Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме:"Имя прилагательное - часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шерстобитова Ольга Павловна

Технологическая карта урока русский язык в 1 классе с УУД по ФГОС с объяснением, что даёт ребёнку каждый этап урока. Прописана деятельность ученика. Методические приемы: беседа(метод организации учебно-познавательной деятельности), создание атмосферы эмоционального комфорта(метод стимулирования УД), приём "Таблица"Знаю,хочу узнать, узнал"(для актуализации знаний и повышения мотивации),кооперативное обучение(метод работы в группе - один из способов формирования ситуации успеха), работа в парах постоянного и сменного состава. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

Класс: 1

Предмет: русский язык

Тема

«Имя прилагательное – часть речи»

Цель

Ознакомление учащихся с новой частью речи – именем прилагательным; подведение детей к выводу-обобщению: названия признаков предметов – это тоже слова; формирование умения ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знает, что такое имя прилагательное, приобретает опыт в различении слов-названий признаков предметов.

Формируемые УУД.

Личностные: устанавливает взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом; ориентируется в социальных ролях, умеет выстраивать межличностные взаимоотношения; анализирует и контролирует результат, определяет причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: принимает и  сохраняет цель; действует  по плану, инструкции; контролирует процесс и результаты УД; формирует  готовность к преодолению трудностей.

Познавательные: ориентируется в своей системе знаний (определяет границы знания/незнания); находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводит анализ учебного материала; делает вывод о результате совместной работы учителя и класса

Коммуникативные: доносит свою позицию до других: оформляет свои мысли в устной форме; слушает и понимает речь других, учится работать в группе, парах.

Основные понятия

Части речи, имя прилагательное, имя существительное.

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методические приемы: беседа (метод организации учебно-познавательной деятельности), создание атмосферы эмоционального комфорта (метод стимулирования УД), дидактические игры, поиск информации в учебнике (методы формирования новых умений), создание ситуации занимательности (метод мотивации УД), приём «Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» ( для актуализации знаний и повышения мотивации), кооперативное обучение (метод работы в группе – один из способов формирования ситуации успеха), работа в парах постоянного и сменного  состава.

Межпредметные связи:  литературное чтение.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты,

УУД

I Оргмомент

(На этом этапе необходимо настроить детей на дружную, плодотворную работу, высказать добрые пожелания,  этап  используется для единения класса с учителем и придания уроку эмоциональной окраски)

Учитель:

Слайд№1

У нас необычный случился денёк

В классе сегодня открытый урок.

Мыслить, трудиться, активными быть,

Соседу помочь, о себе не забыть.

Готовы отправиться в путь?

Так вперёд!

Новый урок нас к знаньям зовёт.

Учитель:

 - На доске записаны предложения. Прочитайте их так, как указывают знаки. Потренируйтесь, закройте ушки.

К нам пришли гости.

К нам пришли гости!

Здравствуйте!

Проходите, пожалуйста!

-  С какой интонацией произнесли 1-ое предложение?

-  Чем отличаются три следующих предложения?

Учитель:

- Запишем, какого числа к нам пришли гости. Прочитайте орфоэпически. Теперь орфографически. Почему, прежде чем написать, необходимо читать орфографически?

- Проверьте посадку. Руки где? Ноги где? Локти? Спинка?

- Приступили к работе.

Дети настраиваются на дружную, плодотворную работу

Дети  читают предложения  с логическим  ударением, соблюдая интонацию.

Дети отвечают, демонстрируя свои знания в системе знаковой символики.

Дети сравнивают произношение и написание и объясняют, почему нужно читать орфографически.

 Дети проверяют свою готовность к работе в тетради, записывают число.

Личностные: Самоопределение

Регулятивные:           Организовывает свою деятельность

Коммуникативные: Планирует сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные: Совершенствует навык выразительного чтения; понимает знаково-символическое моделирование.

Познавательные:  Сравнивает орфоэпическое и орфографическое произношение слов и делает вывод.

Регулятивные:                Следит за посадкой при письме.

II.Мотивация. Актуализация опорных знаний.

 (Самоопределение к учебной деятельности).

