Проект методической разработки раздела образовательной программы по письму и развитию речи «Связная речь»
проект по русскому языку на тему

Ковалева Наталья Савельевна

Проект

методической разработки раздела образовательной программы по письму и развитию речи «Связная речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уренская коррекционная школа-интернат» Уренского муниципального района Нижегородской области

Проект

методической разработки раздела образовательной программы по письму и развитию речи «Связная речь»

7 класс

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Н.С.Ковалева

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                         2 - 4

2. Психолого-педагогическое обоснование выбора содержания раздела           5 - 6

3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы                                     7

4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу  программы образовательных технологий, методов, форм организации  деятельности учащихся                                                                                           8-10

5. Содержание раздела образовательной программы                                         11-12

6. Список литературы                                                                                             23-24

7. Приложение                                                                                                                                                                                                  

        

1. Пояснительная записка

     Методическая разработка составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы Москва «Владос» 2013г. Под редакцией В.В.Воронковой.

     Развитие связной речи учащихся - это раздел школьного курса, интерес к которому у преподавателей возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения сегодняшних школьников.

     Бедность словаря, ограниченность и шаблонность в речи конструкций, более широкое, чем ранее, применение однозначных слов - вот далеко неполный перечень трудностей, с которыми сталкивается педагог, работая в школе с детьми всех возрастов. Современный ритм жизни накладывает свои отпечатки не только на речь, но на развитие мышления  учеников.

Именно на уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи, как показателю общей культуры и гражданской позиции человека

   Развитие связной письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья является еще более сложным процессом, чем формирование устной.

Лишенная  экстра лингвистических факторов и интонирования, присущих устной речи  и облегчающих осмысления информации, письменная речь должна быть более развернутой по сравнению с устной для того, чтобы её содержание стало понятным читающему.

   Недостатки логического мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, медленный темп усвоения нового, своеобразие речевого развития затрудняют овладение связной письменной речью. Кроме того, нарушение внутренней речи делает более сложной подготовительную работу над мысленным планом высказывания, формированием предложений про себя.

   Приступив к  работе учителем  русского языка и литературы в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я столкнулась  с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Важнейшими из этих проблем являются: бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека вообще, а для выпускника специальной (коррекционной) школы особенно.

   Актуальность заключается в том, что в сложившейся ситуации оптимальным является увеличение часов по разделу «Развитие речи». Особое место в данном разделе следует уделить  обучению написания сочинения, изложения, делового письма, т.к. именно на этих уроках дети учатся правильно строить свои речевые высказывания, идет исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, обогащение словаря.

   Новизна разработки состоит в том, что в данный раздел включены дополнительные часы - это специальные уроки связной письменной речи с применением нестандартных форм обучения, которые направлены на развитие творческой активности обучающихся. Такие уроки обогащают  учеников эмоционально, интеллектуально, эстетически и нравственно.

Данная методическая разработка составлена для учащихся 7 класса.

Участники: учащиеся 7 класса.

   Цель: создание оптимальных условий на уроках развития речи, способствующих повышению интереса к письму, развитию творческой активности посредством нетрадиционных форм обучения.

   Задачи:

Исправление дефектов речи, отработка произносительных навыков;

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи ;

Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной речи;

   Срок реализации

Учитывая наибольшую трудность у детей в правильности и последовательности изложения своих мыслей в устной и письменной форме, целесообразно выделить на развитие речи 8 уроков во втором полугодии (3 , 4 четвертях) 5 уроков в 3 четверти и 3 урока в четвертой четверти.

2. Психолого-педагогическое обоснование выбора

содержания программы

   Успешность обучения умственно отсталых детей в школе и успешная социальная адаптация после её окончания зависят от уровня владения родным языком. И прежде всего, всеми видами речевой деятельности-

  • Осмысленным и точным пониманием чужой речи ;
  • Свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения.

   Основная нагрузка по формированию и развитию речевой деятельности умственно отсталых детей ложится на уроки русского языка. Поэтому одной из важнейших задач обучению русскому языку, на мой взгляд, является совершенствование речевой деятельности учащихся, формирование умения правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

   В 5-9 классах коррекционной школы VIII вида при изучении грамматики и правописания на уроках письма теоретический материал значительно усложняется, преобладающими становятся упражнения, в ходе выполнения которых у учащихся формируются знания и умения в области орфографии и грамматики. Но на равнее с этим следует уделять достаточное внимание развитию практических умений учащихся, связанных с созданием собственного текстового сообщения, в котором требуется ясно, правильно, последовательно выразить свою позицию, точно используя разнообразные языковые средства, иными словами, развивать связную письменную речь учащихся.

