план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Андросова Ольга Афанасьевна

Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по требованиям ФГОС и носит деятельностный характер, так как обучающиеся сами являются субъектами своей деятельности на данном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол урока

Тема урока: именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных»

Тип урока: урок открытия конкретного способа действия

Цель урока: создание условия для открытия учащимися способа определения падежа имен прилагательных во множественном числе.

Учебная задача: Как определить падеж имен прилагательных множественного числа?

Планируемые результаты:

Предметный: 

- умение определять падеж имен прилагательных множественного числа;

- умение сравнивать слова и находить отличия, сходства между ними.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные: 

- умение отделять знание от незнания,

- умение формулировать У.З.

- умение выполнять взаимопроверку,

-  умение контролировать свои учебные действия,

- умение оценивать свое понимание и деятельность на уроке.

Познавательные: 

- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать слова;

- умение применять способ определения падежа имен прилагательных множественного числа;

- умение работать с орфографическим словарем,

Коммуникативные:

- умение слышать и слушать других;

- умение учитывать чужое мнение,

- умение излагать свою мысль и аргументировать ее

- Личностные: 

- умение проявлять интерес к изучаемому предмету;

- понимание и осмысление способа определения падежа имен прилагательных в множественном числе.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия, методы и приемы обучения

Планируемые результаты

Орг.момент

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало.

Разомнемся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

По коленкам бьем ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно

Вместе прыгаем сейчас.

Выполнение физкультминутки

Физкультминутка, приветствие, мотивация, эмоциональная подготовка Фронтальная,

Актуализация внимания, эмоциональная подготовка к уроку

Постановка У.З

Создание ситуации для формулировки У.З

Откройте тетради и запишите дату.

Задание. Объясните написание выделенных букв.

М__лочные реки, кисельные бер__га, сах__рные уста, горючие слезы.

  1. Что общего у всех этих словосочетаний?

Что вы знаете об этих частях речи?

  1. Где встречаются такие словосочетания?

Задание.

Определите падеж имен прилагательных.

В магазин привезли желтые цветы.

Вижу, что желтые цветы увядают.

Мне стало жалко желтых цыплят.

Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?

Все они содержат имена прилагательные и имена существительные во множественном числе.

Ответы детей.

В произведениях устного народного творчества, в сказках, былинах.

Не могут определить падеж имени прилагательного в предложении: Вижу, что желтые цветы увядают.

Словарная работа,  проблемный вопрос

- знание о имени прилагательном

- умение определять знание от незнания,

- умение учитывать чужое мнение,

- умение излагать свою мысль и аргументировать ее,

Формулировка У.З

Тогда что мы сегодня на уроке узнаем?

Узнаем способ определения падежа  имен прилагательных

Проблемный вопрос

- умение формулировать у.з.

Решение У.З

Поиск решения У.З.

Задание.

Запишите словосочетания имен прилагательных с именем существительными.

Итак, сколько падежей в русском языке?

Запишите падежи в столбик, а рядом их вопросы.

Еще с помощью чего можно определить падеж?

Итак, теперь с помощью вспомогательных слов можем определить падеж словосочетания во втором предложении?

Тогда что у нас получилось?

Подчеркните окончания.

В каких случаях у имен прилагательных окончание –ые, а в каких –ие?

Сравните имена существительные в винительном падеже.

Какой вывод можете сделать?

Желтые цветы

Желтые цветы

Желтых цыплят

6 падежей.

падеж

И.с.

И.п.

И.п.

Кто? Что?

Какие?

Р.п.

Кого? Чего?

Каких?

Д.п.

Кому? Чему?

Каким?

В.п.

Кого? Что?

Какие? Каких?

Т.п.

Кем? Чем?

Какими?

П.п.

О ком? О чем?

Каких?

С помощью вспомогательных слов.

падеж

И.п.

Есть

Р.п.

Нет

Д.п.

Дать

В.п.

Вижу

Т.п.

Доволен

П.п.

Говорю

Оказывается, что данное словосочетание в винительном падеже.

Желтые цветы                 и.п.

Желтые цветы                в.п.

Желтых цыплят

В винительном падеже имена прилагательные имеют два окончания –ые и –ие.

Может это зависит от имен существительных?

Цветы – это им.с., отвечает на вопрос что?,неодушевл., в.п.,мн.ч.

Цыплят – им.с., отвечает на вопрос кого?, одушевл., мн.ч.

Имена прилагательные в винительном падеже при сочетании с неодушевленным именем существительным  отвечают на вопрос какие? И имеют окончание – ые, -ие.

Имена прилагательные в винительном падеже при сочетании с одушевленным именем существительным отвечают на вопрос каких? И имеют окончания –ых, -их

анализ, сравнение, обобщение

Фронтальная, индивидуальная

- знание падежей русского языка

- знание способов определения падежа имен существительных с помощью вспомогательных слов

- умение определять падеж имен прилагательных;

- умение сравнивать слова и находить отличия, сходства между ними.

-  умение контролировать свои учебные действия,

- умение вступать в дискуссию,

- умение слышать и слушать других при раскрытии способа определения падежа имен прилагательных

- умение учитывать чужое мнение,

- умение излагать свою мысль и аргументировать ее,

- умение выполнять мыслительные операции

Моделирование

Можем ли показать на схеме то, что мы узнали?

                          В.п.

И.п. + и.с.(неод)      И.п. + И.с. (од)

Какие? (-ые, -ие)  Каких?(-ых, -их)

Схематизация, обобщение

- умение схематизировать имя прилагательное в винительном падеже

Применение открытого способа действия

Задание.

Закрываем глаза и постарайтесь представить картину, о который вы будете слышать.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С. Есенин.

Что вы себе представили?

Теперь откройте учебник на с.41 упражнение 87. Прочитайте данное стихотворение, запишите по памяти, подчеркните грамматические основы и укажите падеж имен прилагательных.

Упражнение 88. Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу вашего соседа.

Речку, звезды, теплая летняя ночь.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С. Есенин.

Грамматическая основа – задремали звезды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.

Списать, ставя пропущенные слова и имена прилагательные из скобок в нужном падеже, а также указать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделяя окончания. Также необходимо найти синонимы и подчеркнуть их.

На берегах Таймырского озера мы часто видели храбрых горностаев. Эти смелые, отважные зверьки переплывали широкие заливы, пускались в далекие путешествия. Хищные рыбы охотились за горностаями, когда переплывали водную гладь озера.

И.Соколов – Микитов.

Письменное упражнение, диктант по памяти, взаимопроверка, самоконтроль

Индивидуальная, фронтальная

- умение определять падеж имен прилагательных

- умение выполнять взаимопроверку,

- умение применять способ определения падежа имен прилагательных

- умение выделять грамматическую основу в предложениях

- умение ставить имена прилагательные в нужном падеже при выполнении письменного упражнения

- умение различать имена прилагательные в винительном и именительном падежах

Рефлексия

Что вы узнали сегодня на уроке?

Умеете ли вы определять падеж имен прилагательных? Оцените свое умение по 3 баллам: 0 – не умею, 1 – затрудняюсь, 2 – умею.

Домашнее задание – упр.89, с.-42.

Мы узнали, что у имени прилагательного в винительном падеже разные наборы окончаний, это зависит от имени существительного, от которого он зависит.

Самоконтроль, самооценка

- умение оценивать свое понимание и деятельность на уроке.