Конспект урока русского языка "Правописание частицы НЕ с глаголами" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кожина Елена Анатольевна

Урок русского языка  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 4 класс по учебнику А.В. Поляковой разработан в соответствии с ФГОС. Этот урок подойдёт и для работы с другими учебниками. На уроке  используется  презентация.

    В 3 классе дети уже знакомились с правописанием частицы не с глаголами. В 4 классе учитель ставит цель: расширить знания детей о служебных частях речи;

правописание частицы не с глаголами-исключениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ne_s_glagolami.docx31.29 КБ
Office presentation icon ne_s_glagolami.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Гимназия № 17»

                                                  Урок  русского языка

                              «Правописание частицы НЕ с глаголами»

                                                              (4 класс)

                                                                                       Составила:  Кожина Елена Анатольевна,

                                                                                                            учитель начальных классов

             

                                                                              2017г.

                                     

                                                          Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------- 2-3

Основная часть------------------------------------------------------------

Список использованных источников---------------------------------

Приложение №1-----------------------------------------------------------

Приложение №2-----------------------------------------------------------

Заключение-----------------------------------------------------------------

                   

                                                                 

                                                                         1

                                                               Введение

   Урок русского языка  «Правописание частицы НЕ с глаголами» 4 класс по учебнику А.В. Поляковой разработан в соответствии с ФГОС. Этот урок подойдёт и для работы с другими учебниками. На уроке  используется  презентация.

    В 3 классе дети уже знакомились с правописанием частицы не с глаголами. В 4 классе учитель ставит цель: расширить знания детей о служебных частях речи;

правописание частицы не с глаголами-исключениями.

    На уроке использовались современные  технологии, методы  и  приёмы обучения :

 проблемное обучение (постановка темы и целей урока самими учениками); использование ИКТ;

    организация учебного сотрудничества на уроках ( технология КСО);

приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей);

     наглядный метод (презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами»); методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся);

практический метод и частично-поисковый (работа с текстом, составление правила правописание не с глаголами- исключениями, работа  со словарём Ожигова);

     здоровьесберегающая технология (физ. минутка, напоминание о правильной посадке на письме, проветривание кабинета перед уроком);

     групповая технология (творческая работа);

     работа в парах (первичное закрепление);

     гуманно-личностная технология (воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения);

     педагогика сотрудничества (изучение нового материала);

     На этапе актуализация знаний был использован метод «Кластер». Это позволило включить в деятельность всех ребят, была создана ситуация успеха, дети могли продемонстрировать раннее полученные знания, которые необходимы для открытия нового.

     На этапе целеполагания, дети сформулировали проблемный вопрос урока

     На этапе открытия новых знаний использовался практический метод и частично – поисковый. Дети сами сформулировали правило проверки написания частицы не с глаголом

    Этап первичное закрепление  и творческая работа проводились в виде работы в

парах и в группах.  Такой вид работы позволил обучающимся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - осуществлять анализ и синтез, извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи, каждый вид работы сравнивался с эталоном, что позволило обучающимся корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем ребята могли определить степень успешности своей работы.

   

                                                                       2

                                                       Основная часть

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ

Подготовила:  Кожина Елена Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №17» г. о Королёв, Московская обл.

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели:         расширение знаний детей о служебных частях речи;

правописание частицы НЕ с глаголами-исключениями;

воспитывать осознанное отношение к выполнению правил культурного поведения.

Основные понятия: служебные части речи, самостоятельные части речи, частица, глагол.

Ресурсы:

- основные

Полякова А.В. Русский язык, 4 класс, 1 часть, стр. 91

- дополнительные

- презентация «Правописание частицы НЕ с глаголами»

- тетрадь

- карточки с заданием для групп

- толковый  словарь Ожегова С.И.

- карточки со словами

Планируемые результаты

УУД:

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи,

формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений; умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы; умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта;

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

                                                  Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

 

Слайд №1

  •  В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
  • Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.

                                                                        3

II. Актуализация знаний. (5  мин)

                    Работа с текстом.  Слайд №2

- Прочитайте внимательно текст на доске.

    Прих..ди (в) кла..  (до) зв..нка (на) урок. (Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разг..варивай (с) соседями и (не) отвл..кайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кр..чи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отв..ч..й (у) д..ски  громко, чётко, внятно.