   В 7 «Б» классе обучаются 8 человек. Из них 5 мальчиков и 3 девочки. Возраст от 14 до16 лет. Все дети комфортно ощущают себя в данном коллективе. Социально-психологический климат в классе благоприятный. Между собой дети в основном тактичны и вежливы.

   Руководствуясь результатами наблюдений во время урока и проведенных диагностик, всех ребят в классе можно разделить 2 уровня: средний уровень- 6 человек (75%), низкий уровень – 2 человека (25%).

Особо хочется отметить, что внимание у детей характеризуется неустойчивостью, плохой переключаемостью, память механическая, объем небольшой. Наблюдается нарушение аналитико-синтетической деятельности, снижение функции обобщения. Словарь развит в пределах обихода, имеются трудности в построении развернутых речевых высказываний. Учебные навыки сформированы в рамках программы. Уровень учебной мотивации средний, нет способности к волевому  усилию. Работоспособность снижена, повышенная отвлекаемость и утомляемость. Три человека посещают индивидуальные логопедические занятия.

   Проанализировав письменные работы учащихся  7 «Б» класса (рассказы, составленные по серии сюжетных картинок), можно сделать вывод:

Связная письменная речь умственно отсталых детей характеризуется недостаточной сформированностью речевых умений по созданию собственного текстового сообщения.

   В работах выявлены нарушения содержательной стороны текстового сообщения и его структурного единства, а также ошибки в языковом оформлении работ. В целом, анализ письменных работ учащихся позволил выявить нарушения целостности и связности письменных текстовых сообщений, которые обусловлены с одной стороны недостаточным познавательным опытом, особенностями мышления, с другой стороны недостаточной реализацией задач по формированию связной письменной речи в процессе обучения русскому языку. (Приложение №1)

3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы    

В результате изучения раздела «Развитие речи» учащиеся будут:

Знать

Название частей речи, правильно употреблять их в речи

Наиболее распространенные правила правописания слов

Уметь

Связно высказываться устно и письменно (по плану)

Писать изложения, сочинения

Составлять рассказ по опорным словам

Оформлять деловые бумаги

Пользоваться школьным орфографическим словарем

 

 

4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

Для получения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса. В своей педагогической деятельности использую технологии, место которых зависит от целей, содержания и форм обучения:

-словесные методы (рассказ);

- метод демонстрации (показ);

- метод упражнений (опробование);

Эти методы и приемы способствуют быстрому и правильному усвоению учебного материала.

Так же использую методы проверки и оценки уроков:

- опроса;

- наблюдения;

- сдачи контрольных нормативов;

- метод исправления ошибок.

Для решения учебно – воспитательных задач применяю фронтальный, групповой, индивидуальный   методы, использую различные варианты нагрузок и отдыха.

Для того чтобы поддерживать познавательный интерес, нужно стремиться задействовать эмоциональную сферу личности школьников, для этого можно использовать музыкальное сопровождение на уроках, включать в контекст занятий сюжетно – ролевые ситуации, специально сконструированные ситуации успеха для отдельных учащихся. Безусловно, это достаточно трудоемко, но эффективно.

На занятиях стараться периодически создавать поисковые ситуации, которые заметно повышают активность учащихся, развивают их творческие способности.

В своей педагогической деятельности для достижения наибольшего эффекта служат следующие образовательные технологии:

Разноуровневое обучение:

Особое внимание уделяется слабо подготовленным ученикам, облегчаются условия выполнения упражнения, стремление вселить надежду и уверенность.   К тем ученикам, которые не проявляют интереса к предмету, нужен индивидуальный подход. Стараться выявить причины в беседе с ним, родителями, его товарищами и дать ему отдельные поручения по учебной работе. Основными принципами создания положительной мотивации деятельности ученика на уроке являются посильное участие в решении поставленной на уроке задачи.

Проблемное обучение:

На уроках создается проблемная ситуация и организуется активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Здоровье сберегающие технологии:

Равномерно во время урока распределяются различные виды заданий, чередуется мыслительная деятельность с физической, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.

Технология сотрудничества:

Используется на большинстве уроков. Сотрудничество на уроках помогает в современной развивающей деятельности взрослых и детей, суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого – педагогические диагностики личности.