На данном этапе происходит самоосмысление через самопостановку целей. Создаётся ситуация подготовки  детей для освоения нового через проблемную задачу, тем самым активизируется деятельность учащихся. Организовывается стимулирование интереса посредством различных заданий. Повторяется с детьми ранее усвоенный материал

Учитель:

Слайд №2

- Прочитайте шутку В. В. Маяковского 

КНГ  

ИА

КНГ  

ИОЙ

МЗГМ

ИАОА

ДВГ      

ИАЙ

- Соедините гласные и согласные буквы так, чтобы на каждой строчке появилось слово, а потом прочитайте фразу, состоящую из этих слов?

- Учебная книга «Русский язык» помогает нам усваивать знания по русскому языку. Но книга книгой, а мозгами двигай.

Учитель:

- Итак, сегодня  мы вновь будем путешествовать по стране «РЕЧЬ» и встретимся с жителями этой страны ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

- Как вы считаете, всё ли мы узнали о частях речи?

Обратимся к таблице:

Слайд№3

Знаем

Хотим   узнать

Узнали

             

-Что знаем об имени существительном?

-Что хотим узнать?

- Что ж отправляемся в путь за новыми знаниями.

Учитель:

- Ой, кто это?

Слайд №4

Ворона:

- Не пущу дальше. Или отгадывайте загадки или поворачивайте назад – выбирайте.

- Что выберем? Вы любите преодолевать трудности?             Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями?. Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.

Слайд №5   (короткий стишок даёт положительный настрой)

Утром солнце рано встаёт,

Лучики тёплые нам подаёт.

Ты же руку соседу скорее подай.

Улыбнись, соберись, на вопрос отвечай

Ворона:

Слайд №6

-  Угадайте, кто это?

Есть один седой старик

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик, в амулеты,

В тапочки, в слона, в конфеты

Словом, в разные предметы?

- Про кого эта загадка?

- Когда изучали тему: «Имя существительное», мы на уроке не ловили ворон, поэтому   легко справились с этой загадкой.

- Путь свободен!

Дети  высказывают свои  мысли, говорят, какая  у них получилась фраза.

Дети формулируют цели урока.

Дети  настраиваются на преодоление трудностей, которые встретятся на уроке

Дети пожимают руку соседа по парте.

Дети слушают загадку.

Дети отгадывают загадку, опираясь на знания, полученные на прошлом уроке при изучении темы: «Имя существительное»

Познавательные:          Логически рассуждает, строит понятные речевые высказывания.

Регулятивные:             Ставит цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику  и того, что ещё неизвестно.

Регулятивные:            Прогнозирует предстоящую работу

Личностные:        Формирует внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к уроку.

III. Изучение нового.

(Самоосмысление, самоопределение.

Изложение материала учителем на высоком уровне)

Эффективным педагогический процесс будет только при условии, если сам обучающийся активен.

Работая в паре, каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, отвечать на вопросы, задавать их. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Степень повышения активности учащихся при работе в парах  значительно выше.

Учитель:

 -  И вот мы дошли до нарядного, разноцветного домика, раскрашенного яркими красками.

Слайд №7

 Смотрите, на калитке табличка. Но невозможно разобрать, что написано. Какое-то таинственное слово. Вам интересно узнать, кто живёт в этом доме?

- Хозяйка этого дома взяла кисть, палитру и занялась чистым, прекрасным, волшебным искусством – живописью. Всё, к чему прикасается её волшебная кисточка, удивительным образом преображается. Каждый предмет становится каким-то особенным.

Слайд №8

- Было дерево. Прикоснулась к нему художница кистью и смотрите, какое стало дерево. Какое?

Слайд №9

- Была просто кошка. Ничего особенного, кошка как кошка. А тётенька разрисовала её и она стала какой?

Слайд №10

- А это что? Смотрите, гриб. Непонятный какой-то. И тут художница принялась его раскрашивать. Какой стал гриб?

- Узнали теперь этот гриб?  

-Вот он какой: красный, да яркий – это те приметы, по которым ты всегда признаешь мухомор.