- О чём этот текст? Какова его тема? Назовите основную мысль.

III. Постановка учебной задачи и темы урока.  (8 мин)

- Вставим пропущенные орфограммы и раскроем скобки. Почему НЕ напишем отдельно. Выясним, что такое НЕ.

Слайд№3

 - Можем ли поставить вопрос к этому слову?

(Нельзя поставить вопрос)

- Можем ли определить, каким членом предложения является это слово? (Нет)

- Можем ли отнести это слово к имени существительному, прилагательному, глаголу?

(Не обозначает предмет, действие, признак)

-Если к слову нельзя поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит. Это какая часть речи? (Служебная часть речи.)

- А какие в этом тексте есть ещё служебные части речи? (предлоги и союзы) Для чего они служат? (предлоги – для связи слов в предложении; союзы – для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного предложения.)

- Какова эмоциональная окраска глаголов с НЕ? (отрицательная) В русском языке НЕ называют отрицательной частицей. Запомните! Слайд №4

-Выпишите из текста все глаголы с отрицательной частицей НЕ в левый столбик. (Работа у доски с карточками)

-Какое правило вы учили в 3 классе о написании НЕ с глаголами.

-Какие вы молодцы. Как вы много знаете и умеете, и правила поведения на уроке я, думаю, вы то же все выполняете. Я, надеюсь, что мне сегодня не придётся на уроке НЕГОДОВАТЬ, НЕДОУМЕВАТЬ… И уж тем более кого-то НЕВЗЛЮБИТЬ или НЕНАВИДЕТЬ, а то мне будет очень НЕЗДОРОВИТЬСЯ.

- Скажите, какие глаголы вы услышали в моей речи? Запишите их в правый столбик.

(Карточки) Как же мы запишем частицу НЕ с этими глаголами? У нас возникла проблема. Одни написали частицу НЕ отдельно, а другие слитно.

- Кто может сформулировать тему урока? Слайд №5

-Какова цель будет нашего урока?

IV. «Открытие нового знания» Построение модели (5 мин)

 - Как же нам написать наши глаголы в правом столбике?

 - Как же действовать, чтобы не ошибиться в написании глаголов с частицей НЕ?

Слайд №6

                                 Глагол употребляется без «не»?

                                   ↓                                ↓

                                Да                               Нет

                                 ↓                                    ↓

                Пиши раздельно                  Пиши слитно

- Сделаем вывод о написании отрицательной частицы НЕ с глаголами.  

-Прочитаем правила на с. 91 учебника. Правы мы были?

                                                                 

                                                                     4

V. Физминутка.  (5 мин)   Слайд №7

VI. Первичное закрепление (10 мин)

  1. Выполним  упр. 124 с.91в учебнике.
  2. Работа в парах

-Выполнить упр. 337 с. 186 «Справочное пособие по русскому языку» О.В.Узорова. (Приложение №1)

-Проверим по эталону. Слайд №8

          Проверь!

  Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Кто не работает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Потчевать велено, а неволить грех.

(Работа с пословицами)

-Что означает слова потчевать и неволить? Обратимся к словарю Ожегова

Слайд №9

     Из словаря Ожегова

Потчевать- то же, что угощать.

Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.

-А что такое пословица? Это народная мудрость. Кто их создавал, придумывал?

VII. Творческая работа. (8мин.)

     Работа в группах.

-Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого распределимся на 6 групп.

Задание: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

(Каждая группа получает карточку с заданием- Приложение №2)

 Слайд №10

  Творческая работа

Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ

1 группа – Правила поведения в лесу.

2 группа – Правила поведения в столовой.

3 группа - Правила поведения на перемене.

4 группа – Правила пользования книгой.

5 группа – Правила поведения в общественном транспорте.

6 группа – Правила поведения в театре.

  Проверка. По завершению работы представитель группы (его выбирают дети) читает свой вариант. Обращать внимание на оформление текста, знаки препинания, написание отрицательной частицы НЕ с глаголами.

- Где используются эти призывы в жизни? (В инструкциях, плакатах)

VIII. Домашнее задание (1 мин)     Слайд №11

С. 93, упр.126 Составьте дома 3-5 предложений, в которых глаголы стояли бы с отрицательной частицей НЕ.

