зимуют в наших краях?

- Как вы заботитесь о птицах? Почему именно зимой необходимо помогать птицам? Кто из вас уже изготовил птичью кормушку?

- А сейчас я предлагаю вам написать сочинение – миниатюру о том, как вы помогаете зимующим птицам. В своём рассказе используйте прилагательные. Не забудьте озаглавить сочинение.

Проверка. Чтение 2-3 работ.

Г) Дополнительно.

- А сейчас новое испытание.

На доске:    

 Родиться под … звездой.

                               В … теле … дух.

Через час по … ложке.

Сыграть … шутку.

- Подберите прилагательные к фразеологизмам. Когда так говорят?

- Запишите эти фразеологизмы, вставляя имена прилагательные. Определите род и падеж прилагательных.

  1. Итог урока

- Много работали сегодня на уроке.

- Какую интересную особенность склонения прилагательных мы сегодня заметили? (В Р.п., Д.п., Т.п. и П.п. прилагательные ж.р. имеют одинаковое окончание и отвечают на вопрос какой?) 

- Как определяют падеж имён прилагательных?

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Упражнение 315, стр.139


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 4 классе по теме : "Склонение имен прилагательных женского рода"

Ц е л ь: усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского родаЗадачи:Образовательные задачи:-Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;- Формиро...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных женского рода»

Урок  знакомит учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женскогог рода.повышает уровень знаний по теме "Имя прилагательное".Урок содержит задания уровневой дифференциации, игру "Сил...

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Урок русского языка в 4 классе по программе УМК "Школа России". Первый урок по теме "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе". На данном уроке дети знакомятся с окончаниями им...

Тема "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" 4 класс. УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка. Все задания связаны одной общей тематикой "Сталинградская битва"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода"

Задачи урока:- Образовательные:сформировать у детей общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас.- Развивающие: развивать умение в определении падежа имён п...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе"

Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" проходил в 4 классе....