Слайд №11

- Итак, этот гриб какой? красный, какой? яркий, какой? заметный, какой? ядовитый, какой? несъедобный.

- Всё это ПРИЗНАКИ мухомора. Признал теперь ты этот гриб? Был какой-то никакой, а раскрасили, и мы его признали.

- А вот сейчас мы и раскроем тайну, узнаем, что было написано на табличке. Кто же живёт в этом домике?

- Может кто-то догадался? Проверим догадку. Поможет нам учебник. На странице 85 можно найти ответ в красной рамочке.

Слайд №12

-  Работаете в паре постоянного состава. Прочитаем алгоритм работы в паре.

- Приступили. Удачи вам!

Проверка работы в паре.

- Итак, что это за слово?  

Слайд №13

-Да, эту художницу зовут ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

-Итак, тема урока «Имя прилагательное».

Дети отвечают, проявляя заинтересованность

Дети слушают объяснение, учатся быть внимательными.

Дети придумывают слова, которые обозначают признаки дерева, кошки, гриба, проявляя активность.

Дети произносят хором, выделяя главное.

Дети высказывают предположения.

Дети читают алгоритм работы в ППС, читают правило, обсуждают в паре, приходят к общему мнению.

Дети делают вывод

Дети проверяют свой вывод по слайду презентации, получая при этом удовлетворение от того, что справились с заданием, благодарят друг друга за совместную работу.

Познавательные:    Извлекает  необходимую информацию из рассказа учителя.

Личностные:          Проявляет интерес к новому.

Коммуникативные: Проявляет активность в учебной деятельности

Познавательные:            Ищет и выделяет необходимую информацию.

Коммуникативные:  Работает в паре, слушает собеседника, вступает с ним в диалог, выражает свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные:    Уважительно относится к другому мнению

Регулятивные:          Осваивает правила планирования

IV. Отработка материала по уроку

(Самореализация, саморегуляция)

Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать  свою значимость, возможность реализации своего потенциала. Психологи показали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а работа в группе работающих детей. Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность. Меняется характер взаимоотношений между детьми.  Растёт самокритичность, дети точнее оценивают свои возможности. Лучше себя контролируют.

- Сейчас поиграем в игру «Ручеёк». Обычно, чтобы что-то запомнить и не забыть, мы делаем закладки.  Я приготовила закладки, на обратной стороне которых часть правила.

 - Подходите за закладками. (Звенит колокольчик – сигнал к началу).

Проверка работы.

-  Кто правильно рассказал всем партнёрам своё правило?  

-  Кто ещё ошибался?

- Расскажем правило. Встаньте те, кто учил 1 часть правила, рассказывайте хором. (2,3 часть)

Слайд №14

- А теперь давайте заглянем в гости к тётушке Имя Прилагательное. И вот, что мы видим. Прочитайте.

- Да, милые мои дети, ведь прилагательные всегда связаны с существительными. Что раскрашивает прилагательное? Предметы! Если не будет предметов, нечего будет ей раскрашивать.

Слайд №15

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ:

-  А теперь давайте поиграем в прятки. Сейчас я превращусь в слова-прилагательные, а вы меня найдите в толпе других слов.

Учитель:

Слайд №16

-  Будете выполнять это задание, работая в группах по 4 человека. Найдите в блоке – предписании задание под номером 1. Прочитайте инструкцию – алгоритм.

Проверка работы: 

- Слушаем отчёт группы №…

- Кто согласен?

Дети выполняют работу по алгоритму (читают правило, учат его наизусть, рассказывают соседу, меняют партнера)

 

Дети анализируют результат своей работы (самооценка)

Дети хором рассказывают правило наизусть.

Дети читают.

Дети объединяются в группы, знакомятся с инструкцией, которую находят в блоке-предписании. Под руководством организатора группы приступают к коллективной работе

( анализируют, делают выводы, аргументируют, участвуют в обсуждении, записывают, руководители проверяют написанное каждым, оказывают помощь слабым)

Выступает представитель группы, раньше всех выполнившей работу.

Идёт обсуждение, дети приходят к общему мнению, корректируют написанное.