Рефлексия деятельности (итог урока) (2 мин)

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы перед собой ставили? Достигли  мы её? Слайд №12

  • Сформулируйте свою мысль с помощью глаголов: ПОНЯЛ ЗНАЮ УМЕЮ
  • Но всё ли мы умеем? Всё ли знаем?
  • Что можно добавить к нашему глаголу? (частицу не)
  • Пока не всё умеем, не все знаем.
  • Как напишете отрицательную частицу НЕ с глаголом? (раздельно) Почему?
  • Я думаю, что вы будете стараться, проявлять усердие, и частица не как можно реже будет стоять с этими глаголами.                                                     

Слайд №12

       СПАСИБО ЗА УРОК!

                                                                      5

                                                                                                                                               Приложение №1

                                                                                                                                                                                                                          

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                      Упр. 337. Спишите.

Двум смертям (не)бывать, а одной (не)миновать. Кто (не)работает, тот (не)ест. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. Потчевать велено, а (не)волить грех.

                                                     

                                                                             6                                                  

                                                                                                                                    Приложение №2

                                                       1 группа

    Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

                                    «Правила поведения в лесу»

                                                       2 группа

    Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

                                    «Правила поведения в столовой»

                                                        3 группа

    Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

                                    «Правила поведения на перемене»

                                                       4 группа

    Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

                                    «Правила пользования книгой»

                                                        5 группа

    Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

                                    «Правила поведения в общественном транспорте»

                                                       6 группа

    Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ.

                                    «Правила поведения в театре»

                                                                             7

                                              Заключение

  Данный урок был проведён на открытых учебных занятий в рамках II муниципальной Педагогической ассамблеи в г.о. Королёв базе МБОУ «Лицей №4».  Урок своей цели достиг.

                                                                             8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

Прих..ди (в) кла.. (до) зв..нка (на) урок. (Во) время урока веди себя тихо и спокойно; (не) разг..варивай (с) соседями и (не) отвл..кайся. Выполняй всё, что г..в..рит учитель. (Не) кр..чи с места, а подними руку. (Не) перебивай учителя и одноклассников. Отв..ч..й (у) д..ски громко, чётко, внятно.

Слайд 3

Служебная часть слова 1.Нельзя поставить вопрос. 2. Не обозначают предмет, действие, признак. 3. Не являются членами предложения.

Слайд 4

НЕ – отрицательная частица

Слайд 5

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Слайд 6

Как действовать, чтобы не ошибиться ?

Слайд 7

ФИЗМИНУТКА

Слайд 8

Проверь! Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Кто не работает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Потчевать велено, а не волить грех.

Слайд 9

Из словаря Ожегова Потчевать - то же, что угощать. Неволить - принуждать, заставлять делать что-нибудь.

Слайд 10

Творческая работа Составить текст-призыв, используя глаголы с отрицательной частицей НЕ 1 группа – Правила поведения в лесу. 2 группа – Правила поведения в столовой. 3 группа - Правила поведения на перемене. 4 группа – Правила пользования книгой. 5 группа – Правила поведения в общественном транспорте. 6 группа – Правила поведения в театре.

Слайд 11

Домашнее задание упр.126 Составьте дома 3-5 предложений, в которых глаголы стояли бы с отрицательной частицей НЕ.

Слайд 12

ПОНЯЛ ЗНАЮ УМЕЮ

Слайд 14

Интернет ресурсы: Картинки : 1. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.metod-kopilka.ru%2Fimages%2Fdoc%2F25%2F18900%2Fimg4.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5&noreask=1&pos=0&lr=20728&rpt=simage 2. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffestival.1september.ru%2Farticles%2F651980%2Fpresentation%2F02.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5&noreask=1&pos=1&lr=20728&rpt=simage 3. https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F316%2F315413%2Fimg8.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5&noreask=1&pos=9&lr=20728&rpt=simage 4. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fprezentacii.info%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2FoQcPYusZFDviwUqj%2F10.jpg&p=22&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=680&rpt=simage&lr=20728 5. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffs.nashaucheba.ru%2Ftw_files2%2Furls_3%2F1093%2Fd-1092075%2Fimg7.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%81%20%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8&noreask=1&pos=3&lr=20728&rpt=simage 6. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8&img_url=https%3A%2F%2Ffs00.infourok.ru%2Fimages%2Fdoc%2F259%2F264328%2Fimg14.jpg&pos=3&rpt=simage&lr=20728


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...