Конспект урока по русскому языку, 3 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сорокина Надежда Николаевна

Конспект урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний по теме:"Изменение имён существительных по падежам (склонение)".3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3_klass_russkiy_yazyk_obobshchenie.zip413.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс

Обобщение знаний по теме: 

«Изменение  имен существительных по падежам (склонение)»

Цель урока

Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов. Запомнить алгоритм определения падежа слова в предложении.

Задачи

Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

Формировать работу в парах постоянного состава

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний,построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (Орг.  момент).

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке

Книжка, ручка и тетрадка.

Желаю вам удачи на уроке.

Запись числа в тетради (ученик комментирует)

2.Актуализация знаний.

1. Словарная работа.

-Предлагаю определить над чем мы сегодня будем работать?

- Отгадайте загадки,отгадки запишите, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. А по первым буквам слов узнаем и тему нашего урока.

СЛАЙД  3

Красный, вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его «Синьор!» (помидор)

Круглый, круглый,

Сладкий, сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри  (арбуз)

Какой месяц год замыкает, а зиму начинает? (декабрь)

Цифра тонкая, как спица.

Очень стройная она,

Всем и каждому видна (единица )

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета  (жёлудь)

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов у соседа по парте.

 (Взаимопроверка).

- Какие это слова? (словарные, их написание нужно запомнить)

- Какой частью речи они являются? (существительные)

- Докажите  (что? Неодушевленные)

- Соедините первые буквы слов по порядку.

- Какое слово получилось?  (падеж)

- О чем будем говорить на уроке? (о падежах имен существительных)

(Целеполагание)

3. Работа по теме урока.

1. Работа в паре

Обвести цифру правильного ответа и занести в табличку.

Тест. Выбери правильный ответ:

 Именительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

  1. Кто? Что?
  2. Кому? Чему?
  3. Кого? Чего?

 Выбери существительные в родительном падеже:

  1. думать о маме
  2. куртка сына
  3. отдыхать в тиши

Дательный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

  1. Кому? Чему?
  2. Кого? Чего?
  3. Кого? Что?

Выбери существительные в дательном падеже:

  1. ложка мёда
  2. думал о море
  3. помочь маме

Творительный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

  1. Кем? Чем?
  2. О ком? О чём?
  3. Кому? Чему?

Предложный падеж имён существительных отвечает на вопросы:

  1. Кем? Чем?
  2. Кому? Чему?
  3. О ком? О чём?

Выбери существительные предложного падежа:

  1. увидеть картину
  2. вырвал из тетради
  3. сидеть на скамье

СЛАЙД  4

ОТВЕТЫ: 1, 2, 1, 3, 1, 3, 3.   Проверка  ответов.

    Самооценка.

         СЛАЙД  5

  1. Физкультминутка

(учитель читает стихотворение, а дети выполняют движения)

Слайд 6

  1. Выпишите слово «солнце» с разными окончаниями по падежам (работа у доски)

И.п. что? солнце

           Р.п.чего? солнца

          Д.п. чему? к солнцу

          В.п. что?   солнце

          Т.п. чем?   солнцем

          П.п. о чём? о солнце, на солнце

- Какие слова-помощники помогают определить падеж?

- Что называется склонением?  (ответы детей)

СЛАЙД  7

СЛАЙД  8

В русском языке 6 падежей, в финском языке 15 падежей, в венгерском 22 падежа, в латинском 4 падежа, в китайском 0 падежей, а в табасаранском до 52 падежей (в одном из языков Дагестана).

Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами.

А наша задача – выучить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

  1. Фронтальная работа с таблицей.

СЛАЙД  9

И.п.  Кто? Что?     медведь

Р.п.  Кого? Чего?    медведя

Д.п.  Кому? Чему?   медведю

В.п.  Кого? Что?     медведя

Т.п.  Кем? Чем?    (за) медведем

П.п.  О ком? О чём? (о) медведе 

- Посмотрите, как просклоняли слово «медведь». Какие вопросы надо использовать? Почему?  (Медведь – одушевлённое существительное)

7. Дифференцированный подход.

  • 1ГРУППА: задание по карточкам

Определить  падеж  имён  существительных (соединить стрелочками слово с нужным падежом):

Слайд 10

На реке                               И.п

Из леса                               Р.п.

Под кустом                        Д.п.

         О Родине                            В.п.

На лужайку                        Т.п.

Черёмуха                            П.п.

  • 2 ГРУППА: задание по карточкам:

На листочках записаны словосочетания без предлогов. Записать в тетрадь и вставить подходящий по смыслу предлог, укажите падеж существительного.

Вбежала ….  двор

Вышли ….   полянку

Расскажут… .лесе

Букет… листьев

Побежали …. радостью  

Ползет … .норке  

Проверка самостоятельной работы.

7.Самостоятельная работа.

-Запись предложений под диктовку. Задание: Определите падеж имен существительных. Объяснить алгоритм определения падежа.

Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал край поляны. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил все растения.

-Четвёртое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.

(Оцените свою работу.)

Слайд 11

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Что вы заметили? (В каждой пословице  есть слово «дело». Оно изменяется по падежам).

Определите падеж выделенных  слов.

Домашнее задание.

Стр. 58, упр. 104.

9.Рефлексия (итого  урока).

- Что повторяли?

- Сколько падежей в русском языке?

- За что можете похвалить себя?

СЛАЙД 12

Я понял (а)…

Мне…

Я узнал…

Мы…

- Кому понравился урок, возьмите карточку цвета солнца.

- Кому не очень понравился, возьмите карточку цвета тучки.

 Работа по карточкам в группах.

Карточка 1

-Определить падеж выделенных существительных.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Карточка 2

- Определить падеж выделенных существительных.

Подчеркнуть орфограммы.

Ночь прошла. Рассвело,

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река. 

Карточка 3

- Определить падеж выделенных существительных.

Разобрать предложение по членам предложения.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Работа по карточкам в группах.

Карточка 1

-Определить падеж выделенных существительных.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Карточка 2

- Определить падеж выделенных существительных.

Подчеркнуть орфограммы.

Ночь прошла. Рассвело,

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река. 

Карточка 3

- Определить падеж выделенных существительных.

Разобрать предложение по членам предложения.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....