Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Куликовская Оксана Петровна

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМК). На уроке рассматривается формообразующая роль суффиксов, образование формы прошедшего времени глаголов и изменение глаголов прошедшего времени по родам. На уроке использованы различные формы работы(индивидуальные и групповые), дифференцированный подход по сложности и уровню творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.  

Урок № 63.  Программа «Школа XXI века»  под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

ТИП УРОКА: Урок объяснения новых знаний и умений (комбинированный тип)

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  1. Закрепить умение разбора слов по составу; подбирать слова к схеме;
  2. Закрепить умение определять части речи;
  3. Закрепить умение определять время глагола, изменять глаголы по временам;
  4. Формировать умение находить суффикс - л -, определять число и род

      у глаголов прошедшего времени,

  1. Закрепить умение составлять словосочетания и предложения;

Воспитательные:

-        Воспитывать интерес к учебе, чувство взаимопомощи, аккуратность;

-        Развивать культуру общения на уроке;
Развивающие:

  1. Развитие личности учащихся: его познавательных потребностей, опыта
    познавательной деятельности;
  2. Формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и
    навыков;
  3. Развитие логического мышления учащихся, умений анализировать, систематизировать и обобщать материал;
  4. Формирование целостной картины мира учащихся.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся по теме
    «Состав слова», «Глагол»;
  2. Формирование и закрепление у учащихся новых понятий и способов
    деятельности;
  3. Систематизация знаний учащихся по изучаемой теме.
  4. Организация применения учащимися знаний и опыта деятельности.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ (задачи для учащихся):

-Выполнение разбора слов по составу;

-Выполнение самостоятельной работы;

-Усвоение нового материала на базе имеющихся знаний;

-Составление предложений и словосочетаний;

-Упражнение в изменении глаголов по временам;

-Анализ и синтез усвоенных знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-Компьютер;

-Проектор;

-Экран;

-Учебник по русскому языку

-Презентация Microsoft Office PowerPoint;

-Магнитофон, аудиокассеты;

-У детей значки, обозначающие варианты;

-Сигнальные каточки.

Характеристика исходных знаний, умений и навыков учащихся:

К моменту прохождения данного материала учащиеся знают:

  1. Имеют понятие о самостоятельных и служебных  частях речи: существительном, прилагательном, глаголе, числительном, местоимении, наречии и т. п.
  2. грамматические  категории: род, число;
  3. об изменении глаголов по временам, названия времён, вопросы;
  4. названия всех морфем;
  5. правила правописания в пределах программы;
  6. виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов;
  7. названия главных членов предложения;

умеют решать следующие практические задачи:

  1. определять самостоятельные части речи;
  2. определять время глагола по вопросам;
  3. выполнять разбор слова по составу, подбирать слова по схеме;
  4. применять правила правописания в пределах изученного;
  5. определять вид предложения по цели, интонации;
  6. выделять грамматическую основу предложения.

План урока

Наименование                                                     работы

Хронометраж мин.

1

Организационное начало

           1

2

Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока

           7

3

Постановка проблемы

           5

4

Поиск решения

           4

5

Физкультминутка

           1

6

Постановка проблемы

            9

7

Поиск решения

            9

8

Подведение итогов

            3

9

Домашнее задание

            1

СУФФИКС - Л -  В ГЛАГОЛАХ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.  ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ПО РОДАМ

Ход урока

Методическое обоснование

1

Организационный момент

- Учитель:

На улице еще снег, метут метели, часто кружатся снежинки, но мы уже все мечтаем о весенней улыбке солнышка. Но недаром говорят: «От улыбки станет всем светлей!». Давайте подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем урок!


             (Дети выполняют упражнение «Улыбка»)

Этап организации работы класса отражает мотивацию учащихся к освоению знаний, активизирует внимание и мыслительную деятельность. Яркая, образная форма, выразительная речь учителя создаёт положительный настрой.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Средства:

Форма работы: коллективная.

2

Актуализация знаний

- Учитель:

- Отгадайте загадку, внимание на схему-подсказку.

             Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала!

                                       (Снежинка.)

Вспомните строки К. Бальмонта:

«Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!» Эта снежинка поведёт нас, как путеводная звёздочка, по дороге знаний и поможет разгадать секреты русского языка.

- От какого слова образовано слово СНЕЖИНКА?

- С помощью, какой морфемы образовано это слово?

