Происхождение имён
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Антипова Ирина Ильинична

Тема исследовательской работы «  Мы и наши имена »

 Галяутдинова  Екатерина , ученица 4 класса .

 Муниципальное образовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа села  Первомайское , 

руководитель- учитель начальных классов Антипова Ирина Ильинична.

 

«Имя» по-гречески – «онома» , поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Наши предки верили, что имя обладает определённой таинственной силой,  поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.На выбор имени ребенка  влияли  и влияют традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, при этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет. При этом имя человеку могла дать только церковь  и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.

Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.

 Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь .Именно поэтому  знать происхождение имени, его толкование и значение,  необходимо каждому из нас.  Но какие бы имена мы не носили,  мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ty_i_tvoyo_imya.docx32.36 КБ
Файл proishozhdenie_imyon.docx15.83 КБ
Файл rebusy.docx756.78 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx864.59 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ  МУНИЦИАПАЛЬНОГО  РАЙОНА  СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 Районная НПК « Я- исследователь»

  в рамках Малой академии наук школьников

 Стерлитамакского  района

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

« МЫ И НАШИ ИМЕНА »

Автор : Галяутдинова Екатерина,

Ученица 4 класса

МОБУ СОШ с.Первомайское

 453164,Республика Башкортостан

                                                                                                        Стерлитамакский  район

 с.Первомайское ,ул

Полевая,3-1

Руководитель: учитель начальных классов

 Антипова  Ирина Ильинична

МОБУ СОШ с.Первомайское

 453164,Республика Башкортостан

                                                                                                        Стерлитамакский  район

с.Первомайское ,ул

Полевая 3-1

                                                                 2015

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

4-6

  1. Из истории имён

4-5

  1. Роль имени в жизни человека

5-6

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРКТЕР ЧЕЛОВЕКА

6

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

7-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

ЛИТЕРАТУРА

11

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 На уроке русского языка мы изучали тему «Собственные имена существительные». После изучения темы я задумалась, почему у людей разные имена, почему меня назвали именно Екатериной, что означает мое имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах моих одноклассников .

 Так предметом исследования стали имена нашего класса, а объектом – имя.

Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение.

Для изучения материала я определила задачи своего исследования:

  1. Узнать историю возникновения имен..
  2. Попытаться выяснить, влияет ли имя на характер человека.
  3. Изучить значения имен нашего класса.
  4. Выпустить справочник «Имена нашего класса» и собрать копилку интересных сведений об именах.

Для решения поставленных задач я определила методы исследования:

  • изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса;
  •  беседа с родителями и учащимися;
  • анкетирование;
  • собственные наблюдения.

Гипотеза работы:  использование имени является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.  

Актуальность темы обусловлена недостаточной степенью изученности   частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ

Имена, имена, имена

в нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

С. Маршак

1.1. Возникновение имен

Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени.

 «Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность».

Имена в Древней Руси давали необычно.

- по внешним признаками:  Светлана, Чернава, Кудряш

- по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок

- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой

- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка

- по христианским праздникам: Постник, Мясоед

- по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога

- по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка

Самые необычные имена:  Некрас, Немил, Дурак, Ненаш

Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребёнок не заболел.[4]

А почему же потом таких имен не стало? Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией. Например, Иван — это измененное древнее имя Иоканаан, значившее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь, записанное в официальные документы . Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

1.2. Роль имени в жизни человека

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника , а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником  перед  Богом  для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. [6]

Когда мы  начали писать работу, много прочитали об именах. Узнали, что на выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода связана с изменением ценностей в поколениях . Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов.[1]

Вот  наиболее популярные  имёна 20-х-30 годов:

•    Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция

•    Донэра - Дочь Новой ЭРы

•    Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА

•    Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни

•    Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике

Хорошо, что мода на такие имена прошла.  В некоторых государствах   даже существуют законы, запрещающие  родителям с разыгравшейся фантазией испортить жизнь человеку, дав ему предосудительное имя. Есть ведь красивые, звучные  имена.

Начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя .Самыми распространенными в эпоху христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн , Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.

 При этом имя человеку могла дать только церковь .Только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.[2]

РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен. Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.[10]

 Согласно социальной теории, каждое имя представляет собой слово на каком-либо языке и обладает определенным значением. Помимо своего значения, имя «нагружено» информацией о характере и деяниях великих людей, его носивших.

Согласно эмоциональной теории, характер человека и его судьба зависят от того, насколько приятно и мелодично для окружающих звучит его имя: чем приятнее звучит, тем легче характер и благоприятнее судьба.

Звуковая теория говорит о том, что каждый набор звуков раздражает разные участки коры больших полушарий и вызывает различную реакцию человека на то или иное имя.

Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы.Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает. 

РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА

Перед началом работы было проведено анкетирование  ,в котором  приняли участие 25 человек. 

Результаты анкетирования.

Вопросы

Да

Нет

Знаешь ли ты, что такое «имя»?

10

15

Знаешь ли ты значение своего имени?

8

17

Знаешь ли ты происхождение своего имени?

5

20

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение . Результаты анкетирования ещё больше укрепили  нас в том, что изучение имени человека - это  увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Какие же имена есть в нашем классе?

А – Алмаз,Амалия,Артём

В – Владислав

Г –  Герман ,Гульсина

Д – Динара, Дарья

 Е-Екатерина

К – Камила, Кристина

О – Оксана,Олеся

Р – Раиль,Равиль,Рената 

 Ф-Фидель

           Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

  1.   Каждое имя встречается только один раз.
  2. Больше всего имен на букву «А» - 3,на букву « Р»-3
  3. Исследование имен учащихся  класса  показало, что преобладают латинские  варианты имен - 5 и имена древнегреческого и арабского происхождения- по 3. В нашем классе 2 древнеславянское (Владислав, Олеся),древнееврейское(Равиль),персидское( Дарья) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что

  • 80% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;
  • 11% - были названы именами, потому что они редкие;
  • 9% - не смогли ответить на этот вопрос.

О своем имени я узнала много интересного.

Вот какую информацию я нашла о своем имени в сети Интернет:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя человека - это судьба человека, именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение,  необходимо каждому из нас. Но какие бы имена мы не носили, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • Имена – особые слова,  каждый человек имеет свое имя. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.
  • Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснила, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу.
  • В нашем классе преобладают латинские  варианты имен .
  •  Нами оформлен словарь справочник «Имена нашего класса» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
  •  собрана копилка интересных сведений об именах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей.Работа по этой теме будет продолжена и дополнена новыми данными.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

2. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

3. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

4. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991.

5. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.

6. Успенский Л.В. Ты и твое имя: рассказы об именах. – М.: Армада-пресс, 2002.

7. http://imena.guru.ua/name/ 

8. http://slovari.yandex.ru/dict/io

9. http://www.sonnik-online.net/imena/

10. http://www.astromeridian.ru/imya/



Предварительный просмотр:

