Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-
го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ

Цели: учащиеся знакомятся со способами проверки безударных окончаний существительных; составляют алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

– На прошлом уроке мы выяснили, что у существительных бывают ударные и безударные окончания, которые пишутся одинаково.

Сегодня нам предстоит выяснить, какие именно безударные окончания нужно проверять и как это сделать. Эти вопросы задаёт Почемучка.

IV. Наблюдение над падежными формами существительных. Определение «опасных» окончаний.

– Прочитайте запись на доске. Подумайте, в каких падежах окончания не вызывают сомнений и вы можете сразу их дописать.

                И.   деревня     город        тетрадь

                Р.   деревн..     город..      тетрад..

                Д.   деревн..     город..      тетрад..

                В.   деревн..     город        тетрадь

                Т.   деревн..     город..      тетрад..

                П.   о деревн..  о город..   о тетрад..

(Не вызывают сомнений окончания существительных 1-го скл. в. п.; во 2-м скл. – все падежи, кроме т. п. и п. п.; в 3 скл. – все, кроме р. п., д. п., п. п.)

– Какие трудности возникли с остальными падежными формами? (Неясно, какую гласную писать – е или и – в р. п. 1-го, 3-го скл.; в д. п. 1-го, 3-го скл.; в п. п. 2-го – 3-го скл., а также неясно написание т. п. 1-го, 2-го скл.)

На доске получается запись:

И.   деревня            город             тетрадь

Р.   деревн          города           тетрад

Д.   деревн          городу            тетрад

В.   деревню            город             тетрадь

Т.   деревнй        городм       тетрадью

П.  о деревн        о город      о тетрад

– Как можно проверить написание этих безударных окончаний? (По таблице; по ударным окончаниям существительных.)

– Нужно ли знать падеж проверяемого существительного? Почему?

– Нужно ли знать склонение проверяемого существительного? Почему?

– Понадобится ли для проверки таблица падежных окончаний существительных?

V. Знакомство с выводами и алгоритмом проверки безударного окончания существительных.

– Прочитайте первый вопрос Почемучки и ответ на него (с. 96).

– Прочитайте второй вопрос Почемучки и ответ на этот вопрос. (Памятка на с. 96.)

– Как мы будем определять падеж существительного? (По вопросу и предлогу.)

– Каким образом узнаем склонение? (Поставим существительное в начальную форму и по роду и окончанию узнаем склонение.)

– Как будем действовать дальше? (В таблице найдём нужное окончание и напишем его в слове.)

Учитель записывает схему на доске (или вывешивает на плакате).

– Теперь познакомьтесь с образцом устного рассуждения в упражнении 185, с. 97.

– Попробуйте объяснить, какие окончания мы напишем у существительных деревня, город, тетрадь, в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

VI. Упражнение в проверке и написании безударных окончаний имён существительных.

1. Работа со стихотворениями.

– Прочитайте стихотворения поэтессы А. Стройло. Используя составленную таблицу и образец рассуждения в учебнике, объясните правописание безударных окончаний существительных. (Коллективная работа с записью на доске и в тетрадях.)

Рыжий кот сказал собак_:                Нужен нам в считалочк_

– Нам не обойтись без драк_!        Петушок на палочк_,

Вы не ходите по крыш_,                Кто последним остаётся,

Кости вам вкусней, чем мыши.        Он тому и достаётся.

– Теперь попробуйте воспользоваться другим способом проверки – по ударным окончаниям существительных того же склонения. Прочитайте правило на с. 97.

– Какого склонения существительные в стихотворениях? Каким существительным с ударным окончанием можно проверить себя? (Например: земля, вода.)

2. Самостоятельная работа (упр. 184, с. 96).

VII. Рефлексия.

VIII. Итог урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четвертое ф…р…ля. Кла…..ная р…бота. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять! е а сс а

Слайд 2

Урок-путешествие

Слайд 3

ул. Каллиграфическая и н ж е е н р /

Слайд 4

ж.р. м.р. -а -я 1 склонение с…стра х…дьба ст…на зел...нь ул.Орфографическая е е е о

Слайд 5

1 скл . 2 скл . 3 скл . лагерь «Склонения» в окне у сосны в тиши на дне в стране на цепи у коня в глуши с Ильёй

Слайд 6

Аллея предложений Бабушка, Коля , отдыхал в, летом, у, деревня .

Слайд 7

Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . и е е и ? ? Тема «Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения»

Слайд 8

Санаторий «Падежный» И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. луна сестра земля

Слайд 9

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Окончания имен существительных 1-го склонения -а -я -ы -и -е -у -ю -ой -ей -е

Слайд 10

Учебный центр Учебник с.22 упр. 34

Слайд 11

Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. Р.п. и 1 скл. П.п е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.

Слайд 12

Знать окончания имени существительного по склонениям в нужном падеже. ул. Правильная 1 способ 2 способ ? Проверить окончание с помощью опорных слов каждого склонения

Слайд 13

1скл . 2скл . 3скл . стена земля стол окно рожь степь Поликлиника

Слайд 14

Летом Коля отдыхал у бабушк… в деревн… . ? ? 1 скл. у земл и и 1 скл.в земл е е Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма.

Слайд 15

Пишу окончание как у опорного слова Магазин «Алгоритм» Подбираю опорное слово Определяю склонение Ставлю существительное в н.ф. 1. 2. 3. 4.

Слайд 16

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. поляна бабушка дядя

Слайд 17

е и на дуб. от злост. в пол. из бочк. в озер. на вол. в зелен. ул. Существительная у дич.

Слайд 18

На рябин.., в газет.., в озер.., в тетрад…, из берлог.., на кедр.., по глад.., на опушк.. Фабрика слов Нарисуй график е и 5

Слайд 19

Д омашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Самостоятельная работа «Правописание окончаний существительных 1,2,3 склонения»Цель урока: обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён су...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Проверка знаний. Предлоги.» УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языкуТема: «Проверка знаний. Предлоги.» Цели деятельности учителя: формирование умения оценивать свои достижения при выполнении заданий рубрики «Прове...