подборка игр к букварю Рекина
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

игры на уроках развивающего обучения в букварный и после букварный период по букварю Репкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_k_bukvaryu_repkina.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование первоначальных

представлений о слове

1. Сорви нужный листочек

Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.

no11_01

no11_02  Слово, называющее предмет.

no11_03  Слово, называющее действие.

no11_04  Слово, называющее признак.

Слова для предъявления: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

2. Кто в домике живет?

На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

no11_05

У детей – три фишки.

Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

3. Да, нет

(выборочный слуховой диктант)

no11_06

Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

4. Найди дорогу

Предлагается высказывание:

У дороги сидит лохматая собака. Ученики соединяют модели стрелочками в нужной последовательности.

no11_07

П р и м е ч а н и е: стрелочки отражают только последовательность слов в высказывании.

5. Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

no11_08

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

6. Найди лишнего!

На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.

Коза пасется на лугу.

no11_09

Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.no11_10

7. Укрась высказывание

Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.

Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.

no11_11

Маленькая девочка поет песню.

Маленькая девочка поет веселую песню.

При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

8. Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на ... .

Человек находится в ... .

Мы играли на ... .

Дети пошли утром ... .

9. Куда спрятался?

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

10. Найди слово-"помощник"

Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса.

11. Вылечи высказывание

В а р и а н т 1

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

... гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

В а р и а н т 2

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.

12. Вставь слово

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в ... лесу

под ... деревом

на ... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У ... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась ... температура.

Лодка отплыла от ... берега.

13. Помоги другу

Учитель произносит высказывание и просит детей указать соответствующую модель, если такая есть.

Например: Зайчик бежит по дорожке.

no11_12

Звуковой анализ

14. Наоборот

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

15. Нужный работник

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга          гора          сумка
бокс           гуси          пес

веник          пол
свет            клумба

16. Разложи по кирпичикам дом

(звуковой анализ)

Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:

  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.

Дом стоит на горе.

no11_13

17. Соотнеси слово

Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).

Слова дети подбирают сами.

no11_14

no11_15– твердый, звонкий согласный звук.

no11_16– мягкий, глухой согласный звук.

18. Хор гласных

(звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а'] – [а] – [у] – [а'] – [и]

19. Ритмический рисунок

Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).

no11_17

При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.

20. Какое слово длиннее

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

no11_18

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

IV. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.  При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз,  А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами  окружающего мира.

Стихи всегда позволяли усвоить ту или иную тему с легкостью и  с интересом. Особенно они занимают читателя необычностью построения и звучания. Журжина Ш.В. и Н.В.Костромина предлагают множество таких увлекательных дидактических задачек.

✱✱✱

Купили в магазине

Резиновую Зину.

Резиновую Зину

В корзине принесли.

Она была разиней,

Резиновая Зина.

Упала из корзины,

Измазалась в грязи.

Мы вымоем  в бензине

Резиновую Зину,

Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим6

Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин.

(А.Барто)

— Какие звуки здесь повторяются чаще всего

✱✱✱

Скажем погромче

Слово ГРОМ.

Грохочет слово,

Словно гром.

Скажи потише:

ШЕСТЬ МЫШАТ

И сразу мыши зашуршат.

(А.Барто)

Заметь!

Писатели используют повторение звуков или сочетаний звуков для создания художественных образов.

✱✱✱

Буквы заблудились.

Тает снег, течет ручей,

на ветвях полно врачей.

Миша дров не напилил,

печку кепками топил.

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

— Выпиши слова, в которых буквы заблудились. Рядом напиши нужно слово.

         Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Занимательность может быть задана неожиданной постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока. Задания, которые приведены ниже, взяты из книги В. В. Волиной "Учимся играя".

Секрет

Лишь буквы-те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз,
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.

ЭПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮ

ЭФТШВЗЧПКРСАГПОМ
ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

Примечание. Удалите буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.

Найдите слово в слове.

ВОЛЯ, ВЕТЕР, ВОЛК, ВДРУГ
КОБРА, КРАСКА, КОРМ, КОЧКИ, ВЫДОХ
РЫБАК, ЮНОСТЬ, ШАРФ, ШЛАК, ШУТКА

Смешалка

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такая ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

Толочь в ступе СОДУ.
Пуганая КОРОНА куста боится.
Не зная броду, не суйся в МОДУ.
ПОЛК в овечьей шкуре.

Звук заблудился.

НА БОЛОТЕ НЕТ ДОРОГ.
Я ПО КОШКАМ-СКОК ДА СКОК!
НАЕВШИСЬ РЫБЫ ДО ОТВАЛА, НА МОРЕ ГАЙКА ОТДЫХАЛА.
ВОЛКАМ И БЕРКУТАМ НА СТРАХ КАБАН ПАСЕТ ОВЕЦ В ГОРАХ.

