"Обучение каллиграфии в 1 классе"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Романова Наталья Николаевна

"Обучение каллиграфии в 1 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 1 классе для учителей начальных классов по обучению письму по методике В.А. Илюхиной «Обучение каллиграфии в 1 классе. Письмо строчной буквы ч».

        

Цели урока:

  1. Учить писать строчную букву «ч», букву «ч» в соединении с другими буквами; повторить орфографические и графические правила оформления предложения, знакомить с правилом написания гласных после шипящих.
  2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, умение держать в памяти зрительный образ буквы по словесному описанию.
  3. Воспитывать аккуратность письма, умение слушать и слышать, обдумывать свой ответ.

Оборудование: пропись, таблица строчной буквы «ч», рисунок Незнайки, конверты с деформированным предложением, карточки с описанием букв,  доска, мел.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока
  3. Игра «Угадай букву»
  4. Сравнительный анализ печатной и письменной букв
  5. Письмо буквы с проговариванием
  6. Буквенный диктант
  7. Физ. минутка
  8. Самостоятельная работа
  9. Пальчиковая гимнастика
  10.  Анализ и исправление графических ошибок в написанном слове
  11.  Запись предложения
  12.  Работа с деформированным предложением
  13.  Итог урока

1. Организационный момент

У: Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Букволандии. У одного жителя этой страны сегодня День рождения. Хотите узнать, какая буква отмечает День рождения?

Д: Да.

У: Тогда слушайте загадку:

      Все друзья мои решили:

      Эта буква как четыре.

      Только с цифрами, друзья,

      Буквы путать нам нельзя.

Д: Это буква «Ч».

У: Правильно, молодцы! Давайте наш урок письма посвятим этой букве, а подарком будут наши красивые буквы в прописях.

2. Постановка цели урока

У:  Сегодня на уроке письма мы будем учиться писать строчную букву «ч».

3. Игра «Угадай букву»

У: Прежде, чем мы начнём дарить наши подарки букве «ч», необходимо вспомнить изученные нами буквы. Поможет нам в этом ваша любимая игра «Угадай букву».

Учитель раздаёт карточки, на которых написан алгоритм написания букв. Дети, устно проговаривая про себя алгоритм, определяют, какая буква загадана. Ответ говорят учителю, а тот проверяет ответы детей по своему «ключу».

4. Сравнительный анализ печатной и письменной букв.

У: Посмотрите на печатную и письменную буквы. Скажите, чем они отличаются друг от друга?

Д: Печатная буква пишется без наклона, все элементы пишутся отдельно.

У: Какие элементы в письменной букве вам знакомы?

Д: Наклонная палочка, качалочка, крючок до середины.

У: Вы назвали основные элементы нашей именинницы, а кто может её продиктовать?

Дети пробуют.

5. Письмо буквы с проговариванием

У: Ставлю ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной вверх, выписываем дужку на ширину буквы, опускаемся по наклонной вниз, пишу качалочку, крючок до середины строки.

                                             __________________

                                             __________________

6. Буквенный диктант.

У: Ставлю ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной вверх, выписываем дужку на ширину буквы, опускаемся по наклонной вниз,

пишу качалочку, крючок до середины строки, секретик, по секретику вниз по наклонной, качалочка, крючок до середины, секретик, по секретику длинная наклонная вниз, пишу петлю, перехлёст на нижней линеечке, крючок до середины.

                                          ________________

                                          ________________

У: Ставлю ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной вверх, выписываем дужку на ширину буквы, опускаемся по наклонной вниз, пишу качалочку, крючок до середины строки, секретик, ломаю секретик, задерживаюсь на строке, возвращаюсь по секретику вниз, наклонная, качалочка, крючок до середины, две части секретик, по секретику вниз наклонная, качалочка, крючок до середины.

                                                     ______________

                                                     ______________

У: Звук [ч] всегда мягкий, но в сочетании ча – пишется буква А, в сочетании чу – пишется буква У. Это опасное место в словах.

У: А теперь посмотрите внимательно на букву «ч» и найдите в ней слово с сочетанием «ча».