- Как называется данный способ словообразования?

- Дети:

- Образовано с помощью суффикса. Способ – суффиксальный.

- Учитель:

- Для чего служит суффикс?  

- Вносит ли суффикс новое значение? А какое значение вносит суффикс -инк- ? Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Дети:

-О суффиксе.

- Учитель:

- Проверим, верны ли ваши высказывания.



I вариант

команда «Весна»


солнце

зерно              -ышк-  о

гнездо

II вариант

команда «Зима»


дева

метель        -иц -    а

мастер


-Образовать и записать слова:

I вариант – с данными словами составить словосочетания

                                прил. + сущ.    

(яркое солнышко, спелое зернышко, птичье гнездышко и т.п.)

II вариант – составить предложения; те у кого на партах снежинки, составляют предложения в стихотворной форме.

(Девица – метелица снежные ковры ткать мастерица.

     Девица – метелица вьется, снегом стелется.

Уж такая мастерица и без прялок и без спицы

Вмиг соткет ковер большой,

Белоснежный,пуховой.)

Дети зачитывают варианты ответов.

 - Учитель:

-Постарайтесь, чтобы ваши записи были правильными и красивыми, как снежинки. Над лучшими буквами поставьте снежинку.

- Какое значение добавили суффиксы   –ышк- ; -иц-.

-Давайте еще раз сформулируем вывод о роли суффикса в языке.

     

- Дети:

- Суффикс служит для образования новых слов и привносит новое значение.                        

Данный этап урока актуализирует содержание ранее изученного материала в связи с новым, способствует непрерывности и целостности образовательного процесса.

 На данном этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объёму, что способствует познавательной мотивации учащихся.

Разноуровневая  самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.

Задания, связанные с разбором слов по составу, способствуют развитию логического мышления.

Метод: самостоятельная работа

Средства: слайд презентации

Форма работы: индивидуальная













































Упражнения по чистописанию, как таковые, не проводятся, но в ряде упражнений ребятам предлагается обратить особое внимание на правильную форму букв и соединений, оценить своё умение и старание.

Постановка проблемы.

_______________________________________________


- Учитель:

- Метелица утихла и у нас в классе тишина.

                            (На доске)

Внимание, внимание, тишина!

Внимание, внимание, чудеса!

- Узнаем, что еще может делать суффикс?

- Выпишите из этой фразы слово во множественном числе.… Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Разберите эти слова по составу.



- А вот послушайте, какую чудесную картину рисует поэт!

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит…

- А кто знает, кому принадлежат эти строки?

                                          (А.С. Пушкин)

- Выпишите из этого отрывка слово такое же по составу, как «чудеса». Рядом запишите это слово в форме единственного числа. Докажите графически, что эти слова схожи по строению. (Разберите эти слова по составу.)

- Кто догадается, для чего служит суффикс в этих словах.

- Дети:

- Образует форму множественного числа.

- Учитель:

- Значит, суффиксы могут образовывать новую форму слова. Сегодня мы узнаем еще об одном суффиксе, который образует новую форму слова. А поможет нам наша СНЕЖИНКА.

(Слайд со снежинкой. На снежинке слова:

Много интересного есть в русском языке!

Много неизвестного есть в русском языке!

Чтобы знанья раздобыть

Любопытным надо быть!)

- Учитель:

- Самые внимательные найдут в этом четверостишье слова к схеме:



(Дети находят слова: есть, быть, раздобыть.)


- Учитель:

- Что общего у группы этих слов?

- Дети:

- Это глаголы.

- Оканчиваются на – ть.

- Отвечают на вопросы что делать?, что сделать?. Являются неопределенной формой глагола.

- Учитель:

-Значит, речь на уроке пойдёт ещё и глаголе.

- А что еще мы знаем о глаголе? Игра «Аукцион».

(Проводится игра «Аукцион»)

-Победитель получает наши аплодисменты и индивидуальное  задание.  

             Задание: от  слов: блеск,  золото,  серебро,  искра – образовать  слова  к  схеме:




- Учитель:

А  мы  выполним  следующее  задание: подобрать  к  данной  схеме  слова  с  корнями:  -свет-, -бел-.  Не  забывайте  правила  корней!

- Дети:

Хором: Корни  в  родственных  словах  пишутся  одинаково.

Записывают  слова:  светить,  белеть,  посветить  и т. п.