Буква потерялась (Ц,Б,М,Щ,Л)

МОЛОДЕ, КУЗНЕ, СОНЦЕ, МОТОИКЛ
ЗЕРА, ЕЛКА, КОРА
АК, ЕТРО, АРТ
УКА, ОВОИ, ТОВАРИ, ЕПКА

Проказница буква «А»

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим буквы А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня...-ну и ну! -
Все они сбежали.

БРБН СТРТ СТКН РССД МРК ПРТ СХР КРНДШ

СЛОГ

Грамматические сказки.

Ля-гуш-ка    и   Слон

Жила-была Лягушка. Лягушка как лягушка. Маленькая такай Лягушка. Маленькая, а ведь из трех слогов! ЛЯ-ГУШ-КА.

И жил-был Слон! Большой-большой! И только из одного слога СЛОН. И это все!

И маленькая Лягушка дразнила большого Слона.

Но пришла из болота ЦАП-ЛЯ из двух слогов. И проглотила она ЛЯ-ГУШ-КУ из трех слогов. Всю!

Почему    Жук   прогнал    Паука?

Полз Жук. Глядь — зверь не зверь...

—   Ты кто?

—   Паук.

—   Паук? Кыш!

—   Как так — кыш?!

—   А вот так: кыш и все тут.

Жук — смел.  А тот — трус, шмыг в щель!..

Ну, друг,  в чем тут суть?

В  чем соль, а?

(Ответ: все слова в рассказе — односложные, кроме слова паук, в котором два слога.)

Рифмованные упражнения.

Дружат гласные с согласной,

Составляя  вместе слог.

МА и ША  (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,  

Получаются слова.

ТЫ  и  КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и  ВА,  читай СОВА.  

Чтоб быстрей и лучше было,

Все читаем по слогам.

МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ МЫ-ЛОМ.

МА-ША ВА-РИТ  КА-ШУ  НАМ.

Ты видишь слово на строке.

Разбитое на слоги,    

Как будто поезд вдалеке

Мчит по стальной дороге.

                                               Если знать мы будем слоги,

Не запутаемся в слове.

Мы его перенесем,

По строке опять пойдем.

Зная правила все переноса,

Не останемся мы с носом!

Беседа о слоге.

Слог   —   это  один   или   несколько   звуков,   произнесенных   одним выдыхательным толчком. Это легко проверить, если произнести слово перед горящей свечой: кос-мо-навт — пламя трижды будет колебаться,  а при произнесении последнего ударного слога может даже погаснуть. Но в обычной речи мы этих толчков не замечаем, так как один слог непрерывно при разговоре следует за другим. В русском языке (как и в других языках) слогообразующими являются гласные.

Сколько в слове гласных —

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Лингвистические задания.

1.   В слове один звук.  Какой он:  гласный или согласный?

2.   В слове два звука.  Какие это звуки?

3.   В слове три звука. Сколько гласных? Сколько согласных?

4.   В слове четыре звука. Сколько в нем согласных? Почему?

5.  В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова-

6.  В слове три согласных и три гласных. На сколько слогов можно разделить это слово? Приведите примеры таких слов.

7.   В слове два звука.  Сколько слогов?

8.   В словах клин,  клоун  по три согласных звука.  А  по сколько слогов в каждом слове и почему?

9.    Как    звали    печального    ослика    из    сказки    Алана    Милна «Винни-Пух   и   все-все-все»?   Как   звали   крошку-кенгуренка,   сына мамы Кенги? Запишите имена обоих героев (Иа, Ру). Сколько слогов в этих именах и почему?

10.   В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните почему.

11.   Цветы

На столе учителя открытки с цветами. Нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух слогов, из трех и т.д.

(Цветы могут быть такими: мак, роза, гладиолус, сирень, гвоздика, лилия, магнолия, астра, ландыш, фиалка, незабудка и т.д.)

ПЕРЕНОС СЛОВ

Веселые стихи.

Как   я   перенес   слова

(Рассказ первоклассника)

Мы изучаем перенос,                           кол —

вот как слова я перенес:                       И получил

Едва                                                        За это «кол».

Я перенес:                                              Опять

Е—                                                          Я перенес:

два, —                                                    О —

Как получил                                           пять.

За это «два».                                         Теперь,

Укол                                                       Наверно,

Я перенес:                                               Будет «пять».

У—

А вы как думаете,  ребята?

