Синонимы
план-конспект урока по русскому языку на тему

Горюшина Мария Линовна

Синонимы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinonimy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» с использованием информационно коммуникационных технологий.

ТЕМА: СИНОНИМЫ.

ЦЕЛЬ: Познакомить с понятием «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя синонимы. Закреплять умения работать с толковым словарем. Развивать словарный запас, внимание, память. Формировать умения работать в паре, учить взаимовыручке.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник русского языка, рабочая тетрадь, толковый словарь, индивидуальные карточки, электронные материалы (слайды).

ХОД УРОКА.

I. Организационная часть.

Сегодня мы познакомимся с новой группой слов,  как она называется, вы мне скажите сами, если справитесь с первым заданием и будете особо внимательными. А начнем мы наш урок с повторения словарных слов.

II. Работа со словарными словами.

Перед вами ребус. Чтобы вписать в него слова необходимо разгадать загадки.

1

           

2

3

4

5

6

7

                                                     Слайд № 1.

ш

о

с

с

е

м

а

ш

и

н

а

п

р

а

з

д

н

и

к

с

о

б

а

к

а

п

ш

е

н

и

ц

а

т

о

в

а

р

и

щ

м

о

р

о

з

                                                            Слайд № 2

  1. Часть дороги, по которой движутся автомобили.
  2. (Ребус).

  1. День, когда все отмечают знаменательное событие
  2. В дом чужого не пущу,

      Без хозяина грущу.

  1. Зерновая культура.
  2. Человек, который всегда выручит в беде.
  3. (Ребус)

Прочитать слова. (слайд убирается). Кто может повторить? Записать слова по памяти столбиком и обозначить орфограмму словарного слова.

II. Новая тема:

1.Подобрать к каждому слову слова близкие по значению.

Шоссе  -

дорога

Машина -

Автомобиль

Праздник -

Веселье

Собака -

Пес, щенок

Пшеница -

хлеб

Товарищ -

друг

Мороз -

Стужа, холод

                                                   Слайд № 3.

- Что общего у этих пар слов? (Значение, часть речи)

- Чем отличаются? (по-разному произносятся)

- Такие пары слов имеют свое название, которое спрятано в кроссворде. Кто найдет слова                                          

ш

о

с

с

е

м

а

ш

и

н

а

п

р

а

з

д

н

и

к

с

о

б

а

к

а

п

ш

е

н

и

ц

а

т

о

в

а

р

и

щ

м

о

р

о

з

                                                   Слайд № 4.

Итог: что мы будем называть синонимом? (Дети формулируют правило как поняли)

2. Работа с правилом в учебнике .

Откроем учебник и прочитаем правило на странице 64. Правильно мы его вывели?

- Какое значение должно быть у синонимов?

- Какой частью речи они должны быть?

3.Физминутка.

Давайте попробуем подобрать синонимы к словам, которые я вам буду называть. При этом вы будете сопровождать их движениями.

ИДТИ – ШАГАТЬ

СКАКАТЬ – ПРЫГАТЬ

КИДАТЬ – БРОСАТЬ

СООРУЖАТЬ – СТРОИТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ – СТРОИТЬ

БАЛОВАТЬСЯ – ШАЛИТЬ

ЕСТЬ – КУШАТЬ

СВЕРКАТЬ – БЛИСТАТЬ

4.Работа с толковым словарем

В тетради на печатной основе на стр. 43, выполним задание № 39.Найти слова в толковом словаре. В словарных статьях отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования эти слов. Рядом с каждым словом напишите его синоним. (Дети работают в парах)

Вещун -

Деликатный -

Завороженный -

Изысканный -

Кавардак -

Навязчивый -

Опрятный -

Проказа -

Чародей -

                                                         Слайд №5.

5.Значение синонимов.

-У каждого из вас есть карточка.

- Прочитайте группу слов и назовите, что их объединяет.

Крохотный, маленький, небольшой, крошечный, малюсенький.

Идти, шагать, брести, ковылять.

Храбрый, смелый, отважный, неробкий, мужественный.

Доктор, врач, знахарь, лекарь.

Алый, пунцовый, багровый, рубиновый.

                                                          Слайд № 6.

- Что объединяет слова? (смысл, часть речи)

- Для чего нужны, разве недостаточно одного слова? (дают более точную характеристику предмету, действию, качеству)

- Выделите в каждой группе слово, которое  характеризуют качество в наибольшей степени.

6. Редактирование текста.

-В учебнике на стр. 65 выполним задание №54. Миша составил рассказ. Какой недостаток есть в рассказе?

КОТЕНОК.

У нас во дворе я увидел маленького котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его маленькие лапки заплетались, маленькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут  к маленькому пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился.

-Переделаем рассказ, используя разные синонимы, которые есть у слова маленький.

КОТЕНОК.

У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой маленький, что ещё плохо ходил. Его небольшие лапки заплетались, малюсенькие глазки смотрели жалобно. Я сразу решил, что такое маленькое существо нуждается в помощи. Но тут  к пушистому комочку кинулась мама – кошка, и я успокоился.

Слайд № 7

III.Итог урока: Что такое синонимы?

                             Для чего нужны синонимы?

                             Кто научился подбирать синонимы?

IV.Домашнее задание: Записать текст, который отредактировали на уроке, стр.65, №54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Разнородные синонимы"

Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...