Словарная работа на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Хасанова Татьяна Юрьевна

 

Вы можете ее найти на странице: infourok.ru/slovarnaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazika-877275.html
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0006e120-a333fe1b.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка

  1. Картинный диктант (другой вариант)

На доске написаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит:

«Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записываете в тетрадь. Если не совпало, то не записываете».

После каждого показа картинки дается время на обдумывание. В конце проводится проверка и подведение итогов.

  1. Пословицы со словарными словами

На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

Например:

Не велик…., да краснеет нос.   (мороз)

……любит чистоту.   (посуда)

Чужбина- калина, родина-………(малина)

Землю красит …., а человека труд.  (солнце)

…… не в воздухе вьётся, а руками достаётся.  (счастье)

……год кончает, зиму начинает.( декабрь)

……поёт месяц, а ворона каркает круглый год. (соловей)

Сколько ….не каркай, ей не быть соловьем. (ворона)

С хорошим попутчиком и ….короче. (дорога)

……не сразу строилась.  (Москва)

  1. Прием «Забегание вперед»

Ребята записывают слова, которые еще не изучали с аналогичной орфограммой.

На доске слова: дежурный, тетрадь, уч.ник, учит.ль, р.бята, м.дведь.

Учитель говорит: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы».

Первые 2-3 слова нужно обязательно записать полностью, так так ученики, не усвоившие на предыдущих уроках написание этих слов, могут и в других словах допустить ошибку и написать их с буквой и.  

  1. Подбор слова с общим признаком

Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать еще одно.

Капуста, морковь, …..(картофель) -  общий признак: овощи

Село, город,……(деревня) -  общий признак: населенные пункты

Ворона, сорока….(воробей)-  птицы

Лиса, медведь…(заяц) –дикие животные

Собака, корова….(овца) – домашние животные

Тетрадь, пенал….(линейка)- учебные принадлежности

Север, запад…(восток) – стороны горизонта

  1. Использование метода «Ярких ассоциаций»

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким социативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

А) Ассоциативная связь может быть по:

-цвету

-форме

-звучанию

-действию

-материалу

-количеству

-месту расположения

-назначению и т.д.

Б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающуу сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:  гАзета-бумАга

                      зАвод- трубА

                     инЕй-бЕлый, снЕг

                     кАпуста-зАяц

                     кАрман-дырА

                     сОбака-хвОст

                    мАшина-шинА

                   кОнцерт-нОта, хОр

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация словарной работы на уроках русского языка в 1 классе

Данная презентация может быть использована  на уроке русского языка на  на этапе  знакомства с новыми словарными словами. Для повышения интереса  к изучаемому материалу, развития в...

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

Словарная работа на уроке русского языка 2 класс

Написание словарных слов по картинкам, самопроверка с доски...

Словарная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Данный материал представляет разные формы работы со словарными словами, помогает сделать урок более интересным и увлекательным....

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...