Игровые технологии:

Способствуют развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.

Информационно - коммуникативные технологии: ИКТ используются для составления планов уроков; обрабатывания документов мониторинга, составление сводных таблиц данных, анализа работы, отчетов, уроков-презентаций, различных текстовых заданий. Использование ИКТ в своей работе позволяет добиться повышения качества знаний учащихся по предметам, интереса к учению, более осознанного отношения к учебной деятельности и своему здоровью, повышения мотивации учащихся.

Тестовая технология:

Применяется в каждом классе - это текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков. Тестовый контроль в компьютерном варианте позволяет повысить эффективность контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.

5. Содержание раздела программы

Развитие речи

1. Тема и основная мысль текста.

Цель: сформировать понятие «тема» и «основная мысль», уметь соотносить тему и содержание высказывания; редактирование текста.

2.Сочинение - описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Цель: дать представление о пейзаже; учить строить описание пейзажа по картине и использовать слова с переносным значением, изобразительно-выразительные средства языка и слова-синонимы; развивать связную речь.

3.Урок - практикум по развитию речи. Письмо (речевой этикет).

Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о видах писем; развивать навыки правильного оформления письма.

4.Описание предмета.

Цель: дать понятие описания, познакомить с особенностями описания в разных стилях; учить описывать предмет (какую-нибудь вещь, игрушку, предмет домашнего обихода);развивать навыки редактирования текста.

5.Деловое письмо. Поздравление.

Цель: познакомить учащихся с тем, как правильно составлять поздравление; развивать умение правильно строить собственные речевые высказывания; закрепить представления об образных словах в нашей речи.

6.Сжатое изложение по притче Е.А.Пермяка «Перо и чернильница».

Цель: развивать умение включать элементы рассуждения в повествование, кратко излагать текст, передавая главную мысль каждой части исходного текста.

7.Деловое письмо. Приглашение.

Цель: познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения; развивать умение задумываться над значением слов, над устойчивыми оборотами речи; развивать умение устанавливать логико-смысловые связи между словами в предложении и между предложениями в тексте.

8.Творческий диктант «Корабельная роща». ( по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».

Цель: способствовать совершенствованию речи детей, обогащению и активизации словаря учащихся; повышать их умственное развитие.

    Речевое развитие является одной из составляющих общего психического развития умственно отсталого ребенка. Следовательно, целенаправленная и систематическая работа по улучшению речевой деятельности ребёнка оказывает положительное воздействие на весь процесс развития ребенка. Осуществляется это при помощи специальных упражнений, практических приемов  и форм работы на уроке. Считаю, что из множества методик обучения необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют закономерностям возрастного развития, психологическим особенностям данного коллектива и индивидуально каждого ученика.

Практические приемы и формы работы на уроках развития речи

Задания на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу

1. Разученный диктант.

Представляет собой прием, в основе которого лежит письмо по памяти, т.е. воспроизведение с максимальной точностью заранее выученного небольшого по объему авторского текста. Написанию предшествует совместный анализ содержания, композиции, орфографии и пунктуации.

2.Прием « Кто больше?».

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений. Необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова и выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.

Задание

  • Воспроизведите по памяти в произвольной последовательности максимальное кол-во слов из следующего перечня: лошадь. дорога. мост, Новосибирск, ананас. грузовик. моряк, игрушка.

3.Прием «Реставрация текста».

Этот прием, который предполагает восстановление деформированного (содержащего пропуски)  текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам под диктовку или для контрольного переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи. Работа будет более эффективной, если характер пропусков заранее известен ученикам: это могут быть прилагательные, используемые в описании природы или с целью характеристики героя текста. Обучающий эффект такого задания усиливается в том случае, если после восстановления осуществляется коллективный анализ получившихся вариантов с целью выявления среди них наиболее удачных.

Задание

Прочитайте текст, обратив особое внимание на слова и выражения. Передающие действия животных, восстановите текст по памяти, имея перед глазами вариант с пропусками.

4. « Найди ошибку»

Сначала ученики знакомятся с исходным авторским текстом, который им необходимо запомнить, затем получают новый. Содержащий какие-либо изменения, несоответствия по сравнению с оригиналом вариант исходного текста и  сличают его с предшествующим. Все несоответствия, ошибки ( фактические, логические, стилистические т.д.) устраняются в процессе списывания или при пересказе.

