Памятка по работе над ошибками
материал по русскому языку на тему

Герасимова Ирина Юрьевна

основные правила русского языка , изучаемые в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_2043.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Точка, вопросительный, восклицательный    знаки в конце предложения.

Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.

Делай так: 

Москва – столица нашей Родины.

Какая хорошая погода на улице!

Ты идешь?

2. Пропуск,

замена,

искажение букв.

Выпиши слово правильно, раздели его на слоги.

Делай так:  у-чи-тель, при-леж-ны-е.

Запомни!

Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

3. Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на, пе-нал, Оля.

Запомни!

При переносе одну букву НЕЛЬЗЯ оставлять на строке и  НЕЛЬЗЯ переносить на новую строку.

4. Перенос слов 

с буквой Й.

Выпиши слово, правильно деля его для переноса. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: вой-на, май-ор, линей-ка.

Запомни!

НЕЛЬЗЯ отрывать букву Й  от предшествующей гласной.

5.  Перенос слов 

с Ь и с Ъ 

в середине слова.

Выпиши правильно слово, в котором допущена ошибка. Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так:  подъ-езд, боль-шой,

буль-он.

Запомни!

Нельзя отрывать буквы  Ь и Ъ от предшествующего согласного.

6.  Ь – мягкий знак 

в конце слова.

Выпиши правильно слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.

Делай так: ель, тень, окунь.

7.  Ь – мягкий знак 

в середине слова.

Выпиши правильно слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: мальчик, коньки, школьник.

8. Гласные после шипящих.

Сочетания 

ЖИ-ШИ,

ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ.

Выпиши правильно слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни это сочетание. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так:  машина, шина, малыши;

роща, чаща, щука.

Запомни!

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, слова с сочетаниями ЧА-ЩА – с буквой А, слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ – с буквой У.

9. Сочетания 

ЧКЧН, ЧТ,

 НЩ, ЩН, РЩ.

Выпиши правильно слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни это сочетание. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: свечка, чтение, речной, каменщик, сборщик, помощник.

Запомни!

Слова с сочетаниями:

ЧК-ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН, РЩ 

пишутся БЕЗ мягкого знака.

10. Большая 

буква в именах, отчествах и 

фамилиях.

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: Таня,  Смирнова,  Сергеевич.

11. Большая 

буква в кличках животных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: Мурка,  Зорька,  Шарик,  Дружок.

12. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек, планет

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: Москва,  Нева, Дубнинская, Россия, Сатурн, Строгино.

13. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Безударными могут быть только гласные:

А, Я, О, Е, И.

Выпиши правильно слово, в котором была допущена ошибка. Поставь знак ударения, выдели корень, подчеркни безударную гласную. Безударную гласную в слове проверь ударной.

 Делай так: волна´  – во´лны,

мячи´ – мя´ч, трава´ – тра´вы,

бежа´ть – бе´г, листо´к – ли´стик.

Запомни! Безударные гласные в словах пишутся одинаково – так же, как и ударные.

14. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением –

СЛОВАРНОЕ СЛОВО.

Выпиши правильно слово, в котором была допущена ошибка. Поставь знак ударения. Напиши это слово ещё 3 раза. Запомни, как оно пишется.

Делай так:  ребя та,  ребя та,  

ребя та.

15. Парные 

звонкие и глухие согласные.

Б   В   Г   Д   Ж   З

П   Ф  К   Т   Ш   С

Выпиши слово правильно. Подбери такое проверочное слово, чтобы согласная стала слышна. Подчеркни согласную и проверь её.

Делай так:: мороз морозы, глазки – глаза, жираф  – жирафы,  травка – трава, скользский – скользить.

16. Двойные 

согласные 

в слове.

Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную. Раздели слово для переноса.

Делай так: группа – груп-па,  

рассказ – рас-сказ.

17. Ь – разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: вьются,  листья,  соловьи, копьё,  варенье.

Запомни! Ь – разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

18. Ъ –

разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: съезд, подъём, объявление.

Запомни! Ъ – разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

19. Непроизносимые согласные 

в корне слова.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему такое слово, чтобы эта согласная слышалась. Выдели корень, подчеркни непроизносимую согласную. Напиши проверочное слово.

Делай так: честный – честь,

звёздный – звезда, звёздочка.

Запомни! Буква Т не пишется в словах УЖАСНО, НАПРАСНО, ОПАСНО,  ВКУСНО , ИНТЕРЕСНО, ПРЕКРАСНО.

20. Правописание предлога 

со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог со словом, к которому он относится. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово или вопрос.

