Главные вкладки

    Из Букварии – в Читалию («Прощание с Букварем» для малокомплектной школы)
    классный час (1 класс) на тему

    Данильченкова Ольга Викторовна

    Работаю в малокомплектных классах, поэтому любое внеклассное мероприятие должно задействовать всех учеников класса. Приходится подбирать материал из различных источников и адаптировать его к условиям своего класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из Букварии – в Читалию

    («Прощание с Букварем» для малокомплектной школы)

    Тема: Прощание с Букварем.

    Цели:

    а) систематизация знаний об изученных звуках и буквах;

    б) обогащать словарный запас;

    в) стимулировать интерес к чтению.

    Оборудование: поезд из картона, названия всех станций, Чудо-дерево с яблоками (нарисованное дерево с кармашками-прорезями, в которые вставлены яблоки с написанными буквами: о, а, п, р, е, т, к, и, у, н),билеты, Незнайка, кот Леопольд, картинки с изображениями озера, болота с кочками. На которых написаны слова, изображение самоката, карточки с текстами и пословицами, ученики – шефы: Букварь и Фея книг, дипломы для награждения.

    1. Вступительное слово учителя:

    - Переступив порог школы, сами того не замечая, вы путешествуете по огромной стране – стране Знаний. В ней есть города – учебные предметы, а живут в этой стране знания. Знания, накопленные человечеством бесконечны, в школе вы знакомитесь только с частью этих знаний. А сегодня мы попутешествуем только по одной области – Букварии и должны добраться до другой области – Читалии.

    Давайте обратимся к карте и посмотрим, какой маршрут нам предстоит совершить (на доске расположены все станции с соответствующим оборудованием).

    Стучат колеса: «Тук-тук-тук!»

    Веселый поезд мчится.

    Я приглашаю всех вокруг

    С нами прокатиться.

    Не отрываясь от окна

    Гляжу я. Там и тут

    Лежит огромная страна,

    Здесь знания живут.

    Мы повстречаем здесь друзей,

    Гоните прочь  тревогу.

    В вагон садитесь поскорей.

    Нас ждут – пора в дорогу.

    Дети:                             Но у нас билетов нет

    Лишь ручки да тетрадки.

    Учитель:                       Билетом станет ваш ответ

    На все мои загадки.

    1. 33 родных сестрицы –

    Писанных красавицы,

    На одной живут странице

    И повсюду славятся.

                          (Буквы)

    2. Ты беседуй чаще с ней –

    Будешь вчетверо умней.

                                   (Книга)

    3. В белом поле синие

    Протянулись линии,

    А по ним друзья идут,

    Друг друга за руки ведут.

                           (Буквы в тетради)

    4. У сосны и елки

    Листики-иголки.

    А на каких листочках

    Растут слова и строчки?

                            (На страницах тетрадей и книг)

    5. Поле белое

    Овцы черные.

                            (Бумага, буквы)

    6. Лежит она на полке и молчит.

    Возьми, открой – заговорит,

    Расскажет вам про все на свете.

    Дружите крепко с нею, дети!

                                   (Книга)

    За ответ – билет.

    Учитель:                    Все загадки одолели

    Не успела я моргнуть.

    Быстренько в вагоны сели,

    Можно отправляться в путь.

    Куда поедем мы сначала?

    Здесь интересного немало.

    Поедем мы в чудесный сад.

    Построим здесь из слов парад.

    1 станция: «Сад слов» - чудо-дерево с яблоками.

    Учитель:                    Незнайка уже целый час

    Под деревом сидит.

    И 10 букв над ним сейчас

    На яблоньке висит.

    Скорее с ним ты поиграй

    Слова из букв пособирай!

    На макете дерева размещены буквы: о, а, р, т, к, н, и. Ученики 1 класса составляют слова из букв (порт, кора, нора, тир, рот, перо, река и др.)

    Учитель:                    Слов составили немало,

    Даже слушать я устала.

    Каждый пусть скорей спешит,

    И наш поезд побежит.

    Вот, смотрите, из окна

    Другая станция видна.

    2 станция: «Озеро звуков». (рисунок озера, на кочках слова)

    Учитель:                    Озеро раскинулось тут перед нами.

    И звуки поиграть хотят с вами.

    Болото перед нами раскинулось тут,

    И кочки-слова вас давно уже ждут.

    Скорее слова все прочитайте,

    И правильный путь разгадайте.

    Вот и к озеру пришли.

    Звуки речи здесь нашли.