Коммуникативные:  Осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные:

Действует с учётом выделенных учителем ориентиров, работает по алгоритму

Познавательные:   Соединяет теоретический материал с практической деятельностью, анализирует предложенный для работы материал.

Коммуникативные:

 Сотрудничает, договаривается с другими о последовательности действий и результате, представляет другим ход своей работы и её результат, слушает мнение других, учитывая разные мнения, формулирует собственное мнение

Регулятивные:

Оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей

V. Контроль и коррекция.

(Самопроверка, самокоррекция: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

Перед школой стоит задача – воспитать личность инициативную, самостоятельную, свободно адаптирующуюся в обществе. Умение самостоятельно работать  - это то, чему ученик должен научиться в школе. Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, необходимо обучать учащихся  приёмам самостоятельной работы, приёмам взаимоконтроля и самоконтроля. Ещё важнее научить формам планирования самостоятельной работы, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Если ученик из урока в урок будет выполнять большую долю самостоятельной работы на уроке, то меньше будет обездоленных, которым в семье никто не помогает. Если ученик, пользуясь помощью учителей и товарищей будет помогать товарищам сам, мы увидим, как изменится каждый ученик.

Слайд №17

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: 

-      Какие внимательные дети! Какие умненькие дети. Везде-то меня нашли. За это приз – большой торт!

Учитель:

- Ребята, торт разом станет несъедобным, если вы сейчас ошибётесь, выполняя задание.

- Но сначала физминутка:

Руки вверх – пришли учиться

Руки вниз – а не лениться

Сели, встали дружно вместе

Покружились все на месте

Пусть вопрос бывает труден

Огорчаться мы не будем

Сами мы ответ найдем.

К цели мы своей идём!

Активным на уроке будь

И станет легче школьный путь

- Найдите в блоке – предписании задание №2. У вас записаны признаки-прилагательные. Но не все они относятся к торту. Сейчас каждый подчеркнёт волнистой линией нужные имена прилагательные.  Поняли задание? Повторим хором. Начали.  Желаю удачи!

Слайд №18

Проверка работы:

- Это задание мы оценим при помощи линейки-самооценки. На линеечке отметьте, на каком уровне (высоком или низком) вы справились с заданием. Если думаете, что правильно выполнили, поставьте знак X вверху, если считаете, что допустили ошибку, то – внизу.

- Проверяем по образцу (открываю правильный ответ). Соотнесите свои записи и мои и сделайте вывод о своей работе.

-  Встаньте те, которые не допустили ошибок и оценили себя правильно.

  - А теперь те, которые допустили ошибку, но оценили себя неверно.  

-   Встаньте те, которые допустили ошибку, но оценили себя правильно. Какая ошибка? Как думаете, в чём причина  успеха/неуспеха? Над чем ещё нужно поработать?

Дети встают и выполняют движения, соответствующие  словам

Дети находят в блоке-предписании задание и приступают к самостоятельной работе 

Дети на линеечке – самооценке определяют, на каком уровне они справились с заданием (производят предварительную оценку работы)

Правильность своих ответов учащиеся контролируют по слайдам презентации (самопроверка). Делают вывод. Пробуют понять причину успеха/неуспеха.

Регулятивные:

Осуществляет  пошаговый контроль своих действий

Регулятивные:

Действует по плану,  контролирует  результаты работы на уроке, обнаруживает  отклонения от образца.

Личностные:

Осознаёт  свои возможности в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывает свои успехи с усилием, трудолюбием.

VI. Анализ – подведение итогов урока. Рефлексия.

(Общий анализ и самооценивание. Постановка новой цели к следующему уроку)

Рефлексия – свойство человеческого  мышления, которое направлено на осмысление собственной деятельности, критический анализ её. Это самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, деятельностью

Слайд №19

- Вернёмся к нашей таблице, которую заполняли в начале урока. Что мы хотели узнать? Что узнали?

- На следующем уроке мы вновь отправимся в гости к фее Прилагательное. Сегодня, когда придёте домой, подумайте, какие задания  могла бы придумать художница Имя Прилагательное по этой теме.