Задание

Познакомьтесь сначала с исходным вариантом текста, который необходимо запомнить, а затем сего сжатым пересказом, после чего назовите все допущенные при пересказе фактические ошибки.

5. Прием « Будь внимателен».

Учитель подбирает два текста, разделяет их на отдельные предложения, затем зачитывает их следующим образом: первое предложение из первого текста, второе предложение второе предложение из второго текста и т.д. Ученики работают по двум вариантам. Дети должны быть предельно внимательными и запомнить только свой текст: учащиеся первого варианта запоминают первый текст, не отвлекаясь на предложения из второго фрагмента, учащиеся второго варианта- второй текст.

6. Восстановленный диктант.

Проведение восстановленного диктанта предполагает создание опор ( списка слов, выражений, употребленных в тексте). Ученики, имея их перед глазами, по памяти пересказывают текс близко к оригиналу. Такой вариант работы по развитию речи удачно сочетается с работой над различными грамматическими темами.

Задание

Выпишите последовательно из текста все фактические сведения (даты, географические названия, кол-ые данные и др.), используя получившиеся записи в качестве опор, восстановите текст по памяти.

7. Прием « Самый внимательный».

Проанализированный совместно с учителем текст необходимо воспризвести по памяти максимально точно и полно. Учитель может закрыть текст, стереть его с доски, или попросить учеников закрыть книги с текстом.

Поскольку объем фрагмента не принципиален в данном виде работы, такое задание удачно можно использовать на уроке русского языка по любой грамматической теме. При этом воспроизводить, в соответствии с поставленным учителем заданием, ученики могут как весь текст, так и отдельные слова и выражения ( только собственные имена существительные или только имена прилагательные и т.д.). Возможно, жесткое ограничение времени, отведенного на работу, а также использование эффекта внезапности, когда учитель заранее не предупреждает, что текст, с которым ученики сейчас работают, потом понадобится воспроизводить по памяти, приучают их мобилизации внимания.

Задание

Запишите как можно более точно тексты следующего содержания (далее даются тексты).

Задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся

1. Прием «Собери слова».

Участники игры (отдельные ученики или команды) получают слово, из букв которого им необходимо составить максимальное количество других слов. При проверке полученные слова по очереди называются противниками, а те должны дать толкование слов. При оценивании учитывается длина слов (кол-во букв или слогов), их кол-во, возможность объяснить лексическое значение слов, составленных самими участниками игры и их соперниками.

Задание

Из букв слова «жизнеобеспечение» собрать слова (небо, пес, чин, жена, обои и т.д.)

2. Прием «Выбираем».

Вместо пропусков слов вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова, при необходимости уточнить значение слов по толковому словарю.

Задание

Выберите нужное слово из предложенного в скобках списка, при возникновении затруднений используйте справочную литературу. ( На картине не было ничего, кроме зеленых листьев смородины, на которых блестели (дождевые или дождливые) капли росы.

3. Прием «Замена».

В основе лежит прием перефразировки, который позволяет отработать отдельные моменты сжатия текста за счет использования слов вместо развернутых их толкований. Возможно и расширение текста за счет замены толкований понятий их краткими эквивалентами.

Задание

Сократите текст, заменив каждое выделенное в тексте развернутое толкование одним словом или словосочетанием (лечение зубов занимаются люди, имеющее необходимое образование и получившие соответствующую подготовку- стоматологи).

4. Прием «Ассоциации».

Предполагает запись любых слов и выражений, возникающих в качестве ассоциации с ключевым понятием, так, чтобы получилась достаточно развернутая тематическая группа.

Задание

Вычлените в тексте три ключевых слова, составьте к каждому из них ассоциативный ряд из слов, относящимся к различным частям речи, словосочетаний и устойчивых выражений.

5. Прием «Переводчики».

Требуется объяснить значение выделенных слов и выражений, «дать их перевод», затем воспроизвести текст по памяти.

Задание

Дайте развернутое толкование всех выделенных в тексте слов или по возможности замените их синонимами.

6. Прием «Гнездо слов».

Определяются тема текста, после чего она сужается до одного - единственного ключевого слова, к которому в тексе подбираются все слова, объединенные в одну тематическую группу, так называемое «гнездо слов». Слова, объединенные общей темой, могут принадлежать как к одной, так и к разным частям речи, представлять собой не только отдельные слова, но и целые выражения.

