Упражнения по русскому языку для 3 класса
материал по русскому языку (3 класс) на тему

Галипова Гадила Талгатовна

проверка знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz_upr.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

              Парные согласные в середине слова                        

                                         №1

Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Поставьте ударение. Выделите корень.

Часы - час,  мосты -…,  долги - …,   трава - …,  листы - …,  блины - …, леса - …,  лиса - …,  дожди - …,  мячи - …,  сдеды - …,  шаги - …,  листы - …, овца - …,  доска - …,  цветы - …,  число - …,  берега - …,  ведро - … .

                                         №2

Подберите однокоренные слова с ударной гласной в корне. Выделите корня, подчеркните ударные и безударные гласные. Поставьте знак ударения.

Ходьба – ходит, варенье - …, гроза -…, моряк - …, синева - …, далёкий - …, светлячок - …, зверьки - …, ветерок - …, полевой - …, носильщик - …, зимовать - …, звонок - …, часовщик - …, значок - …, слонёнок - … .

                                         №3

Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните парные согласные в середине слова.

Деревянная ука…ка (…), лесная сторо…ка (…), приятная улы…ка (…),  поку…ка (…) продуктов, чёрная  кра…ка (…), оконная зама…ка (…), трудная зага…ка (…), поли…ка (…) огорода,  дружеская  поддер…ка (…),  поса…ка (…) деревьев,  доба…ка (…)  к обеду.

                                            №4

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните парные согласные в середине слова.

Сладок – сладкий,  робок – ро…кий, скользок – сколь…кий, лёгок – лё…кий, гибок – ги…кий, редок – ре…кий, жидок – жи…кий, крепок – кре…кий, мягок – мя…кий, низок – ни…кий, близок –бли…кий, шаток – ша…кий, вязок – вя…кий.

                                        №5

Напишите к данным словам проверочные. Подчеркните парные согласные в середине слова.

Узок – узкий,  дерзкий,  гладкий,  ловкий,  хрупкий,  резкий, близкий,  низкий,  зыбкий,  лёгкий,  жидкий,  терпкий.

                                                  №6

Спишите, вставляя пропущенные буквы.  Подчеркните парные согласные в середине слова. Напишите в скобках проверочные слова.

У…кий  мостик,  ни…кий  кустик,  ре…кий  лес,  гла…кий  лёд,  бли…кий друг,  лё…кие  облака,  сла…кий  сахар,  ги…кий  прут,  ре…кий  ветер,  ро…кий мальчик,  ло…кий  фокусник,  дер…кий  поступок,  жи…кий суп.

                                                    №7

Спишите, вставляя пропущенные буквы.  Устно подберите проверочные слова.  Подчеркните парные согласные в середине слова.

     Возле  гря…ки  две  лопатки,

Возле  ка…ки  два  ведра.

После  утренней  заря…ки

Мы работаем  на  гря…ке.

                                                   

№8

Слова с двумя безударными гласными.

Запишите однокоренные слова по группам , поставьте в них знак ударения. Выделите корень. Подчеркните безударные гласные в корне.

   Молодой,  молодёжь,  голова,  холода,  колосок,  поясок,  борода,  голоса, говорить,  сторожа,  сторожить,  сторониться,  головастик,  полосатый,  полоса,  располосовать,  холодный,  золотой,  позолотить, золотник,  холодить,  борода,  бородатый,  колосистая,  колосится,  дорогой,  подорожание,  дорожить, молодеть, поясной,  поясочек,  бороздить.

№9

Подберите к данным словам проверочные. Подчекните сочетания  -оро-,

-оло-.

         Сторона  - стороны,  сторонка, волосок,  борода,  голова,  полоса, колосок,  холода, голоса,  борона,  сторожа,  золотой,  голодовка,  холодильник,  молодой,  дорогой.  соловей.

№10

       Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните безударные  гласные

             в корне слова и сочетания  –оро-,  -оло-.

  1. Петушок,  петушок,  з…л…той   гр…б…шок!  Масляна   г…ловушка,  шёлкова  б…родушка!  
  2. В  поле  зак…л….силась  рожь.
  3. Маленький  ст…ричок  с  белой  б…р…дою  ст…р…жил  сад.
  4. Кроет  уж  лист   з…л…той   влажную землю  в  л…су.  (А.  Майков)
  5. В  пруду  водилось  много  г…л…вастиков.
  6. Наступили  зимние  х…л…да.

№10

Запишите  пословицы,  вставляя пропущенные буквы.   Подчеркните безударные  гласные  в корне слова и сочетания  –оро-,  -оло-.

