Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Куклева (Гулакова) Ирина Александровна

Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskoe_znachenie_imen_sushchestvitelnyh.odt33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Мотивационный

08:00-08:02

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я буду вести у Вас русский язык. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я желаю Вам хорошей работы на уроке. Садится очень тихо первый ряд, потом так же тихо второй ряд и еще тише третий ряд. Молодцы!

Давайте, проверим готовность к уроку. У Вас на партах должны лежать: учебник, пенал и тетрадь.

Эмоционально настроиться.

Приветствовать учителя;

Проверять  готовность к уроку.

Словесный: монологическое чтение ученика,

составление своих примеров, формулирование темы и целей урока. 

08:02-08:05

Актуализация опорных знаний.

-Посмотрите на доску.

Девочка, мяч, дети, тетрадь.

Кто хочет прочитать вслух эти слова?

  • Обратите внимание на эти слова, что общего между ними?
  • На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
  • Какая часть реши отвечает на эти вопросы? (имя существительное). Верно.

Попробуйте привести свои примеры. (свинья, платье, воробьи).

Попробуйте, сформулировать тему нашего урока. (имя существительное)

- Тема сегодняшнего урока «Лексическое значение имен существительных»

Какие цели мы можем  поставить на урок?

Продолжите фразу:

научиться... отличать имена существительные от других,

узнать... новое правило,

закрепить...знание о написании имен существительных.

Очень хорошо. Давайте начнем изучение нашей темы.

Читать монологически;

Обсуждать,

высказывать свое мнение;

Формулировать тему урока;

Ставить цели на урок.

П:Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

2.Постановка учебной задачи и ее решения:

Наглядный: работа с учебником.

Словесный: чтение слов вслух; разбор задания.

Словесный: ответы на вопросы, сравнение слов.

Словесный:чтение правила про себя, вслух; разбор правила,

формулирование правила.

08:05-08:15

Изучение нового материала.

- Откройте, свои тетради и запишите число и классная работа.

Сегодня двадцатое февраля.

Учебник, стр.31

- Откройте, учебник на нашей теме урока. Какая страница? (страница 44) найдите упражнение 74.

Н, прочитай задание к упражнению. (Рассмотрите рисунки).

Начиная с первого ряда, с первой парты, называйте по одному слову. (яблоко, машина,девочка, ролики, ворона, чашка, карандаш, пенал, заяц, обезьяна, молоток, синица, капуста).

Давайте, поставим вопрос к каждому слову. (что? яблоко, что ?машина, кто? девочка, что? ролики, кто? Ворона, что? чашка, что? Карандаш, что? Пенал, кто? заяц,  кто? Обезьяна, что? молоток, кто? Синица, что? капуста).

К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные).

Запишите в тетради номер упражнения.

Сначала запишите слова отвечающие на вопрос кто? С красной строки, с заглавной буквы через запятую. Кто может назвать эти слова? (девочка,ворона,заяц, обезьяна, синица).

Потом запишите слова отвечающие на вопрос что? С красной строки, с заглавной буквы через запятую. Кто может назвать эти слова? (яблоко,машина,ролики,чашка,карандаш,пенал,молоток,капуста).

Приступайте к написанию. Подчеркните изученные орфограммы в словах. Кто хочет назвать эти орфограммы. (безударные проверяемые гласные в корне, безударные не проверяемые гласные в корне и т. д.)

Хорошо поработали.

Давайте составим модель правила имен существительных.

Прочитайте правило на странице 45 про себя, самостоятельно.

Кто хочет прочитать вслух? (слова, которые обозначают  предметы и отвечают на вопросы Кто? Или Что?, называются именами существительными. Слова  солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц — это имена существительные).

Что вы знаете об именах существительных? (отвечают на вопросы Кто? Что?)

Кто хочет попробовать составить модель на доске?

Остальные запишите ее в тетради. (И.С. - обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? Что? Примеры: солнце, земля и т.д)

Хорошо. Прочитайте правило еще раз про себя. Кто может рассказать его опираясь на модель правила? (2-3 ученика).

Хорошо, продолжим работу.

Записывать число и классная работа;

Работать с учебником;

Читать вслух;

Отвечать на вопросы;Сравнивать существительные;

Разбирать правило.

Отвечать на вопросы.

Формулировать правило.

Р:Целеполагание ;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Словесный: чтение про себя, вслух; ответы на вопросы.

Практический:

выполнение упражнения.

Практический: составление предложений из слов.

08:15-08:27

Учебник, стр.32

- Откройте, учебник на странице 45 и найдите упражнение 75.

Н, прочитай задание к упражнению. (Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? Или что?).

Прочитайте слова в упражнении про себя.

Ира, прочитай эти слова вслух. (Учитель, школьник, верблюд, земляника,платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь,  костюм, врач, шляпа).

Прочитайте, эти слова за мной.  (Учитель, школьник, верблюд, земляника,платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь,  костюм, врач, шляпа).

