Рабочая программа по русскому языку для 4 класса. Гармония.
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Порошина Ольга Алексеевна

Помимо рабочей программы содержатся контрольно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 453

Принято на  Педагогическом совете

Протокол №  1

от «28»  08  2014г.

______ /____________/

Утверждаю

Директор школы

________/Андреева С.Л../

Приказ №  179

от « 30»   08  2014г.

Рабочая программа

По русскому языку

                                             

Составитель: Порошина О. А.

Санкт- Петербург

2014-2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1./ Москва «Просвещение» 2011/; авторской программы «Русский язык. 1 – 4 классы» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина, (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2012 год), утвержденных  МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цели:

– создать условия для ,для становления у учащегося  интереса к изучению русского языка,  для появления  сознательного отношения к  своей речи;

        -  сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

           –  средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и  эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме,  становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения поставленных целей необходима особая  организация работы по освоению его предметного содержания – необходима  реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Общая характеристика предмета, курса.

Заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое реализуется через системно-деятельностный подход  к процессу лингвистического образования младших школьников.

Назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Формирование умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия – и к по-

следующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Кроме того, предусмотрено системное формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников, этому способствует особый способ письма: сознательный пропуск («окошко») на месте орфограммы в случае затруднения в выборе буквы.

В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».  В целом программа  ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе. 


                 Место предмета «Русский язык» в учебном плане  и структура курса

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 4-м классе на изучение предмета «Русский язык» выделяется 170 часов (5 часов в неделю).

1 четверть – 45 часов

2 четверть – 35 часов

3 четверть – 50 часов

4 четверть – 40 часов

              Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой  и скорректирована с учетом мониторинга, проведенного в третьем классе. В начале учебного года предусмотрена стартовая диагностика, которая позволит скорректировать тематическое планирование на этапе повторения. Анализ диагностических работ показал, что учащиеся испытывают трудности в решении орфографических задач, поэтому большое внимание уделено закреплению изученного материала, совершенствованию  комплекса орфографических умений, с этой целью используются резервные уроки.  А также резервные часы использованы при изучении нового материала для отрабатывания грамматических умений, при изучении тем: «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных», «Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)», «Новое о строении предложений». Предусматриваются уроки для выполнения работы над ошибками после контрольных работ и работ по развитию речи. Совершенствованию речевых умений способствует комплексное (блочное) расположение уроков по развитию речи.

   Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по школе № 149 от 23.06.14  в списке учебников, используемых в 14/15 учебном году:

УМК «Гармония».

Содержание программы.

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.

Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.

Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.

Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.

Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявлением, дневниковой записью, рассказом, сказкой. Создание текстов этих жанров на основе

различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

Фонетика и графика. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.

Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.

Состав слова (морфемика). Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия.

Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.

Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).

Морфология.

Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление

умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.

Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.

Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов типа: место, дело, ёж и т. п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».

Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.

Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания). Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных

местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).

Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; личные и родовые окончания глаголов.

Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.

Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звони´т, позвони´шь, посла´ла, начала´…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм

для повышения точности и выразительности речи.

Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи.

Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).

Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части  речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение  и использование частицы не с глаголами.

Синтаксис.

Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного

и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время,

способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.

Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать

в (на), приехать из (с) и т. п.).

Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов.

Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но. Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).

Орфография и пунктуация.

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие,-ья, -ье, -ов, -ин)
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
  • безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
  • раздельное написание не с глаголами;
  • ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.

Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус,

украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные результаты.

У выпускника будут сформированы: представление о русском языке как языке его страны;

осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для формирования: чувства причастности к своей стране и её языку; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса

к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные  результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

– адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать  трудности, понимать их причины, планировать действия  для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры  для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии; причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной  языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по   отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли  (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– воспроизводить информацию, доносить её до других;

– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей,  принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной  и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты.

Выпускники начальной школы:

– овладеют начальными представлениями о языке как  средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного  речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации  общения.

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности.

Выпускник научится:

– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебнопознавательной задачей;

– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их  значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной

мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала, понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;

– письменно создавать небольшие речевые произведения  освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного

характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения,

сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные  изменения, в частности, изменяя лицо рассказчик;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, дневниковые  записи, объявления, рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений в области фонетики и графики.

Выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й] при письме;

– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой);

Выпускник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования.

Выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными

корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

– различать изменяемые и неизменяемые слова.

Выпускник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики.

Выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии.

Выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола в прошедшем времени; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения

неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных  высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные  и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

– выделять наречия среди слов других частей речи;

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;

– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться  устранять их;

– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации.

Выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения

в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды),

указывать главные;

– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

– строить словосочетания разных видов;

– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического  ударения;

– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы,

потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений.

Выпускник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

– проверять написанное и вносить коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

В зависимости от этапа обучения используются следующие виды оценивания:

- текущее оценивание,

- тематическое оценивание,

- итоговое оценивание.

Текущий контроль предусматривается на каждом уроке в форме устного опроса, самостоятельной работы учащихся в тетради  или и у доски, поэтому считаю нецелесообразным в календарно-тематическом планировании отмечать текущий контроль ежеурочно, прописывается только  вид и формы контроля за всеми учениками.

Оценка метапредметных результатов:

- анализ выполнения диагностических работ;

- анализ выполнения комплексных работ.

Оценка предметных результатов:

1. Контрольно-измерительные работы:

- диктант,

- грамматический разбор,

- списывание,

- работы по развитию речи,

-проверочные работы.

2. Анализ  обученности.

3. Анализ качества.

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

    Список литературы (основной)

– Соловейчик, М. С., Кузьменко, Н. С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка для 4 класса; в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014г.

– Соловейчик, М. С. Тетрадь-задачник по русскому языку. – Ч. 1, 2, 3. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.

- Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. –ч.1,2.- Смоленск «Ассоциация ХХI век», 2012.

Список литературы. (дополнительный)

1.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего  языка» для 4  класса. – 2009

.

2.Материалы для учителя (Footnotes).(В свободном доступе на сайте издательства)

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

1. Соловейчик, М. С., Кузьменко, Н. С. К тайнам нашего языка. Методические рекомендации.

2. Компьютер.

3. Проектор.

4. Электронные сайты www/kniga21vek.ru; http://school-collection.edu.ru/ и др.

Учебно-тематический план:

Раздел

Кол-во часов

1

  Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

(20 ч.)

2

Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями»)

 

(14 ч.)

3

Наречие. («Представляем ещё одну часть речи»)

 (5 ч.)

4

Проверяем себя.

(3 ч.)

5

Пишем объявления.

(3 ч.)

6

 Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных.        

(32 ч.)

7

Части речи: что мы о них знаем? Повторение

(14 ч.)

8

Обучение правописанию личных окончаний глаголов («Учимся писать личные окончания глаголов»)

(20 ч.)

9

Новое о строении предложений.

(12 ч.)

10

Учимся рассуждать.

(7 ч.)

11

Слово и его значение.

(7 ч.)

12

Значение слова, его строение, признаки как части речи и написание.

(16 ч.)

13

Размышляем, рассказываем, сочиняем.

(13 ч.)

14

Перелистаем учебник.

(4 ч.)

Всего  170ч.

График контрольных работ по русскому языку.

четверть

тема

Примечания

1ч. 2.09.2014

Стартовая диагностика.

1ч.     23.09.14

  Контрольная работа №1 по результатам повторения.

 1ч.     16.10.14

  Контрольное списывание с редактированием.

1ч.     28.10.14

  Контрольная работа №2 по итогам  1-й четверти

2ч.      20.11.14.

 Контрольное списывание с грамматическим заданием .

2ч.     16.12.14

 Контрольная работа №3 по итогам 2-й четверти.

3ч     20.02.15

  Контрольная работа № 4

3ч.     16.02.15

   Контрольное списывание с грамматическим заданием.

3ч.    10.03.15

   Контрольная работа №5 по итогам  3-й  четверти.

4ч.    8.05.15

   Контрольное изложение.

4ч.     27.04.15

   Контрольная работа №6 по итогам года.

4ч.    16. 04.15

   Контрольное списывание.

4ч.    29.04.15

    Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Гармония" по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе ФГОС второго поколения, программы по русскому языку к УМК «Гармония» (составитель Соловейчик М.С.)...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Гармония"

Рабочая программа  по русскому языку 2 класс "Гармония" содержит и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Гармония"

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку 2 класс гармония ФГОС

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Гармония ФГОС. Данная программа разработанна с требованиями ФГОС с календарно тематичеким планированием....