Грамматическая сказка.

Мягкий   знак   и   правила   переноса

Мягкий знак дружит с разными буквами.

В словах коньки, деньки, пеньки — с Я, в словах капельки, петельки, угольки — с Л. А вот с К почему-то нет.

К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!»

—  А как по-другому?

—   У-гольки,  — попросил мягкий знак.

Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают,

—   Тогда угол-ьки, — снова просит мягкий знак.

—   Так нельзя.  Не по правилам.

—   Тогда угольк-и.

—   Что ты?  Что ты? Разве .так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил  переноса.

Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

УДАРЕНИЕ

Грамматические сказки и рассказы.

Гласные    поссорились

Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли — всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.

А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается...

К счастью, на помощь пришел волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже ни малейшего сомнения в ее написании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются безударные гласные А и О ( да и другие тоже, например Е И ).

Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!

Волшебник    Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

—   Что  вы  без  меня   значите?   Если  захочу,   возьму  и   изменю значения у части из вас!

Слова,  конечно,  не поверили.  Вышел вперед Замок и сказал:

—    Я    тебя   не   боюсь,    я   такой   сильный   н   тяжелый,    что справлюсь   с   каким-то   Ударением.   Ведь   Ударение         это   же просто  черточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замόк, а перед взором всех предстал Зάмок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки к сказали:

—   Мы  самые  главные  части любого  живого организма  и  уж  с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бéлки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Áтлас получился Атлάс, вместо Кάпель Капéль, вместо Дорόга Дорогά, Городά Гόрода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо — не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Стрелки    и    гвоздики

В школе проходил КВН между четвертыми классами. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Как вы думаете, почему?

Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось? Капитаны в общем-то не растерялись, объяснили все, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться — в этом и состоял конкурс.

Догадаться о чем? Да о том, что в каждом из написанных слов скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по—разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрéлки — стрелкú, гвόздики — гвоздúки.

Ударение

(миниатюра)

Открывается занавес.  Комната.  В постели лежит мальчик.

—   Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет  бутылочку  с лекарством.   Читает:  три  раза   в  неделю  по

одной столовой ложке.  После приема пищи. Начинает пищать. Вбегает мама.

—   Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

—  А я лекарство принял. А здесь написано...  (читает).

—   Ах ты,  глупышка.  Ведь ты  неверно прочел.  Три раза  после приема пищи, а не пищи.

— Ой,  мамочка.  Нам и  в  школе учительница говорила,  что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Занавес.

Рифмованные упражнения

А теперь про ударенье

Сочиним стихотворенье..

Ударный слог, ударный слог...

Он  названивай так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

 И четко речь моя звучит.

Следи за повеленьем молотка.

Держи в руках сто, озорника!

Шутник он,  невидимка-молоток,

Тук!  — и ударил в безударный слог...

...  И сразу же исчез огромный ЗАМОК,

И появился маленький ЗАМОК...

— Послушай,  молоток, не путай слоги,

Опять озорничая, не солги...

Нет, снова — тук!...

Шли по морю ПИРÓГИ,

Вдруг вместо них поплыли  ПИРОГИ!

Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас  же теряет свой ритмический  пульс,  а  порой  и  смысл  и грамматическую форму.

Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

1.  Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове  (как в некоторых других языках мира).

2.   Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

3.  Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени.    Если   мы   откроем    произведения    Крылова,    Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

Определение ударного слога, как на странно, вызывает трудности у младших школьников, хотя произносят они то или иное слово с правильной постановкой ударения.

Как найти ударение в слове? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой и с длительностью в голосе. Нужно как бы пропеть или окликнуть предмет (даже если он и неодушевленный):

— Кни-и-и-жечка!  Ру-у-у-чка! Де-е-е-вочка!

Надеемся, что этот простой прием поможет малышам без труда находить ударные и безударные слоги в словах.

Лингвистические задания.

1. Поставьте ударение в словах-парах, имеющих одинаковое написание.

Мне слово чудно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на о

— Исчезло чудно,

Родилось чудно.

...  В ведерко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

— Не мука, а мука,

Поварам наука.

Косит косец,

А зайчишка косит,

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис

А вышивает ирис.

На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

  1. Поставьте и запомните ударения.

Выполняя договоры,

Инженеры и шоферы,

Столяры и  маляры —

Потрудились все на славу,

Чтоб за месяцы зимы

Возвести домов кварталы...

Шарады.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету,

                           (Ирис — ирис)

Я — сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу — преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(Атлас атлас)

Мы — для пильщиков подставка,

Мы — для кучера сиденье.