7. Прием «Соединяем».

Даются два или более слова или изображения, требуется составить такую фразу, в которой бы присутствовали все предложенные слова или изображенные предметы. Например, требуется соединить в одной фразе слова «полковник» и «роза», в качестве варианта выполнения задания может быть фраза: «На военном параде седовласый полковник возложил букет из алых роз к подножию памятника ветеранам Великой Отечественной войны». Как видно из примера, формы слов могут быть при необходимости изменены. Если не было дано требование сохранять слова неизменными.

Задание

Составьте предложения, включающие следующие пары понятий: роман-закладка, север-пальма, радость-слезы.

Задания для формирования понимания логики построения сюжета и композиции текста

1. прием «Составляем определение».

Ученикам называется знакомый предмет или явление, для которого нужно составить наиболее точное определение, включающее признаки, характеризующие его всесторонне и отличающие его от всех других сходных понятий или явлений.

Задание

Составьте лаконичные определения следующих понятий: самокат, вездеход, гнездо, скворечник. Будка, парусник. иней, снег, стук и т.д. В представленном перечне признаков понятий

2.Прием «Выделяем существенные признаки».

Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков. Среди которых выделяются существенные и несущественные. Нпр, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы. Нарядов и т.д. - признаки несущественные. Потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь. Существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха». Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное.

Задание

В представленном перечне признаков понятий и явлений выделите только существенные:

Сосна: «хвойное растение», «дерево», «плоды-шишки», «высокий ствол», «компактная крона ан верхушке ствола», «шишки маленькие и округлые»

3.Прием «Ищем общее».

Ученикам предлагаются пары, небольшие группы слов или выражений, имеющих мало общего между собой. Требуется назвать как можно больше общих для них признаков. Оценивается количество составленных ответов, а также их оригинальность, нестандартность, неожиданность.

Задание

Определите, что сближает следующие пары понятий: дом-офис, обед-полдник, дорога-ромашка. Котенок-подушка и т.д.

4.Прием «Ищем различия».

Предложенные ученикам парами (или группами) слова и выражения должны быть близкими по целому ряду признаков, в результате сопоставления необходимо определить признаки. Их различающие.

Задание

Назовите признаки, различающие следующие понятия и явления: карета-телега. Ель-сосна-кедр, дом-усадьба-дача и т.д.

5. Прием «Узкое - широкое».

В процессе выполнения заданий определяются слова, имеющие общее или более узкое значение.

 Задание

В списке найдите слово с самым широким значением, продолжите перечень:

Железо, серебро, металл, золото, чугун, медь, кобальт, литий.

Задания коммуникативного характера на самостоятельное составление

связного монологического высказывания

1. Прием «Бусы».

Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний. Участникам игры нужно составить связный текст, последовательно включив все слова (словосочетания), нанизывая их подобно бусинам на леску, при этом форма слов должна быть сохранена.

Задание

Составьте небольшой текст, последовательно включив в него следующие слова и выражения: незабудки. С первыми лучами солнца, огненно-красный, вальс цветов. На рассвете, музыка цветов, радуга оттенков

2. Творческий диктант.

Предполагает составление фраз из данных учителем слов, словосочетаний и выражений. Однако творческий диктант предоставляет больше свободы действия: последовательность включения элементов может быть произвольной, при необходимости допускается изменения форм слов.

Задание

Составьте связный текст, включив в него в произвольной последовательности (грамматическая форма слов может быть изменена): листок, крокодил. Автомобилист, карниз. Дерево, ананас. экскурсия, попутчик.

3. Прием «Кто короче?».

Необходимо передать содержание текста, вычленив самую главную информацию, тем самым сжав его.

Задание

Перескажите текст сжато, используя не более трех предложений

4. Прием «Меняем финал».

Для работы берется хорошо известная сказка, история или стихотворение, содержание пересказывается, а финал меняется на неожиданный, отличающийся от традиционного.

5. Диктант с заменой.

При написании диктанта с заменой от учеников требуется не только максимально точная передача содержания услышанного и прочитанного исходного варианта текста, но и привнесение в текст ряда изменений, касающихся как содержательного, так и грамматического строя текста. Предлагаемые упражнения дают представление о многочисленных вариантах заданий, которые могут сопровождать написание диктанта с заменой.

При написании диктанта внесите такие изменения, чтобы в итоге описание вереска заменилось описанием кактуса

6. Прием «Если бы…».

