Изменение глаголов по временам (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Цели:

- развивать умений находить глаголы в тексте и определять их время,

- научиться изменять глаголы по временам;

–  обогащать словарный запас;

–  воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование:  учебник УМК «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь., презентация, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_glagolov_po_vremenam.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс : 3-1                                                                                                                          

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Цели:

- развивать умений находить глаголы в тексте и определять их время,

- научиться изменять глаголы по временам;

–  обогащать словарный запас;

–  воспитывать у учащихся мотивацию к учению, эстетические чувства, аккуратность, точность, наблюдательность.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- расширять деятельностный опыт, способствовать формированию уверенности в своих учебных возможностях;

- проявлять волевые усилия;

-формировать интерес к русскому языку;

- развивать самостоятельность, умение ставить цель, сотрудничать, оценивать, сравнивать, обобщать.

Предметные:

- научиться сотрудничать в разных формах работы;

-  развивать словесно-логическое мышление, способность сохранять внимание;

- научиться соблюдать нормы литературного языка.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование:  учебник УМК «Школа 2100»; Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева; 3 класс; 2 часть; презентация, рабочая тетрадь., презентация, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя (содержание урока)

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

Словесный:

- слово учителя

2 мин

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Записывать число, классная работа

Л. :воспринимать речь учителя непосредственно обращенную к учащемуся.

2.Мотивационный и актуализация знаний

Словесно-практический:

- написание слов под диктовку.

Словесный:

-рассказ по плану

Словесно-практический:

-рассказ о профессиях с помощью глаголов

5 мин

3 мин

2 мин

Игра «Найди одинаковую букву»

Гусли, гитара, гармонь, горн.

- Сегодня будем работать над написанием букв Г, г.

- Спишите, продолжив закономерность

гг Г ггг Г гггг Г

Словарная работа: ребята, вспомните самое трудное слово для вас, словарное. (дети называют слова, а остальные записывают)

Что мы проходили на прошлом уроке?

– Расскажите по плану, что вы знаете о глаголе:

План:

1) часть речи;

2) значение;

3) вопрос;

4) примеры;

5) роль в тексте

Используя только глаголы, расскажите о какой-либо профессии так, чтобы все догадались, о чём идёт речь. (Открывает, заливает, заводит, прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает, тормозит – водитель.)

– Как изменяется имя существительное? Имя прилагательное?

Выполнять написание букв в тетради

Выполнять словарную работу.

Выбирать слова из словарного запаса

Рассказывать по плану о глаголе

Рассказывать о профессии, используя глаголы.

Вспоминать другие части речи

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

Л.- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

знание моральных норм;

П.- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

К.- общение и взаимодействие (коммуникация) - умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

3.Постановка учебной задачи

Словесный:

-беседа;

-опрос.

2 мин

– Сегодня мы продолжаем изучать глагол.

Все ли мы знаем о глаголе?

А сейчас я хочу вам задать такой вопрос: Что  такое время? В чем измеряется? Как вы думаете, случайно ли я задала вопрос?

Предположите о чем мы будем говорить?

Предполагать тему урока

Называть тему урока

П.-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Р.: Прогнозировать предстоящую работу

4.Решение учебной задачи

Словесно-практический:

-анализ правила

Словесный:

-проблемная ситуация

5 мин

Предложение : Девочка смотрит в окно . Девочка смотрела в окно. Девочка посмотрит в окно.

Что вы можете сказать о предложениях? Чем отличаются? Что обозначает глагол? Когда действие происходит в первом предложении? Во втором? В третьем?

Если действие совершается сейчас, то глагол обозначает настоящее время. Если действие будет происходить, то это означает что глагол стоит в будущем времени. Если действие уже совершилось, то глагол стоит в прошедшем времени.

Откройте на стр.106 прочитайте правила. Можно ли правило назвать текстом? Докажите. Какая главная мысль каждого абзаца? Какие бывают тексты? (Этот текст рассказывает нам об изменении глагола по временам, значит он учебно-научный)

Игра придумать примеры

Читать, анализировать правило.

Отвечать на вопросы

Анализировать предложения.

Делать вывод

Р.: Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

П.-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

5.Первичное закрепление

Наглядно-практический:

-изменение глагола по временам на доске с комментированием.

7 мин

На доске: мыть – моет, мыл, помоет.

Измените глагол так, чтобы действие происходило сейчас. А чтобы было легче, мы используем вспомогательное местоимение 3 лица, ед.ч, м.р. Действие происходит сейчас? Значит это какое время? (настоящее) На какой вопрос отвечает?

Измените глагол так, чтобы он обозначал действие , совершенное давно. Как будет? (мыл) Что обозначает? На какой вопрос отвечает? (действие, которое происходило давно)

А теперь попробуйте поставить глагол в будущее время?(будет мыть) А как можно написать глагол в будущем времени в одно слово? Какой вопрос мы можем задать для будущего времени?(Что сделает?)

А теперь кто сможет у доски так же изменить слово по временам «писать». Только теперь вспомогательным местоимение будет 1 лица, ед.ч. (я)

Писать- пишу, писала, буду писать (напишу)

Выполнять запись в тетради.

Анализировать задание учителя, выполнять

Высказывать предположения

Выполнять задание на доске, в тетради

П.: Выявлять сущность, особенности объектов.

П.:На основе анализа объектов делать выводы.

П.- строить сообщения в устной и письменной форме;

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:-анализ текста,

Практический:-выписывать глаголы и определять время

10 мин

А теперь мы с вами выполним упражнение на стр.106. упр 349. Прочитайте текст, Какова главная мысли текста? Озаглавьте текст. А теперь выполним задание: найди в тексте глаголы и выпиши , поставь вопрос, определи время.

Запись: (что сделал?) пал, (что сделал?) подкрался…

Определять главную мысль текста, озаглавливать

Л.: Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

7.Включение в систему знаний, повторений

Практический:

-выполнение упражнение самостоятельно

Словесно-практический:

- игра на классификацию глаголов и сущ.

7 мин

Ребята, прочитайте упражнение 350. На какое упражнение оно похоже? Делали мы уже с вами такое? Справитесь сами?

Выполняем самостоятельно.

Взаимопроверка (обмен тетрадями)

Игра «Глагольный футбол».

Не заметил глагол – значит, пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Учитель называет слова. Если дети услышали глагол, они должны хлопнуть в ладоши. Можно разделить класс на две команды.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

Запишите домашнее задание : стр.116 № 3

Анализировать задание

Выполнять задание самостоятельно

Выполнять взаимопроверку

Хлопать в ладоши, когда слышится глагол

Записывать домашнее задание

П.- строить сообщения в устной и письменной форме;

Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

8.Рефлексия деятельности

Словесный:

-беседа

2 мин

– Назовите ключевые слова урока.

Время, настоящее время, прошедшее время, будущее время.

– Как определить время глагола?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Анализировать урок, отвечать на вопросы

Оценивать свою деятельность на уроке

К.: Оформлять свои мысли в устной форме.

Л.- обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

знание моральных норм;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам. УМК Полякова А.В,...

Время глагола. Изменение глагола по временам.

Время глагола. Изменение глагола по временам....

Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....

Время глагола. Изменение глаголов по временам.

Логопедическое занятие "Время глагола. Изменение глаголов по временам."...