  1. Мал  з…л…тник,  да  дор…г .
  2. Р…дная  ст…р…на – мать,  чужая – мачеха.
  3. Хол…ден  сентябрь,  да  сыт.
  4. Г…л…ва  на  плечах  не  для  одной  шапки.
  5. Сметка  д…роже  богатства.
  6. Вы,  братцы,  пом…л….тите,  а  мы  поедим.
  7. Пустой  кол…с   выше  стоит.
  8. Май  х…лодный – год  хлебородный.
  9. Л…невые руки  не  р…дня  умной  г…л…ве.

№ 11

Подберите к данным словам проверочные. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

  1. Небеса – небо,  небесный,  серебро,  деревянный,  поясок,  корешок,  гребешок.
  2. Молотил -  молот,  обмолот,  зеленел,  вечерело,  хлопотал,  трепетал,  лепетал,  сторожил,  веселился,  голосил.

                                                  №12

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните безударные  гласные  в корне слова и сочетания  –оро-,  -оло-.

1. Жаворонок  взмыл  в  голубые  н…б…са.  

2.  В  с…ду  з…л…нели  м….л….дые   д…р…вца.

3.  Осиновые  л,..сточки  тр…п…тали  на  в…тру.

4.  Хл…п…тливые  белки  прыгали  с  ветки  на  ветку.

5.  В…ч…рело.  С...ребряный  месяц  появился  на  небе.

6.  Малыши  вес…ло  л…п…тали.

Сочетания   жи- ,  ши-

№1

Спишите,  разделяя слова  на слоги. Подчеркните сочетания  жи-,  ши-.

Шило,  лужи,  малыши,  шина,  жилка,  шишка,  шипы,  кожица,  жидкий,  покажи,  свежий,  ворошить,  горошина,  служить,  шип,  шить,  ландыши,  пружина,  свяжи,  пушистый.

№2

Составьте из слов предложения так, чтобы выделенные слова были первыми. Подчеркните сочетания жи-, ши-.

Душистая,  роза,  расцвела,  в  саду.

Стекло,  лужицы,  превратились,  прозрачное,  в.

Гриша,  котишка,  у,  жил,  рыжий,  плутишка.

Лисы,  пушистый,  у,  хвост.

Снег,  белый,  в  воздухе,  кружится.

№3

Составьте предложения со словами.

Кувшин,  пушинка,  вышивка,  душистая.

№4

Прочитайте загадки. Напишите отгадки. Подчеркните в них сочетание жи-.

Что  за  колобок  с  иголками

Бежит  под  соснами  и  ёлками?  (….)

Что  за  звёздочки  резные

На  пальто  и  на  платке?

А  возьмёшь -  вода  в  руке.   (……..)

№ 5

Составьте сочетание слов. Подчеркните жи-, ши-.

Ж..дкий,  пуш…стый,  рыж…й,  душ…стый, ш…пучий,  свеж…й, колюч…й,  еловая, глиняная ,тугая

Ёж…к,  кружка,  напиток,  ландыш…, суп,  луж…ца,  лисица, шишка, пруж…на,  снеж…нка.

Как писать поздравление?

Уровень 1

Метель  ей  пела  песенку:

«Спи,  ёлочка,  бай- бай!»

М…р…з  сн…жком  укутывал:

«См…три,  не  замерзай!»

Л…тят,  порхают,  кружатся,

Пуш…стые    л…тят

И  белым  мя…ким  кружевом

Окутывают  са… .

Уровень 2

З…ма  пришла.  За  окнами,

Где  ч…рных  ёлок  ря… ,

Пуш…стые  и  лё…кие

Сн…ж…ночки л…тят.

Наз…вите- ка,  р…бятки,

Мес…ц  в  этой  зага…ке:

Дни  его  всех  дней  к…роче,

Всех  н…чей  дл…ннее  ночи.

На  п…ля  и  на  луга

До в…сны  л…гли сн…га.

Только  мес…ц  наш  пройдёт,

Мы  встр…чаем  Новый  го… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс

Тренировочные  упражнения  для    учащихся  2 класса По темам учебной  программы «Парные согласные», «Безударные гласные».Пособие  можно рекомендоват...

Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс

Тренировочные  упражнения  для    учащихся  2 класса По темам учебной  программы «Парные согласные», «Безударные гласные».Пособие  можно рекомендоват...

Упражнения по русскому языку , 1 класс

Упражнения  по русскому  языку  в  букварном  периоде....

Упражнения по русскому языку 1 класс

упражнения по русскому языку...

Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс для подготовки итоговому мониторингу

Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс  для подготовки итоговому мониторингу...

Правила и упражнения по русскому языку 3 класс

Работая с карточками на разных этапах урока учащиеся расширяют и углубляют знания основных правил по русскому языку. Такой дидактический материал по русскому языку может иметь широкое применение ...