Использование приема «Если бы…» позволяет ничем не ограничивать фантазию сочинителя и составлять повествование с самым невероятным сюжетом, с самым удивительным и  неожиданным оборотом событий. Этому способствует заданная в начале фраза, для которой весь последующий рассказ является своеобразным продолжением.

Задание

Составьте рассказ, который бы начинался со слов: «Если бы я стал великаном, то…», «Если бы в мире исчезла вся  техника…».

Целенаправленное и систематическое применение на уроках письма вышеописанных упражнений, позволит сформировать у умственно отсталых учащихся следующие умения:

  • умение отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
  • умение определять тему, основную мысль текста;
  • умение соотносить заглавие и содержание текста;
  • умение  находить части текста, относящиеся к вступлению. Основной части и заключению;
  • умение определять границы и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;
  • умение устанавливать логическую связь между частями текста и предложениями;
  • умение находить, а затем использовать средства межфразовой связи.

На основе этих умений сформированы более сложные умения:

  • умение раскрывать тему, реализовывать основную мысль в собственных текстах;
  • умение самостоятельно продуцировать тексты разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).

Это подтверждается сравнительным анализом письменных работ учащихся 7Б класса на начало и конец года. ( Приложение №2).

В процессе уроков, оценивая ученика, нужно стараться учитывать не только результаты контрольных работ, но отслеживать то, насколько есть продвижение в видах деятельности. К выставлению оценки в условиях адаптивной школы и разноуровнего обучения надо подходить дифференцированно, выставлять текущую, тематическую и итоговую оценки. На некоторых уроках целесообразно применять индивидуальные, групповые оценки, а так же взаимо и самооценки учеников для более полного и объективного оценивания результатов деятельности обучаемых. Важную роль в педагогической работе оказывают оценка педагога в виде похвалы «молодец», «отлично» или нарицания: «плохо», «хорошо, но ты мог бы лучше». Такая оценка может оказать разное действие на разных детей, поэтому использовать надо индивидуально в зависимости от характера и психики ребенка. Выставляя оценку, всегда комментировать, за что ставится такой балл или за что снижена.

8. Список литературы

1. А. В. Ястребова, П. П. Пессонова «Как помочь детям с недостатками речевого развития». Москва 1999г.

2. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе». Под редакцией В.В. Воронковой Москва «Пресс-школа», 1994г.

3. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция». Москва Просвещение 1994г.

4. Е.В. Колесникова «Развитие  интереса и способностей к чтению».  Ювента Москва 2005г.

5.Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей». Москва 2005г.

6. Журнал «Дефектология».

7. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у  младших школьников». Москва Владос 1995г.

8. Коррекционная педагогика в начальном образовании». Под редакцией Г.Ф. Кумариной.

9. Л.Г. Кобзарева, Т.И.  Кузьмина «Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция». (Практическое пособие) ТЦ «Учитель» 2000г.

10. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи».

11. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. Пособие.-М: Просвещение, 1994г.

 12.Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учеб. Пособие.- М: Академия,2006г.

13.Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей». Москва 2005г.

14 . Развитие речи на уроках русского языка. Н.Н. Бебешкина, В.П. Свириденков Москва Просвещение 1978г.

15. Р.С. Немов «Психология» книга 1,2.

16.Русский язык.5-9 классы: занятия по развитию речи/авт.-сост. В.П.Трушина.-Волгоград: Учитель, 2008г.

17. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи».

18.  Т.А. Ткаченко «Фомирование и развитие связной речи» Дентство-Пресс Санкт-Петербург 1998г.

        

Приложение

Приложение № 1

Анализ письменной работы учащихся 7б класса, проведенной в октябре 2014 – 2015 учебного года.

Работу выполняли 8 человек.

У каждого ребенка серия сюжетных картинок. Предлагалось составить по ним рассказ, придумать к нему название и запись.

Полученные тексты оценивались по 3 основным критериям.

•        целостность

•        связность

•        использование языковых средств.

Целостность

Учащиеся должны были вербализировать изображенную последовательность событий, установить причинно – следственные связи, раскрыть микротемы.

Справились с заданием 5 человек, не справились 3 человека.

Исследование письменных работ показало неумение детей выстраивать логическую информационную цепь; нарушение последовательности изложения присутствовало в 37,5% работ. Не смогли правильно представить в письменном виде изображенную на картинках ситуацию и адекватно описать всю цепочку причинно – следственных связей 50% учащихся.