Происхождение и значение имен нашего класса

  • Артем, мужское имя, полное имя от Тема, происхождение –древнегреческое, значение имени Артем - "здоровый", "невредимый".
  •  Алмаз. ... В настоящее время распространено среди мусульман. Значение имени. В переводе с арабского языка имя означает «самый твердый».
  • Амалия: латинизированная форма германского имени Амал, от слова "амал" – "работа".
  •  Владислав славянского происхождения и происходит от двух слов: "влад" (владеть) и "слав" (слава), что подразумевает дословное значение... «прославленный».
  •  Герман – это очень красивое, яркое и благородное мужское имя. ... Имя Герман имеет латинское происхождение от слова «германус» — «родной», «единственный», «единоутробный».
  • . Гульсина: с цветущей душой.  татарское
  • Динара, женское имя, происхождение – арабское, значение имени Динара - "драгоценная".
  • Дарья – персидского происхождения. Оно означает в переводе "сильная", "повелительница" или "победительница". Также имеет значение "большая река".
  •  Камилла: значение, происхождение. Лингвисты уверяют, что оно берет свое начало от римского прозвища Camillus. Если значение имени Камилла перевести с латинского, то дословно это будет звучать как "безупречного происхождения".
  • Кристина, женское имя, происхождение – древнегреческое, значение имени Кристина - "христианка", "посвященная Христу".
  • Значение имени Оксана: "чужестранка", "гостья". ... Происхождение имени Оксана: древнегреческое. Украинская форма имени Ксения.
  •  Олеся имеет древнеславянское происхождение и означает «девушка из Полесья». В древности наши предки использовали это имя как знак счастливой доли.
  • Происхождение имени Равиль: Это однозначно библейское имя, и в настоящее время оно действительно очень распространено, но только в Израиле и всех арабских странах.
  • Значение имени Равиль: "подросток, путешественник, странник".
  • Происхождение имени Раиль: Арабское имя.Значение имени Раиль: Основатель.
  • Значение имени Рената – возрождающаяся. Имя имеет латинское происхождение. ...Рената – открытый и дружелюбный человек,
  • Происхождение имени Фидель. Римское. Значение имени Фидель. Верный.



Предварительный просмотр:

Ребусы «Имена нашего класса»

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Павел.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Виктория.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Михаил.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Кирилл.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Кристина.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Маргарита.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Игорь.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Елизавета.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Ирина.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Карина.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Владимир.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Евгений.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Динара.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\вадим.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Диана.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Захар.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Алина.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Антон.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\София.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Анжелика.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Анна.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\имена\Ребусы\Валерия.jpg

http://allforchildren.ru/rebus/rebus17/17-003.gif

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Ты и твоё имя » АВТОР: Автор : Галяутдинова Екатерина, Ученица 4 класса МОБУ СОШ с.Первомайское РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель начальных классов Антипова Ирина Ильинична МОБУ СОШ с.Первомайское Районная НПК « Я- исследователь» в рамках Малой академии наук школьников Стерлитамакского района

Слайд 2

Цель работы: разобраться, в чем состоит тайна имени, и каково его значение. Задачи исследования: Узнать историю возникновения имени. Попытаться выяснить, влияет ли имя на характер человека. Изучить значения имен нашего класса . Выпустить справочник «Имена нашего класса» и собрать копилку интересных сведений об именах.

Слайд 3

Методы исследования: изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, проектов учащихся моего класса; беседа с родителями и учащимися; анкетирование; собственные наблюдения. Гипотеза работы : имя является неотъемлемой частью истории , культуры и естественной формой общения между людьми .

Слайд 4

«Имя» по-гречески – « онома ». Ономастика - наука об именах. «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность» (Словарь В.И. Даля)

Слайд 5

Имена Древней Руси по внешним признаками: Светлана, Чернава, Кудряш по черте характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня , Пятой, Осьмой по явлениям природы: Метелица, Знойник , Снегурочка по христианским праздникам: Постник, Мясоед по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога по профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка Самые необычные имена: Некрас , Немил, Дурак , Ненаш

Слайд 6

ВЛИЯНИЕ НА Выбор имени

Слайд 7

популярные имена 20-х и 30-х годов Велиор - ВЕЛИ кая О ктябрьская Р еволюция Донэра - ДО чь Н овой ЭР ы Ледат - ЛЕ в ДА видович Т роцкий Леундеж - ЛЕ нин У мер, Н о Д ело Е го Ж ивет Ворс - ВОР ошиловский С трелок Гертруда - ГЕР оиня ТРУДА Даздрасмыгда - ДА ЗДРА вствует СМЫ чка Г орода и Д еревни

Слайд 9

Влияние имени на характер

Слайд 10

Результаты анкетирования (25 чел.)

