конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хамидуллова Рамия Вякильевна

Урок изучения нового материала. Тема урока: "Собственные и нарицательные имена существительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 

русского языка во 2 классе.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Провела: Хамидуллова Р.В

                 учительница начальных классов

                 МБОУ «Кочкуровская СОШ»

Цель: Познакомить детей с новыми терминами -  существительные собственные и нарицательные.

Задачи:

1) вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными;

2) активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных;

3) обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы;

4) обогащать речь детей именами собственными разных тематических групп;

5) развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам.

Оборудование: компьютер,  проектор, сигнальные карточки, карточки со словами, учебник Л.Ф.Климанова «Русский язык» для 2класса.

Ход урока:

1. Орг. момент

-Доброе утро!

-  Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете урок - солнышко или тучку. На эту работу вам 20 секунд.

- Отложите  свои листочки на край стола, до конца нашего урока.

2. Словарно–орфографическая работа.    

- Найдите в этой записи два слова из словаря (собака, корова).

- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).

- Что вы еще можете сказать о данных словах? ( три слога, второй слог ударный, безударная гласная «о»).

- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».

 - Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.

  - Как пишутся клички животных? (с заглавной буквы)

3.  Актуализация знаний

А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?

-        Имена, фамилии, отчества

-        Имена  сказочных героев

-        Названия  городов, улиц, деревень, посёлков,  рек, морей, океанов, гор,

а) Работа в группах

Распределить слова по группам.        

             Слова для справок: Мордовия , Пушкин Александр Сергеевич, Агния

            Львовна Барто, Золушка,  Мальвина, Максимов Антон, Москва, Дюймовочка,  

            яблоня, сирень, ива, море, Чикунова Мария, Санкт-Петербург, Мурманск.

1-ая группа

2-ая группа

3-ья группа

4-ая группа

Пушкин Александр Сергеевич

Золушка

Мордовия

яблоня

       Агния     Львовна Барто

Мальвина,

Москва

сирень

Максимов Антон

Дюймовочка  

Санкт-Петербург

ива

Чикунова Мария

Мурманск.

море

Проверка  задания у доски.

   б) Фронтальный опрос учащихся.

Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

 Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)

А ещё можно найти отличия?

Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

Какой частью речи являются эти слова?

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.                 

«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы,

а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».

Давайте выделим с вами ключевые слова в этом определении.

4.        Постановка темы урока

   Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)              

 Физкультминутка.

Только в лес мы зашли,

Показались комары

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем

Руки за голову кладем

И вразвалочку идём.

Снова дальше мы идём

Перед нами водоём

Прыгать мы уже умеем

Прыгать будем мы смелее

Раз-два, раз-два-

Позади теперь вода!

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисичку обхитрим

На носочках побежим.

5. Постановка проблемы

Сегодня утром, когда я шла в школу, ко мне подошла тётя Соня и попросила прочитать письмо своего внука. Я нашла в этом письме много ошибок, а найдёте ли их вы?

КУДА: мордовия,

Село ломаты, ул. тюбяки, 5

КОМУ: мишкиной соне.

Здравствуй тётя соня. Пишет тебе твой внук марат. Я очен соскучился по тибе. Скоро приеду к тибе в ломаты. Я ездил к тёте наде на два дня. Купался в реке штырма. Играл со своим друшком.

- Объясните, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?                                                                              

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

Давайте сравним ваши исправления с моими.

КУДА: Мордовия,

Село Ломаты, ул. Тюбяки, 5

КОМУ: Мишкиной Соне.

Здравствуй, тётя Соня. Пишет тебе твой внук Марат. Я очень соскучился по тебе. Скоро приеду к тебе в Ломаты. Я ездил к тёте Наде, на два дня. Купался в реке Штырма. Играл со своим дружком.

6. Создание проблемной ситуации

Как бы вы написали слово «дружок» в  предложении?

Правильно думают все! Получается, что одно  слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания  одного и того же слова!

Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.

7.  Совместное «открытие»  новых знаний.

       Обсуждение - фронтальный опрос

Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? (Кличку животного- имя собственное.)

А что имели в виду те, которые написали  со строчной (маленькой)? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу  - имя нарицательное.)

Чем отличаются эти слова?(Смыслом, обозначением, значением.)

Вы все правы! А ещё точнее -  эти слова отличаются лексическим значением

Физкультминутка

Кошечка проснулась

Сильно потянулась!

Выпрямила спинку, шейку

И уселась на скамейку.

8.  Первичное закрепление новой темы.

Работа по учебнику

Упр.107

9.  Рефлексия.

Покажите, пожалуйста, красные карточки те, кто не понял новую тему.

А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте  солнечный лучик, если вы собою недовольны  - то капельку дождя.

10. Домашнее задание

Написать письмо другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....