-Учитель:

- Выделить  основу  неопределённой  формы  глагола. Проверим. (Ученики проверяют записи ученика у доски и свои при помощи светофоров.) Умение выделять неопределённую форму необходимо для образования одного из времён глаголов. А какого мы узнаем дальше. Но чтобы сохранить внимание и работоспособность, надо немного отдохнуть.






Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят  к частично- поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.

Метод: проблемное обучение

Средства: проблемный вопрос

Форма работы: коллективная, индивидуальная.































Игровая ситуация активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет в быстром темпе повторить и обобщить знания по изученным темам и создать базу для освоения нового материала и самостоятельной аналитической деятельности учащихся.

3

Физкультминутка

Этюд: «Тающий сугроб».

(Ученики изображают под музыку тающий сугроб. Учитель корректирует их движения, обращая внимание на использование пантомимики и мимики в создании творческого движения.)



Пауза позволяет решить ряд задач воспитательного и развивающего характера:

- снятие мышечного напряжения;

-снятие мышечной и психической усталости;

-развитие двигательно-экспрессивных  движений;

-эмоциональная разрядка.

Метод: игровое упражнение

Средства: выразительные движения

Форма работы: коллективная

4

Постановка проблемы и поиск решения

- Учитель:

- Сугробы растаяли, повеяло весною!!!

- Прочитайте текст, озаглавьте его.

Стоят теплые дни. Ярче сияет солнце. Громче поют птицы за окном. Веселее журчат ручьи. Радостное чувство наполняет сердце.

- Давайте послушаем ваши варианты названий.

(Ученики предлагают свои названия).

- Выберите то название, которое вам понравилось, и запишите его.

-В каком времени автор употребляет глаголы? (В настоящем времени).

- Спишите текст, заменяя глаголы настоящего времени  глаголами прошедшего времени.

Дополнительное задание:



I вариант команда «Весна»

Подчеркнуть известные орфограммы.

II вариант команда «Зима»

Закончить текст

предложением,

выражающим настроение.




- Обменяйтесь тетрадями. Проведите взаимопроверку. Оцените работу соседа.

(Ученики проводят взаимопроверку).

- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. (Ребята должны обратить внимание, что во всех глаголах появилась буква «эль».

- Это суффикс прошедшего времени.

- Сделайте вывод: для чего служит суффикс – л-?

- Дети:

-  Образует форму прошедшего времени.

- Если в глаголе есть – л- , то глагол стоит в форме прошедшего времени.

- Учитель:

-Используя свои знания, попробуйте составить схему глагола прошедшего времени.




-Проверим, не растаяло ли ваше внимание с первыми лучами солнца. Поймайте к этой схеме слова из веселого стихотворения:

Прилетели три метели,

Загудели, засвистели.

А четвертая метель

Постелила им постель.


-Выпишите глаголы, выделите суффикс – л -. Проверяем. Делаем вывод.






Создание проблемной ситуации активизирует творческий компонент в познавательной деятельности учащихся. От репродуктивного характера деятельности дети переходят  к частично- поисковым методам познания, происходит сближение процессов учения и научного познания.

На данном этапе обеспечивается дифференцированный подход по степени творчества и объёму, что способствует познавательной мотивации учащихся.

Разноуровневая  самостоятельная работа развивает произвольное внимание, творческое мышление учащихся.

Занимательный материал обеспечивает эмоциональную мотивацию учащихся.

Метод: проблемное обучение, самостоятельная работа.

Средства: проблемный вопрос

Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.



5

Постановка проблемы и поиск решения

- Учитель:

- В глаголах, которые вы выписали, выделите окончания.

Что заметили? Сделать вывод помогут картинки-подсказки.


(Дети делают вывод, что глаголы изменяются по числам)


- Учитель:

- А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени:

           

            на доске сочетания слов:

 

    ветер прилетел

    метель прилетел

    облако прилетел

-Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает?

- Дети:

-Окончаний.

- Учитель:

-Спишите, добавляя нужные окончания.

-Какой вывод можно сделать? Чтобы грамотно его сформулировать, посовещайтесь в парах.

- Дети:

- Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

- Учитель:

- Как можно назвать такие окончания глаголов?

- Дети:

- Такие окончания можно назвать родовыми.

 

На основе знаний учащихся с использованием частично-поискового метода делаются обобщающие выводы

по материалу урока, что позволяет развивать мыслительные  операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и способствует развитию логического мышления, сохранению познавательной мотивации в течение всего урока, развитию произвольной памяти и внимания.