Объем текстовых сообщений (%)

3-4 предложения

5 предложений

6-7 предложений

8-9 предложений

37,5

25

25

12,5

Нарушение последовательности изложения (%)

Изменение последовательности

Привнесения

Пропуск информации

Повторы

50

37,5

50

50

                        

Текст некоторых работ состоял из разрозненных предложений, каждое из которых существует само по себе и является подписью под соответствующей сюжетной картинкой. Осознание детьми темы и основной мысли рассказа показано в том, как дети озаглавили свой рассказ.

Связность

Анализ показал неумение выделять структурные компоненты продуцируемых текстов: зачин, основную часть, заключение.

Композиционная структура текстовых сообщений (%)

Отсутствует вводная часть

Отсутствует

заключение

Отсутствует вводная часть и заключение

50

25

25

Правильность языкового оформления текста

Анализ лексико – грамматического оформления текстовых сообщений позволил классифицировать встречающиеся изменения правильности языкового оформления:

1.        неадекватное употребление слов (50 работ)

2.        использование слов – бытовизмов (75%)

3.        ошибки в употреблении связей слов по типу согласования и управления (75%)

В основном рассказы детей состояли из простых, малораспространенных предложений, часто неправильно построенных; невелико число имен прилагательных в них.

По результатам анализа можно выделить следующие группы письменных сообщений:

1.        работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения, отсутствует связь между частями, отсутствуют структурные компоненты, работа написана простыми однотипными предложениями, часто неправильно использованы слова, конструкции, приводящие к неточному воспроизведению информации

2.        в работе допущены существенные отклонения от темы, имеются нарушения последовательности изложения, не все структурные части текста соблюдены, синтаксические конструкции однообразны, встречается неправильное словоупотребление, наглядно представленная ситуация и события вербализируются адекватно

3.        содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные нарушения последовательности, не все структурные части текста соблюдены (отсутствует введение и заключение), слова и правильно построенные речевые конструкции адекватно отражают смысловое содержание

4.        содержание работы полностью соответствует теме, изложение последовательно, структура текста соответствует выбранному типу, части текста связаны между собой, слова и правильно построенные речевые конструкции адекватно отражают смысловое содержание

Приложение № 2

Анализ письменной работы учащихся  7б класса,

проведенной в апреле 2014 – 2015 учебного года.

Работу выполняли 8 человек.

Предлагалось написать сочинение на тему «Мое любимое домашнее животное». В представленных работах присутствовали  2 функционально смысловых типа текстов: описание и повествование.

По результатам анализа можно выделить следующие группы письменных сообщений:

1.        работа не соответствует теме, нарушена последовательность изложения, отсутствует связь между частями, отсутствуют структурные компоненты, работа написана простыми однотипными предложениями, часто неправильно использованы слова, конструкции, приводящие к неточному воспроизведению информации

2.        в работе допущены существенные отклонения от темы, имеются нарушения последовательности изложения, не все структурные части текста соблюдены, синтаксические конструкции однообразны, встречается неправильное словоупотребление, наглядно представленная ситуация и события вербализируются адекватно

3.        содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные нарушения последовательности, не все структурные части текста соблюдены (отсутствует введение и заключение), слова и правильно построенные речевые конструкции адекватно отражают смысловое содержание

4.        содержание работы полностью соответствует теме, изложение последовательно, структура текста соответствует выбранному типу, части текста связанны между собой, слова и правильно построенные речевые конструкции адекватно отражают смысловое содержание

Сравнительный анализ письменных работ учащихся в 7б классе представлен  в следующей диаграмме, где ряд 1 – это работы учащихся, написанные в октябре, а ряд 2 – это работы  этих же учащихся в мае.

Приложение 3

Разработка открытого урока по письму и развитию речи в 7классе

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Сочинение-описание «В чем красота русской зимы».

Цель урока: совершенствовать работу по формированию связной письменной речи

Задачи:

  • Формировать умение строить речь в определённой композиционной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал;
  • Продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания;
  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность, увлеченность, терпение. Любовь к природе.

Оборудование: компьютер. мультимедийный проектор, карточки с текстом А.Чехова « Шел первый снег». Карточки слов, памятки для проверки сочинения.

Памятка 1.

(для каждого уч-ся)

1. Соответствует ли содержание текста теме?

2.Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то  переставить?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

Выделены ли части текста красной строкой?