Слайд 11

ИМЕНА нашего класса А – Алмаз,Амалия,Артём В – Владислав Г- Герман,Гульсина Д – Динара, Дарья Е – Екатерина К – Камила , Кристина О- Олеся,Оксана Р - Раиль,Равиль,Рената Ф- Фидель

Слайд 12

Происхождение имён

Слайд 13

МОЁ ИМЯ Екатерина У этого имени греческие корни. Переводится как «невинная», «чистая» , «очищение», «правдивая» В западных странах первой буквы «е» в этом имени нет, оно может произноситься, например, как Кэтрин , Кэт, Катарина . Звучит оно очень проникновенно и красиво, поэтому и сама его носительница кажется сильной и гармоничной личностью.

Слайд 14

МОИ ТЁЗКИ Екатерина Великая Катарина Витт

Слайд 15

МОИ ТЁЗКИ Кэйт Мосс Екатерина Медичи

Слайд 16

МОИ ТЁЗКИ Екатерина Андреева Екатерина Максимова

Слайд 18

выводы: Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснила, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу. В нашем классе преобладают древнегреческие и латинские варианты имен Нами оформлен словарь справочник «Имена нашего класса» и собрана копилка интересных сведений об именах.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

Интернет-ресурсы: Автор шаблона презентации: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Фон для рамки http:// festival.1september.ru/articles/608782/presentation/4.JPG Линия http://s4.pic4you.ru/y2014/06-20/24687/4456516-thumb.png Словарь http://www.culture.ru/ru/uploads/media/news/0001/35/c74d49e38fcd575ea2719afc21e5fcb4c368e00c.jpeg Древняя Русь: http://skachatkartinki.ru/img/picture/Oct/25/f932520a6b321478fc119dd8f248df06/1.jpg http://rabbit-show.ru/wp-content/gallery/drevnyaya-rus/rusved23.jpg http://www.fonstola.ru/pic/201308/1024x768/fonstola.ru-103829.jpg Динара Сафина http://images.teamtalk.com/08/06/800x600/Wimbledon-2008-Day-4-Dinara-Safina-_982088.jpg http://img.championat.net/i/article/34/18/73418_b1292335664786982856.jpg Динара Кулимбаева http://cdn.cnwimg.com/wp-content/uploads/2013/03/Dinara-Kulibaeva.jpg Динара Гиматова http://www.ffgym.com/var/plain_site/storage/images/media/multimedia/photos/2008/jo/gr_individuelles/dinara_gimatova_aze_aux_massues/175225-1-fre-FR/dinara_gimatova_aze_aux_massues.jpg Картинка с именами http://novosti-ru.ru/wp-content/uploads/2014/04/taynyiy-smyisl-zalozhennyiy-v-imya-cheloveka.jpg СПАСИБО АВТОРАМ ФОНОВ И КАРТИНОК

Слайд 21

Фотографии Динары и класса размещены с письменного согласия родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...

Классный час по истории происхождения имени, фамилии и отчества "Как меня зовут?"

Классный час проходил в 4 классе. Учащиеся представили отчёты - результаты своей исследовательской работы (на этапе подготовки данного мероприятия каждый ученик получил задание -узнать версии происхож...

Презентация к уроку Окружающий мир на тему "Происхождение человека"

В данной презентации материал к уроку Окружающий мир в 4 классе на тему "Происхождение человека".  Вид работы - разрешение проблемной ситуации в вопросе происхождения человека. Учащиеся  рас...

«История происхождения пожарной охраны»

Классный час. Цели: познакомить детей с историей образования пожарной охраны; закрепить правила пожарной безопасности....

Учебно – исследовательский проект «История происхождения бумаги» 4 класс

Обучающиеся  4 Б класса МОУ СОШ №117 под руководством учителя,  выполнили исследовательский  проект  -  «Ист...

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...