Метод: проблемное обучение

Средства: проблемный вопрос, самостоятельная работа.

Форма работы: коллективная, индивидуальная.


6

Обобщение и подведение итогов.

- Учитель:

-Проверим прочность наших знаний. Попробуем отгадать пословицу.

При    л     март – капельник   -    зима       за       ала.


-Что можно сказать о частях речи по схемам?

- Дети:

-Первый глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. А второй глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода.

- Учитель:

-Докажите.

                 (Ученики обосновывают свои ответы)

- Учитель:

-Используя свои знания, попробуйте составить схему-памятку о глаголах прошедшего времени. Работаем в группах.

           (Ученики выносят на доску результат работы группы и обосновывают ответ.)

- Учитель:

- Предлагаю вам просмотреть задания, выполненные на уроке, и, как обычно, поставить на полях знаки:

                            *  - если с заданием справился легко;

                             !   - задание понравилось;

                             ?  - задание вызвало затруднения.


-Пока мы работали, все снежинки превратились в весеннюю капель. Со звонком, предлагаю вам выбрать капельку нужного цвета, превратив ее в одну большую радугу.


Цвета:

желтый – радость и удивление

зеленый – был спокоен, удовлетворен работой

синий было грустно, скучно


- Учитель:

-Вы молодцы! Я вами сегодня довольна! Спасибо за работу на уроке!

- Дети:

-Спасибо за урок!

Если осталось время

Активность деятельности на данном этапе принадлежит  учащимся, которые формулируют проблему, анализируют изученный материал и составляют опорную схему, обосновывают свой ответ.

При обсуждении итогов учебного занятия происходит обобщение и анализ  результатов, формулировка выводов.

Деятельность педагога носит организационный характер.

Учащиеся самостоятельно осуществляют рефлексию своей деятельности, анализируют, делают выводы.

Закрепляется навык работы в команде, происходит осознание себя частью коллектива, закрепляется положительное оценивание своей деятельности, подчёркивается значимость и важность работы каждого члена коллектива.

Задание на определение эмоционального состояния представляет собой разновидность психологического теста, направленного на диагностику состояния учащихся в определённый период времени. Анализ полученной картины даёт возможность узнать, насколько деятельность на уроке была комфортной и благоприятной для учащегося, сделать выводы об эмоциональном настрое, готовности учащихся к выполнению самостоятельной творческой деятельности.

Метод: проблемное обучение

Средства: проблемный вопрос, слайды презентации.

Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.




ЛИТЕРАТУРА:

  1. Вербовская Е.В., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребёнка средствами выразительных экспрессивных движений: Учебное пособие.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.
  2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Вентана – Граф, 2011.
  3. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.  Коментарии к урокам: Методическое пособие для учителя по русскому языку: 3 класс/ Вентана – Граф, 2011.
  4. Копытин А.И. Практикум по арт-терапиии / А.И. Копытин. - СПБ.: Питер, 2000.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.  Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Романова Е.В. Музыка души. Введение в музыкотерапию / Е.В. Романова, Т.И.  Сытько. - СПб.: ИПЦ Паппада, ФМБ Пират и ИКД Тайм-аут, 1992.
  8. Шилкова И.К. Здоровьеразвивающие физические упражнения (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста): Учебное пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2007.
  1. В уроке использованы ресурсы Интернет-сайтов:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki 
  2. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html 
  3. http://vector-indesign.ru/ 
  4. http://www.blagovestnik.org/bible/children48.htm 
  5. http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/ 
  6. http://www.museum-online.ru/Gallery 
  7. http://planetpix.ru/ 
  8. http://map-site.narod.ru/ 
  9. http://images.google.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема "Изменение глаголов по временам"

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по временам"...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»

Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока русского языка (3 класс)Тема: Изменение по родам глаголов прошедшего времениЦель: создание условий для закрепления полученных знаний об изменении глаголов по родам в прошедшем врем...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» Цели деятельности учителя:формирование умений определять безударный суффи...

Конспект к уроку русского языка по теме «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». УМК "Перспектива" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Изменение по родам глаголов прошедшего времени». Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов прошедшего времени и ум...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для закрепления знаний и умений изменять глаголы прошедшего времени по родам Задачи урокаДидактические:1. Знать определение поняти...