Делай так:  к  крутому берегу,   

к  (какому?)  берегу.

Запомни! Предлог –  отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом  можно вставить слово.

21. Разбор 

по членам 

предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

 туманы плывут

 туманы (какие?) седые

 плывут (куда?) к облакам

22. Состав слова.

Выпиши слово. Правильно разбери его по составу.

Делай так:   поездка.

23. Правописание гласных 

и согласных 

в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

Делай так: полетел,   побежал,  подержал. 

24. Ь – мягкий знак на конце 

существительных

после шипящих

Ж, Ш, Ч, Щ

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: 

Луч – сущ., ед. ч., м.р.; плащ, морж.

Ночь – сущ., ед.ч., ж.р., рожь, мышь.

25. Правописание слов 

с шипящими 

на конце.

Выпиши слово. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так:  

шалаш, сторож, мяч (сущ., м.р.)

с крыш, много дач, из-за туч  ( сущ., ж. р., Р.п.)

кипуч, могуч, скрипуч, свеж (кр. прилаг.)

26. Правописание приставки 

в словах.

Выпиши слово, выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с различными приставками.

Делай так: заехал, уехал, переехал, выехал.

Запомни! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

27. НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с частицей НЕ. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: не был, не ходили, не выучила. 

Запомни! НЕ с глаголом всегда пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ- не употребляются.

28. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 примера на это правило.

Делай так: у нас,  ко мне,  с тобой,  на меня.

Запомни! Предлоги с местоимениями всегда пишутся раздельно.

29. Правописание

безударных падежных окончаний – гласных Е-/И-  имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму (И.п., ед ч.). Определи склонение и падеж.

Делай так: 

на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.

у деревни – деревня, сущ., 1 скл., Р.п.

на сирени – сирень, сущ., 3 скл., П.п.

по дороге – дорога, сущ., 1 скл., Д.п.

к ели  – ель, сущ., 3 скл., Д.п.

Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.

30. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному.

Делай так:  ед.ч., м.р., Д.п.,

к  лесу  (какому?)   дальнему 

Запомни! Для определения окончания имени прилагательного надо знать его род и падеж. Это определяется по имени существительному. Кроме этого, окончание имени прилагательного можно определить по вопросу, который задаётся от имени существительного. В этом случае НАДО хорошо знать родовые окончания имён прилагательных.

31. Ь – мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпишите глагол правильно. Запишите ещё 3 глагола на это правило.

Делай так: пишешь, сидишь, читаешь, идёшь.

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа всегда пишется Ь.

32. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь его в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед суффиксом ТЬ. Определи спряжение глагола.                      

                                           I спр.                         II спр.

Делай так: пишет – писать,    ставит – ставить                                      

Запомни! Гласную Е-И  в окончании глагола следует определять по неопределённой форме. Ко ІІ спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на – ИТЬ, кроме исключений. Все остальные глаголы относятся к І спряжению.

33. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово в нём.                    

Делай так: С   гор  побежали  звонкие  ручьи.

34. Правописание наречий.

Выпиши правильно слово, в котором была допущена ошибка. Напиши его ещё 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.

Делай так: справа, справа, справа;

                   налево, налево, налево.      

Запомни! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы А, О, У, Е.

35. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение без ошибок. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами.

Делай так: Сильный  ветер  сорвал  с  деревьев листья,  разметал  их  по  дороге.

36. Союзы А, НО, ДА (в значении НО).

Выпиши предложение правильно, поставив запятую перед союзом.

Делай так: 

Вчера было не солнечно, а пасмурно.

Я к тебе заходил, но тебя не было дома.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Запомни! Перед союзами А, НО, ДА 

(в значении НО) всегда ставится запятая.

37. Глаголы – исключения І спряжения, гласные в окончаниях Е, У, Ю

брить

стелить

Глаголы – исключения ІІ спряжения, гласные в окончаниях  И, А, Я.

гнать, держать

дышать, слышать

зависеть, видеть

ненавидеть, смотреть

вертеть, обидеть, терпеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как работать над ошибками"

У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...

Памятка для работы над ошибками. Русский язык

Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....

Памятка для работы над ошибками. Математика

Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....

Памятка "Как работать над ошибками"

рекомендации для родителей...

Памятка по работе над ошибками по русскому языку

Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....

памятка в работе над ошибками , 4 класс.

Просто , понятнои легко исправить ошибку, объяснить правописание....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку

Для работы над ошибками уже много лет раздаю ученикам памятку, созданную мной на основе предложенной авторами программы по русскому языку Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е.В. и Прониной О.В. Когда проверяю де...