    Звуки эти разные:

    Гласные, согласные.

    Из вагонов вылезайте,

    На вопросы отвечайте.

    - Назовите гласные звуки? Гласные буквы? Сколько гласных звуков? Сколько гласных букв? Почему?

    Назовите согласные звуки, которые всегда твердые/мягкие?

    Учитель:                       Со звуками пора прощаться,

    И в путь нам снова собираться.

    Мы очень рады встрече с вами

    И расстаемся мы друзьями.

    Ребята, всех нас поезд ждет,

    Скорей садитесь – и вперед!

    3 станция: «Леопольдовская». (Изображение кота Леопольда и кроссоврд)

    Учитель:                       Леопольд, милейший кот,

    Всем загадки задает!

    Где же буквы? Разбежались.

    Тут «коты» одни остались.

    Это мы сейчас исправим,

    Лишь бы мыши не пугались.

    Вверх по лесенке пройдем,

    Буквы нужные найдем,

    Все по клеточкам расставим,

    А потом слова прочтем.

    Этот кот - домашние животные

    В этом коте греют воду

    Близок этот кот, а не укусишь

            Мама приготовит на обед этого кота

    Учитель:                    Пора. Нам надо дальше ехать.

    Веселый поезд дал гудок,

    Быстрей садитесь, чтобы в срок

    На станцию приехать.

    4 станция: «Поляна музыки и поэзии».

    Учитель:                     Собрались здесь мы все не зря:

    Собрал нас «Праздник букваря».

    Он научил вас всех читать.

    Я вас прошу стихи нам рассказать.

    1 ученик:                    Прощай, букварь:

    Ты с первых дней

    Мне другом верным стал.

    Я шел по азбуке твоей,

    Из темноты на свет огней

    За знанием шагал.

    2 ученик:                   В широкий мир открыта дверь,

    И всем я говорю, что стал я

    Грамотным теперь.

    За это говорю:

    «Спасибо Букварю!»

    3 ученик:                   Прощай, букварь! Мой лучший друг!

    Спасибо за язык.

    Ведь ты основа всех наук,

    Теперь, не покладая рук,

    Прочту я много книг.

    Песня «Если хочешь много знать».

    4 ученик:                   А, б, в, г, д, е, ё, ж – прикатили на еже,

    З, и, й, к, л, м, н, о – дружно вылезли в окно.

    5 ученик:                   П, р, с, т, у, ф, х – оседлали петуха,

    Ц, ч, ш, щ, ъ, ы, б, э, ю, я – вот и все мои друзья.

    Песня «Песенка про буквы».

    Учитель:                    Мы славно время провели.

    Веселый поезд ждет. Пошли!

    В дорогу нам опять пора,

    И ждет нас всех сейчас игра.

    5 станция «А, ну-ка, прокатись!» (изображение самоката)

    Учитель: Всем ребятам места хватит

    На чудесном самокате.

    Слова на нем прочесть сумей,

    Поедет он еще быстрей.

            

    Учитель:                       Наш поезд, как стрела, летит,

    Куда ж теперь наш путь лежит?

    6 станция «Прочитай-ка!»

    Читают текст на карточках (на усмотрение учителя), затем читают пословицы, которые написаны письменными буквами, каждая на определенном цвете: (Ум хорошо, а два лучше. Век живи, век учись. Ученье - свет, а неученье – тьма.)

    Учитель:                       Наш поезд набирает ход.

    Мы долго ехали. И вот

    Пред нами станция стоит

    И нам о многом говорит.

    7 станция «Сказочная».

    Учитель:                       А любите ли вы читать

    Истории и сказки?

    Тогда должны вы разгадать

    Загадки без подсказки.

    Фея в гости к нам пришла

    И загадки принесла.

    Фея книг:                          Здравствуйте, дорогие ребята!

    В моей стране Читалии живут добрые, умные друзья – книги. Я часто с ними разговариваю. Они знают столько забавных историй, сказок!

    Кто на все вопросы мне ответит?

    Кто расскажет про дела вокруг?

    Да, такой волшебник есть на свете:

    Книга - лучший спутник мой и друг.

    Давайте знакомые книжки откроем,

    И снова пройдем от страницы к странице,

    Всегда ведь приятно с любимым героем

    Опять повстречаться, узнать, подружиться.

    Литературная викторина

    1. Кто-то за кого-то ухватился крепко:

    Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

    Но еще помощники скоро прибегут,

    Победит упрямицу дружный, общий труд.

