Дополнительная общеразвивающая программа "Удивительный русский"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рыжкова Светлана Викторовна

направленность программы: естественнонаучная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_russkiy._docx.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 1 г. ЛИПЕЦКА

СОГЛАСОВАНО

на научно-методическом совете

Протокол №1 от 29.08.2016г.

УТВЕРЖДЕНО

  Приказом № 255-о от 29.08.2016г.

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«УДИВИТЕЛНЫЙ РУССКИЙ»

 Учитель  Рыжкова Светлана Викторовна

Направленность : естественнонаучная

Срок реализации:  22 занятия

2016 – 2017  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность Программы - естественнонаучная

Цель программы

Реализация рабочей программы по курсу «Удивительный русский» направлена на достижение следующей цели:

- обеспечение обучения, воспитания, развития детей средствами   курса «Удивительный русский»  

Программа направлена на реализацию основных задач:

-обучающие задачи: развитие познавательного интереса детей, формирование мотивации к учебной деятельности, приобретение опыта учебной деятельности в целях развития ребенка.

-воспитательные задачи: создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.

-развивающие задачи: развитие личности ребенка, приобретение ценностных установок, опыта деятельности, формирование опыта учебной деятельности в целях духовно-нравственного, физического, творческого развития ребенка.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Программы

заключается в использовании современных образовательных технологий:

- технология игрового моделирования;

- технология формирования учебной самооценки;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- здоровьесберегающие технологии

Основной формой организации образовательного процесса по курсу является занятие. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления, проектные задания. Все задания носят практический характер деятельности. В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток разучиваются с детьми заранее и в ходе занятия.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 10-11лет.

Объем курса: курс составлен на 22 часа в соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (1 занятия в неделю) Форма работы – групповая.

Ожидаемые результаты освоения программы и способы определения результативности:  

В процессе изучения данного курса  ученики получают знания об истории русского языка, древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

     Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику

     Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классифи кации по родовидовым признакам в курсе кружка  имеются задания, активизи рующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

      Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

     Курс  направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

 

Формы контроля и подведения итогов реализации программы:

-выставки творческих работ;

-публичные выступления.

Контрольные мероприятия не проводятся (качественное оценивание).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз,

состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм  глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

 Практическая и игровая деятельность:

—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

—игра «Меняемся ролями»;

—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

—ролевая игра «Просить или приказывать?»;

—составление загадок с помощью глаголов;

—игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова, каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных,

 существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова, каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

—игра «Словосочетания в пазлах»;

—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

—итоговый конкурс «Любимые игры со словами». 

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира  (употребление слов в прямом и переносном

значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших

слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его»,

«Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю

антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

 Поиграем со звуками, словами и предложениями

4

 Пора действовать!

5

 Числа и слова

4

 Прочные связи

5

 Секреты правильной речи

4

 

Всего

22

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании курса учащиеся должны:

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в курсе);

- использовать фонетические и графические правила и закономерности для решения фонетических, графических и орфографических и/или речевых задач;

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по различным словарям, сети Интернет) либо обращаться за помощью к учителю, родителям, одноклассникам;

- оценивать уместность использования слов в тексте и выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

 - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, а  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

-разработки  по темам;

-методическая литература;

-справочники;

-наглядный материал: схемы, рисунки, работы педагога  и других учащихся;

-компьютер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010 г.;
  • Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

I

 Поиграем со звуками, словами и предложениями

4

1

 Смотрю, говорю, слушаю

1

2

Лексические загадки

1

3

Словесный конструктор

1

4

Занимательная грамматика  

1

II

 Пора действовать!

5

5

Делать и сделать — не одно и то же

1

6

Вчера, сегодня, завтра

1

7

Сумею победить!

1

8

Мечтаем и фантазируем

1

9

Орфографический поединок

1

III

 Числа и слова

4

10

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

11

Рекорды в цифрах.

1

12

За семью печатями.

1

13

 Словари — сокровищница языка.

1

IV

 Прочные связи

5

14

Послушный «подчинённый».

1

15

Строгий «управляющий».

1

16

Связаны смыслом.

1

17

Всё познаётся в сравнении.

1

18

Важные мелочи.

1

V

 Секреты правильной речи

4

19

Выбираем точное слово.

1

20

Когда значения спорят?

1

21

 Что нам стоит слово построить?

1

22

 Слова «готовые» и «сделанные».

1

Всего

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век

Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс...

Экологическая программа "Удивительное рядом""

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...

Этот удивительный русский язык

Внеклассная работа по русскому языку в 3-ем классе. Здесь подобран богатый и интересный материал....

Программа "Удивительный мир природы".

Интегрированный  курс «Удивительный мир природы» предназначен для 1- 4 кл.  четырехлетней начальной школы и рассчитан на 13...

Рабочая программа "Удивительный мир книг"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир книг" для 2 класса....

« Удивительный русский язык»

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы ( 1-4).Программа внеурочной деятельности «Удивительный  русский язык» реализуется через занятия кружка , содержание которого предусма...