Д: Это слово – качалочка.

У: Напишите это слово в прописи и подчеркните сочетание ча.

 7. Физ. минутка

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Посмотри скорей сюда:

Налево, направо.

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так.

8. Самостоятельная работа

У: Прочитайте в прописи слоги слева и слоги, написанные в скобках:

чу             (лок, до, жой, гун, чело)  

ча             (сы, йник, совщик)

У: Составьте из данных слогов слова, подчеркните сочетания чу, ча простым карандашом.

9. Пальчиковая гимнастика

Пальцы ловко мы согнули,

Руку тоже изогнули,

Справа карандаш прижали

Букву «ч» мы показали.

Дети делают пальцами левой руки «скобку»: большой палец держат перпендикулярно ладони. Потом они сгибают четыре других пальца в средних суставах. Кончики всех пяти пальцев направлены вверх, ладонь – параллельно полу, предплечье – перпендикулярно. Справа дети прижимают правой рукой карандаш так, чтобы кончик карандаша был рядом с кончиком большого пальца левой руки. Упражнение повторяется несколько раз.  

10. Анализ и исправление графических ошибок в написанном слове.

У: Ребята, вы знаете, что Незнайка тоже собирается в гости к букве «ч», а в подарок он приготовил шарик, на котором написал слово «часовой». Как вы думаете, почему именно это слово написал Незнайка?

Д: Это слово начинается со звука [ч].

У: Незнайка неуверен, что он правильно написал слово. Помогите ему, проверьте всё ли верно?

                                    ____________________________

                                    ____________________________

11. Запись предложения

У: Кто такой часовой? Составьте предложение со словом часовой.

Д: Часовой стоит на посту.

      ____________________________________________________

      ____________________________________________________

12. Работа с деформированным предложением

У каждого ученика на столе лежат конверты. В этих конвертах предложение, которое «рассыпала» буква «ч». Учащиеся должны составить предложение: Не торопись отвечать, торопись слушать.

У: Почему так говорят? Какое слово с опасным местом.

Д: Отвечать.

У: Почему слово «Не» написано с большой буквы?

Д: Начало предложения пишется с большой буквы.

13. Итог урока

У: Чему мы сегодня с вами учились? Что нового узнали? Что повторили?

Вы знаете, ребята, буква «ч» попросила меня передать ей самые аккуратные прописи с красивыми буквами, словами и предложениями. Именинница пообещала, что если у неё душа запоёт от ваших работ, то она обязательно напишет вам скрипичный ключ. Но мне так трудно это сделать, потому что вы все очень постарались. Поэтому я приняла решение показать все ваши тетради. С последней парты на первую передайте свои прописи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...

Авторский проект "Разработка системы заданий по знакомству с новой буквой на основе использования новых технологий обучения каллиграфии"

В данном проекте раскрыты следующие вопросы: Теоретические основы формирования  орфографических навыков младшими  школьниками, методика работы по формированию правильного письма и ...

ОБУЧЕНИЕ КАЛЛИГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проблема эффективности формирования у младших школьников каллиграфического навыка письма была и остается одной из самых а...

«Теория и практика обучения каллиграфии в начальной школе»

Статья посвящена анализу научной литературы по теории и практики обучения каллиграфии в начальной школе. В статье рассмотрена актуальность темы, определения «каллиграфия» и «каллигра...

авторская методика обучения каллиграфии "Правило середины"

         Имея за плечами опыт педагогической деятельности длиною в 30 с лишним лет, передо мной встала задача разработки методики обучения каллиграфии младших школьнико...

Результаты апробации прогрессивной технологии обучения каллиграфии обсудили в регионах

В регионах страны состоялась вторая серия межрегиональных семинаров по обсуждению результатов апробации инновационного учебно-методического комплекса (УМК) «Автодидактика: каллиграфия»...

Обучение каллиграфии (из опыта работы)

В статье "Обучение каллиграфии" (из опыта работы) говорится о той большой роли, какую играет каллиграфия в развитии когнитивных способностей учеников. Уделено внимание психологическим аспект...