    Кто засел так крепко? Ну, конечно… (Репка)

    2. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган,

    Попадает вместо школы в полотняный балаган.

    Как зовется эта книжка?

    Как зовется сам мальчишка?

    3. Появилась девочка в чашечке цветка,

    А была та девочка чуть больше ноготка.

    В ореховой скорлупке девочка спала,

    Вот какая девочка! Как она мала!

    Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку.

    4. Едет как-то по степи бай,

    Навстречу обманщик:

    - Смотри, не зевай!

    Обманет всех безбородый хитрец.

    Что за обманщик? Что за молодец?

    5. Снежной зимою она появилась,

    Старику и старухе она пригодилась.

    Пришла весна – стала грустна.

    6. В этой сказке мышка-мать

    Везде бегала нянек искать.

    Только маленький мышонок

    Прогонял всех-всех спросонок.

    Как сказка та зовется?

    В какой сказке мышонок найдется?

    7. В этой сказке свою мать

    Дети не любили,

    Стала мать больная звать,

    Но дети воды не приносили.

    Обернулась птицей мать,

    Стали дети плакать, звать.

    Улетела мать из дома,

    А кукушка не строит дома.

    8. Он по коробу скребен,

    По сусекам он метен,

    На сметане мешан.

    На окошке стужен.

    Он от дедушки ушел,

    Он от бабушки ушел.

    От кого он не ушел?

    Кто же он такой?

    Учитель:                       В путь! Отправляемся скорей,

    Веди нас, поезд, веселей.

    Вот станция стоит большая,

    Наш долгий путь уж завершая.

    8 станция «Читалия».

    Наш поезд начал тормозить,

    Друзья, готовьтесь выходить:

    Наш друг Букварь сюда спешит,

    Через перрон сюда бежит.

    Букварь:                     Я – букварь. Учу читать.

    Меня никак нельзя не знать.

    Меня изучишь хорошо –

    И сможешь ты тогда

    Любую  книжку прочитать

    Без всякого труда.

    А в книгах есть про всё, про всё:

    Про реки и моря,

    И что у неба нет конца,

    И круглая Земля,

    Про космонавтов к облакам,

    Летевших много раз,

    Про дождь, про молнии, про гром,

    Про свет, тепло и газ!

    Ты в свой букварь впервые вник,

    Читая по слогам.

    Потом прочтешь ты

    Сотни книг

    (к сознательным годам).

    И ты поймешь –

    Без Букваря

    Вся жизнь твоя

    Прошла бы зря!

    1 ученик:                   Если буквы будешь знать,

    Сможешь книжку прочитать.

    И услышишь в тот же час

    Увлекательный рассказ.

    Ты узнаешь, сколько лет

    Солнце нам дает свой свет,

    Почему весной – цветы,

    А зимой – поля пусты.

    Край  родной узнаешь свой

    Мирный, славный и большой.

    2 ученик:                   Надо много нам учиться,

    Не лениться, а трудиться,

    И от школьного порога

    В жизнь откроется дорога.

    Песня «Если б не было школ»

    Учитель:                    Вот и закончен наш маршрут,

    Но помните, ребята,

    Что вас здесь с нетерпеньем ждут

    С рассвета до заката.

    Огромна бескрайняя знаний страна.

    Тем тайны свои раскрывает она,

    Кто хочет и любит учиться,

    И к цели упорно стремится!

    Вручение дипломов об окончании Букваря.

    Поздравление родителей, администрации школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

    2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

    Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» для малокомплектной школы.

    Праздник был проведен в Койской школе в 2008 году. В начальной школе учились 5 детей (девочки):2 класс – 1 учащаяся,3 класс – 1 учащаяся,4 класс – 3 учащихся.Первого класса не было. В празднике приним...

    План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

    Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

    Конспект праздника в малокомплектной школе "До свидания, начальная школа"

    На  празднике проходит привитие этических норм поведения, уважения к старшим, доброй памяти о начальной школе, подготовке учащейся к учебным занятиям на ступени основного общего образования....

    Сценарий праздника прощай начальная школа для малокомплектных школ

    Цель:  создать условия для торжественного окончания начальной школы;            подвести итоги 4-х лет обучения.Задачи внеклассного мероприя...

    Внеклассное занятие по математике для учащихся начальной школы (малокомплектная школа) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН

    Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.Способствует формированию интереса детей к математике младших школьников, формирует умение использовать...

    конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)

    Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс...