"Части речи"-конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Козлова Елена Борисовна

Цель: 1.Обобщить знания учащихся о частях речи;

2. Формировать умение применять на практике правило правописания безударных гласных в словах;

3. Способствовать развитию речи.

4.Воспитывать бережное отношение к родному языку, доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Части речи.

Цель: 1.Обобщить знания учащихся о частях речи;

2. Формировать умение применять на практике правило правописания безударных гласных в словах;

3. Способствовать развитию речи.

4.Воспитывать бережное отношение к родному языку, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

1.ОРГМОМЕНТ

2.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- Прочитайте написанную на доске загадку.

(Стоят в поле сестрички-

жёлтый глазок, белые реснички.)

- Кто смог её отгадать? (ромашки)

- Выделите в данном предложении слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

(кто? сестрички, что? глазок, реснички)

- Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и как они называются?

(Слова, отвечающие на вопрос кто? или что? обозначают предметы или явления природы и называются именами существительными.) выставляется табличка

- Найдите в предложении слово, отвечающее на вопрос что делают?

(что делают? стоят)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что делали?

(Слова отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что делали? обозначают действие предмета и называются глаголами.) выставляется табличка

- Найдите в предложении слова, отвечающие на вопросы какой? какие?

(какой? жёлтый, какие? белые)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

(Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают признак предмета и называются именами прилагательными.) выставляется табличка

- Как изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы? (они изменяются по числам)

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УЧАЩИМИСЯ.

- Итак, кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Мы будем говорить о частях речи.) выставляется табличка

- Мы обобщим знания о частях речи и повторим правило правописания безударных гласных в словах.

- Итак, имена существительные, имена прилагательные, глаголы – это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?

(Чтобы определить, к какой части речи относится слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.)

- Обобщите при помощи опоры то, что мы сказали во время нашего рассуждения

(Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов.

Все слова являются какой-либо частью речи.

Части речи – это имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Чтобы определить, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.)

- Какую схему вы могли бы составить к изученной теме: «Части речи»?

Части речи

имя суще- имя прила- глагол

ствительное гательное

- Подберите и запишите по 2 слова в каждый столбик (проверка).

4.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

- Прочитайте слова. Познакомьтесь с образцом.

Стройка

Сад

Старик

Соль

Белок

Цвет

ОБРАЗЕЦ: Стройка, строительная, строить.

-Прочитайте слова, написанные в образце. Что общего в этих словах? (у них одинаковая часть, и они близкие по смыслу)

- Как мы называем близкие по смыслу и имеющие общую часть слова? (родственные)

Чем отличаются эти слова? (это разные части речи)

Попробуйте сформулировать задание.

(Нужно образовать родственные слова так, чтобы они были разными частями речи)

Один записывает у доски с объяснением.

- К каким прилагательным можно подобрать противоположные по смыслу прилагательные? (садовый – полевой, старый – молодой, старый - новый, солёная - сладкая, белая- чёрная,)

- В каждой строчке подчеркните красным карандашом слова, которые нужно проверять. Надпишите, к какой части речи они относятся. Одной и той же части речи эти слова?

- Сделайте вывод.

Вывод: безударные гласные могут быть в разных частях речи.

- Почему эти слова нужно проверять? (безударный гласный в слове нужно проверять, т.к он находится в слабой позиции)

- Что для этого нужно сделать? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

- Найдите в каждой строчке слова, которые являются проверочными и подчеркните их зелёным карандашом. Надпишите сверху, какой частью речи являются эти слова. Одинаковой ли части речи эти слова? Сделайте вывод.

Вывод: проверочные слова могут быть разными частями речи.

- Итак, слова одной части речи мы проверили словом другой части речи, но так чтобы безударный гласный стал ударным.

- Кто сможет обобщить всё сказанное и сделать вывод?

Вывод: чтобы проверить безударную гласную в слове нужно подобрать родственное слово любой части речи, но так, чтобы безударный гласный стал ударным.

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

6.ВЗАИМОПРОВЕРКА (РАБОТА В ПАРАХ).

7. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Части речи (конспект + презентация)

. В разработке представлен конспект урока и презентация. Цель урока  через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знани...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Части речи» (конспект + презентация + раздаточный материал)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Части речи» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...

Имя существительное как часть речи. Конспект урока русского языка в 3 классе.

Конспект урока для ознакомления представления об имени существительном...