6.Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Правильно ли построены предложения?

7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Памятка 2.

(для каждого учащегося)

1.Проверь, не пропустил ли ты буквы.

2. Правильно ли написал безударные гласные.

3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

НЕ УВЕРЕН-СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!

Ход урока:

Психолого –педагогический комментарий

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Создание эмоционального настроя и подготовка к восприятию темы.

Словесный метод

Активизация зрительных анализаторов

Воспит. любовь к Родине

Развитие внимания, творческого мышления

Расширять активный словарь, речь

Активизировать мыслительную и творческую деятельность

Зрительное восприятие

Постановка проблемной ситуации

Развитие умения планировать работу

Разв. речь, мышление

Технология разноуровнего обучения

Разв. Самоконтроля

Разв умений анализировать работу

I.Организационный момент

II.Работа над темой урока.

1.Собщение темы и цели урока.

2.Подготовка к сочинению .

А) Вступительное слово.

Б) Подготовка к сочинению.

 Обсуждение возможного плана сочинения.

Упр-ие в распространении текста.

-Прочитайте текст на доске:

Заключительная беседа.

Написание сочинения.

Запись сочинения учащимися.

Чтение готовых сочинений.

III. Итог урока.

(Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева)

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит-
И под белой бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- О чем говорится в этом стихотворении?

-Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. (показ картины…). Зиме посвящается много рассказов, стихов. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы , как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках, зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз-всемогущим воеводой.

(Показ 1 слайда)

Послушайте стихи и скажите ,какие поэтические картины возникли в вашем воображении.

-Какова природа зимой?

-Почему так светло и празднично вокруг?

-В чем красота зимнего наряда?

-Как падает снег?

-Что показалось вам особенно красивым при снегопаде?

- Прочитайте рассказ А.Чехова «Шел первый снег»

-Перед вами стоит задача - описать красоту русской зимы.

-Что вы должны написать в своем сочинении?

-Что можно сказать о зиме?

-О снеге?

-О снежинках?

-О небе?

-О ветре?

-Что вам нравится в ясную морозную погоду? (На доске записаны опорные слова)

-Чем удивила вас зима в пасмурную погоду?

-Прочитайте текст на доске:

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Ребята катаются на коньках.

-Удачен ли этот рассказ?

-Почему нет?

-Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом. В сочинении старайтесь не повторять одни и теже слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось интересным, необходимо добиваться связанности в изложении текста, красочности в описании, правильного построения предложения, грамотного написания.

 -Из каких частей должно состоять сочинение?

-Мы должны сначала представить себе зиму так, как мы ее видим, чувствуем. Понимаем, передать, как меняется природа зимой.

-А если вы захотите описать зимнее чудо, которое наблюдали из окон класса, то каким тогда будет ваше вступление?

-Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите?

-Как зима влияет на ваше настроение?

-Замечаете ли красоту зимы?

-Итак. Мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит зиму. Поэтому, ваши сочинения будут разные, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

Выбор эпиграфа. (Записаны на доске).

План. (На доске)

1. Наступила зима.

2. Зимняя фантазия.

-Ковер зимы.

-Деревья зимой.

-Узоры на стеклах.

-Сияние снежинок в ясную погоду.

-Метель. Пурга.

3. Настроение, вызванное красотой зимы. Или  За что я люблю зиму?

1ур.-сам-но

2ур. По опорным словам

3ур.прием «Реставрация текста»

-Чему учились?

-Чье сочинение вам понравилось больше? Почему?

(Стихи читают заранее подготовленные ребята, не обязательно наизусть, можно с листа А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя» И.Сурикова «Белый снег пушистый», Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою»)

Учащиеся про себя читают рассказ.

Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, ее красоту, какие образные выражения можно употребить в сочинении.

Дети высказывают свое мнение.

1.Вступление.

2. основная часть.

3. Заключительная часть

Прверку своих сочинений уч-ся проводят. Пользуясь памятками 1,2; см. ниже

Ответы уч-ся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению

Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру в 3 классе по теме "Царства природы"...

Методическая разработка раздела образовательной программы . Окружающий мир -2 класс. Начальная школа 21 века.

Методическая разработка раздела образовательной программы. Окружающий мир 2 класс. Начальная школа 21 века. Тема: "Кто ты такой? "...

Методическая разработка раздела образовательной программы

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме "Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка при работе над темой "Предложение" .Цель - показать осуще...