-  А кому это будет сложно – придумайте 5-7 прилагательных на тему: «Какая наша школа?»

- Приготовьте смайлики. Оцените себя на уроке:

- Кому было легко работать на уроке, поднимите зелёный кружок

- У кого работа вызывала некоторые трудности, поднимите жёлтый кружок

- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока – красный.

 - Всем спасибо. Урок окончен.

Дети проговаривают по плану новые знания, убеждаются в том, что цели, которые ставили в начале урока достигнуты.

Дети получают рекомендации дифференцированного характера для работы дома

Дети производят рефлексию

Познавательные:   Обобщает полученную информацию.

Коммуникативные: Участвует в диалоге, отвечает на поставленные вопросы, слушает и понимает  речь других, оформляет  свои мысли в устной речи.

Регулятивные:                 Даёт оценку своей деятельности

Личностные:           Оценивает себя      по критериям, предложенными  взрослыми.

Дополнительная информация

Список учебной и дополнительной литературы

 Русский язык. 1 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/ А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2011.  Весёлый учебник по русскому языку «Доброе утро, имя Прилагательное!» (из серии «Здесь живут части речи»), автор Т. Г. Рик.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

http://blog.2012class.ru/wp-content/uploads/2014/01/Rik-T.G.-Dobroe-Utro-Imya-Prilagatelnoe-Veselyie-Uchebniki-1996.pdf 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/06/13/metodicheskie-priyomy-po http://filologiy.ucoz.ru/load/samobrazovanie_lichnostnyj_rost/psikhologija_pedagogika/kollektivnaja_rabota_na_uroke/14-1-0-46

http://www.protema.ru/lib/ou/item/205-tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyika-v-1-klasse#close

https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/ob-avtore

http://edu.technicum.ru/docs/o%20tehnicume/uch_proc/Konstr.pdf

http://festival.1september.ru/articles/643511/

http://ped-kopilka.ru/blogs/jbanov-aleksandr/celi-i-zadachi-uroka.html

http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos

http://sch268.pskovedu.ru/?project_id=8339&pagenum=22575

Дополнительная необходимая информация

Карточки «Блок -предписание для учащихся», презентация.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

К Н Г К Н Г М З Г М Д В Г И А Й О А И А И О Й И А

Слайд 3

Знаем Хотим узнать Узнаем 1.Какие еще части речи есть? 2. Что они обозначают? 3. На какие вопросы отвечают?

Слайд 11

ГРИБ (КАКОЙ?) КРАСНЫЙ ( КАКОЙ?) ЯРКИЙ ( КАКОЙ?) ЗАМЕТНЫЙ ( КАКОЙ?) ЯДОВИТЫЙ ( КАКОЙ?) НЕСЪЕДОБНЫЙ ПРИЗНАКИ МУХОМОРА

Слайд 12

Алгоритм работы в ППС Прочитайте правило друг другу по предложениям. Обсудите, какое слово могло бы быть написано на табличке забора. Поблагодарите друг друга за работу в паре. Поднимите руки, когда будете готовы отвечать.

Слайд 16

У Кати хорошие игрушки. У зайца длинные уши. Снег пушистый лёг на ветки .

Слайд 17

ТОРТ (КАКОЙ?) СЛАДКИЙ, КИСЛЫЙ, СИНИЙ, КРАСИВЫЙ, ГОРЬКИЙ, РЕЗИНОВЫЙ, СВЕЖИЙ, ГЛУПЫЙ, ШОКОЛАДНЫЙ, ЗЕРКАЛЬНЫЙ, ВКУСНЫЙ.

Слайд 18

Знаем Хотим узнать Узнали 1.Какие еще части речи есть? 2. Что они обозначают? 3. На какие вопросы отвечают?

Слайд 19

Интернет - ресурсы https://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5%20%D0%A2%20%D0%A0%D0%B8%D0%BA&stype=image&lr=11132&noreask=1&source=wiz https:// www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3149303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

Технологическая карта урока русского языка "Жизнь корня в составе разных частей речи", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема урока «Жизнь корня в составе разных частей речи» Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для обобщения учебного материала,...