 Но попробуй-ка,  поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Козлы — козлы)

V. Использование дидактических игр. Большое  значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

Цель:  формирование навыка  элементарного звукового анализа слов.

Задачи: развитие способности подбирать слова к четырех-, пяти-, шести-, семизвуковой условно-символической  модели. Закреплять правильное произношение поставленных звуков. Развитие умений выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные безударные гласные. Формирование гендерной принадлежности  воспитание уважительного отношения к противоположному полу.

Методические рекомендации. На первоначальном этапе, начиная с пятилетнего возраста, вводятся понятия «гласные» и «согласные» звуки и соответствующие условные обозначения (квадрат и круг не имеющие цвета). Далее детей знакомят с делением согласных звуков на мягкие и твердые (зеленый квадрат – мягкий согласный звук, синий квадрат – твердый согласный звук). На завершающем этапе вводятся понятия и обозначения «ударные» и «безударные» гласные (красный круг- ударные гласные, зеленый круг- безударные гласные).

Данная игра используется как методическое пособие для организации образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте, так и в самостоятельной внеучебной деятельности детей.

Описание игры.

Взрослый знакомит детей с силуэтами мальчика и девочки и предлагает подобрать им одежду на заданную взрослым условно-символическую модель слова.

Вариант №1: взрослый предлагает детям подобрать для девочки элемент недостающей одежды (брюки) по условно-символической модели слова, составленной взрослым из пяти звуков.

Вариант №2: взрослый предлагает подобрать для мальчика и девочки одежду, соответствующую заданным моделям, которые вводятся поочередно (юбка для девочки  и шорты для мальчика и т.д.).

Вариант №3: Детям предлагается самостоятельно задумывать условно-символические модели слов, для того чтобы подобрать одежду для мальчика и девочки.

Овладев техникой игры , дети используют её  в самостоятельной деятельности, возможет вариант парной или групповой игры.

Условные обозначения

no11_15 твёрдый,согласный,звонкий

no11_16 мягкий, согласный, глухой

            Гласный звук

 

Дидактическая игра.

Слог   за   слогом

Цель игры: закрепление навыка деления слов на слоги.

У каждого из играющих — лист бумаги и карандаш. Один из участников игры называет слово, состоящее из двух или более слогов. Все записывают это слово. Затем каждый должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Выигрывает тот, кто первым напишет 10 слов (15 и т.д. — по условию).

Пример  слоговой   цепочки:   я-ма,   ма-ши-на,   на-ту-ра,   ра-ке-та, та-рел-ка, ка-ша и т.д.

Дидактические игры и упражнения.

1.   На  определенную тему,  например,  ШКОЛА  участники  игры записывают двухсложные слова с ударением на первом слоге (школа, парта,   ручка),  затем  на  втором слоге   (учебник,  пенал),   потом  — на третьем  (ученик,  перемена).

Игра  на  время:  кто больше записал слов и  правильно поставил ударение, тот и победитель.

2.   Играющие списывают слова,  ставя  ударение.  Побеждает тот, кто не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.

Эта игра поможет запомнить правильное ударение в некоторых словах.

Контрольный лист

алфавит            

арест                            

баловать                        

ворота

диалог

договор

заржаветь

звонит

звонят

искра          

каталог

квартал

коклюш

комбайнер

красивее

кухонный

намерение

начать

нефтепровод

озлобленный

паралич

партер

петля

процент

распоясался

ремень

столяр

танцовщица

украинский

щавель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка загадок о животных.

Подборку загадок о животных  можно использовать на уроках окружающего мира, рисования....

Игровой круг (подборка игр с залом)

Данные игры можно использовать и в зрительном зале, на внеклассных мероприятиях....

Подборка стихотворений о насекомых.

Материал, который может пригодиться для подготовки к занятиям в дошкольных учреждениях, при проведении уроков чтения и окружающего мира в начальных классах, а так же для проведения бесед в ггруппах пр...

Подборка к празднику Осени в 1 классе

Подборка материала к проведению осеннего праздника для первоклассников....

Подборка пословиц, загадок, народных примет о птицах.

Данная подборка пословиц, поговорок, народных примет можно использовать во внеклассной работе, на уроках окружающего мира....

Из Букварии – в Читалию («Прощание с Букварем» для малокомплектной школы)

Работаю в малокомплектных классах, поэтому любое внеклассное мероприятие должно задействовать всех учеников класса. Приходится подбирать материал из различных источников и адаптировать его к условиям ...

Праздник Букваря для первоклассников "Прощай, Букварь!"

Праздник Букваря для первоклассников "Прощай, Букварь!"...