Давайте, к каждому слову поставим вопрос.  (кто? Учитель, кто? Школьник, кто?  верблюд, что? Земляника, что? Платье, кто? пчела, что? ромашка, что? Пальто, кто? ребята, кто? окунь,  что? костюм, кто? врач, что? Шляпа).

Теперь, сгруппируем эти слова по лексическому значению.

Какие слова относятся к группе, Люди? Отвечающие на вопрос Кто? (учитель, школьник, ребята,врач).

Какие слова относятся к группе, Животные? (верблюд, окунь, пчела).

Какие слова относятся к группе, Растения? Отвечающие на вопрос что? (земляника, ромашка, осина).

Какие слова относятся к группе, Одежда? (платье, пальто,шляпа, костюм). Верно.

Ребята, составьте с одним из слов предложение. У вас 2 минуты.

Запишите это предложение в тетради.

Кто хочет зачитать свое предложение вслух? (Мама купила новое платье. У Иры красивая шляпа. И т.д) Хорошо.

Динамическая пауза

Вы хорошо потрудились давайте немного отдохнем.

Песня «Фиксики».

Молодцы! Продолжим нашу работу.

Читать про себя;

Читать вслух;

Читать за учителем.

Отвечать на вопросы;

Работать с упражнением;

Выполнять физ.упр.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

3.Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы; чтение про себя и вслух.

Практический: выполнение упражнения; запись под диктовку; выполнение проверки;

формулирование правила.

08:27-08:35

Учебник, стр.45

- Н, прочитай задание к упражнению 76.

- Итак, что нужно выполнить в этом упражнении?

(Прочитать пословицы.)

Прочитайте их про себя. Кто хочет прочитать вслух?

  1. Месяц январь — зимы государь. Почему так говорят?
  2. Январь — весне дедушка. Почему так говорят?
  3. Январю — морозы, февралю — метели.

Почему так говорят?

Что обозначают выделенные слова? (время года, месяца).

Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос что? (зима, весна, январь, февраль).

Запишите номер задания в тетради и спишите любую пословицу.

Подчеркните  имена существительные.

Приступайте, у вас 2 минуты.

Кто хочет зачитать свою пословицу и назвать существительные.

Молодцы!

Сейчас я буду диктовать вам слова, а вы должны записать их в два столбика. Первый столбик вопрос Кто? Второй столбик вопрос Что?

Мальчик, лето, дневник, учебник, ручка, медведь, птица, роза, малыш, кольцо.

Кто? Мальчик, медведь, птица, малыш.

Что? Лето, дневник,учебник, ручка, роза, кольцо.

Давайте проверим.

Кто хочет зачитать слова отвечающие на вопрос кто?

Кто хочет зачитать слова отвечающие на вопрос что?

Поднимите руку те, у кого так же. Хорошо.

Ребята давайте, вернемся к модели правила, которое мы изучали сегодня.

Кто может рассказать правило? (2-3 ученика)

Переверните страницу, там есть правило.

Прочитайте, его про себя. Кто хочет прочитать вслух? (Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? Или что?, но и на другие вопросы (чего?) зимы, весны, (чему?) зиме, весне, (о чем?) о зиме, о весне).

Читать про себя;

Читать вслух;

Отвечать на вопросы;

Слушать учителя;

Выполнять упражнение;

Слушать учителя;

Записывать слова под диктовку;

Выполнять проверку;

Формулировать правило.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

строят реч. Высказывания;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.

Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Словесный: объяснение домашнего задания.

08:35-08:36

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Составьте модель правила, на странице 46. Можете дополнить нашу модель.

Записывать домашнее задание.

4.Итог урока.

Рефлексия

08:36-08:40

Давайте, подведем итоги урока и вспомним.

- Какие цели урока мы формулировали? (научиться..., узнать... новое правило).

Поднимите руку, те, кто считает что мы достигли этих целей. Очень хорошо.

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-На этом наше занятие подошло к концу. До свидания!

Подводить итог

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Дата: 20.02.17                                                                                                                                 Учитель: Ерина Н.Ф.

Школа: 53                                                                                                                                       Методист: Зубарева  Н. С.  

Класс: 2-1                                                                                                                                       Студентка: Гулакова И., 36 гр.                                                                                                                                                                                                                      

Кабинет: 212

Урок № 1

Конспект урока русского языка

Тема: Лексическое значение имен существительных.

Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.  2. воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу

          Планируемые результаты        

личностные: принимать социальную роль учащегося; осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям; совершенствовать умение слушать и слышать,  устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

предметные:  находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение (конкретное или отвлечённое), опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные  существительные; находить  признаки существительных; объединять имена существительные по лексическому значению; знакомится с ролью существительных в предложении;

          Тип урока: изучение нового материала. 

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 кл 2 часть УМК «ШР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Род имени существительного. Закрепление"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Программа "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка "Что мы знаем об имени существительном"

Открытый урок-обобщение в 3 классе по теме "Имя существительное". ОС "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

Конспект урока русского языка по теме "Лексическое значение слова" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «лексическое значение слова», формирование умения определять лексическое значение слова; умения находить в толковом словаре определен...