Орг.момент | Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало. Разомнемся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьем ладошкой, Прыгаем на правой ножке И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. | Выполнение физкультминутки | Физкультминутка, приветствие, мотивация, эмоциональная подготовка Фронтальная, | Актуализация внимания, эмоциональная подготовка к уроку |
Постановка У.З Создание ситуации для формулировки У.З | Откройте тетради и запишите дату. Задание. Объясните написание выделенных букв.
М__лочные реки, кисельные бер__га, сах__рные уста, горючие слезы.
- Что общего у всех этих словосочетаний?
Что вы знаете об этих частях речи? - Где встречаются такие словосочетания?
Задание. Определите падеж имен прилагательных.
В магазин привезли желтые цветы. Вижу, что желтые цветы увядают. Мне стало жалко желтых цыплят. Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы? |
Все они содержат имена прилагательные и имена существительные во множественном числе. Ответы детей.
В произведениях устного народного творчества, в сказках, былинах.
Не могут определить падеж имени прилагательного в предложении: Вижу, что желтые цветы увядают. | Словарная работа, проблемный вопрос
| - знание о имени прилагательном - умение определять знание от незнания, - умение учитывать чужое мнение, - умение излагать свою мысль и аргументировать ее,
|
Решение У.З Поиск решения У.З. | Задание. Запишите словосочетания имен прилагательных с именем существительными.
Итак, сколько падежей в русском языке? Запишите падежи в столбик, а рядом их вопросы.
Еще с помощью чего можно определить падеж?
Итак, теперь с помощью вспомогательных слов можем определить падеж словосочетания во втором предложении?
Тогда что у нас получилось?
Подчеркните окончания.
В каких случаях у имен прилагательных окончание –ые, а в каких –ие?
Сравните имена существительные в винительном падеже.
Какой вывод можете сделать? |
Желтые цветы Желтые цветы Желтых цыплят
6 падежей.
падеж | И.с. | И.п. | И.п. | Кто? Что? | Какие? | Р.п. | Кого? Чего? | Каких? | Д.п. | Кому? Чему? | Каким? | В.п. | Кого? Что? | Какие? Каких? | Т.п. | Кем? Чем? | Какими? | П.п. | О ком? О чем? | Каких? |
С помощью вспомогательных слов. падеж |
| И.п. | Есть | Р.п. | Нет | Д.п. | Дать | В.п. | Вижу | Т.п. | Доволен | П.п. | Говорю |
Оказывается, что данное словосочетание в винительном падеже.
Желтые цветы и.п. Желтые цветы в.п. Желтых цыплят В винительном падеже имена прилагательные имеют два окончания –ые и –ие.
Может это зависит от имен существительных?
Цветы – это им.с., отвечает на вопрос что?,неодушевл., в.п.,мн.ч. Цыплят – им.с., отвечает на вопрос кого?, одушевл., мн.ч. Имена прилагательные в винительном падеже при сочетании с неодушевленным именем существительным отвечают на вопрос какие? И имеют окончание – ые, -ие. Имена прилагательные в винительном падеже при сочетании с одушевленным именем существительным отвечают на вопрос каких? И имеют окончания –ых, -их |
анализ, сравнение, обобщение
Фронтальная, индивидуальная | - знание падежей русского языка - знание способов определения падежа имен существительных с помощью вспомогательных слов - умение определять падеж имен прилагательных; - умение сравнивать слова и находить отличия, сходства между ними. - умение контролировать свои учебные действия, - умение вступать в дискуссию, - умение слышать и слушать других при раскрытии способа определения падежа имен прилагательных - умение учитывать чужое мнение, - умение излагать свою мысль и аргументировать ее, - умение выполнять мыслительные операции
|
Применение открытого способа действия | Задание. Закрываем глаза и постарайтесь представить картину, о который вы будете слышать. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. С. Есенин. Что вы себе представили? Теперь откройте учебник на с.41 упражнение 87. Прочитайте данное стихотворение, запишите по памяти, подчеркните грамматические основы и укажите падеж имен прилагательных.
Упражнение 88. Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу вашего соседа. |
Речку, звезды, теплая летняя ночь.
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. С. Есенин. Грамматическая основа – задремали звезды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.
Списать, ставя пропущенные слова и имена прилагательные из скобок в нужном падеже, а также указать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделяя окончания. Также необходимо найти синонимы и подчеркнуть их. На берегах Таймырского озера мы часто видели храбрых горностаев. Эти смелые, отважные зверьки переплывали широкие заливы, пускались в далекие путешествия. Хищные рыбы охотились за горностаями, когда переплывали водную гладь озера. И.Соколов – Микитов.
| Письменное упражнение, диктант по памяти, взаимопроверка, самоконтроль
Индивидуальная, фронтальная | - умение определять падеж имен прилагательных - умение выполнять взаимопроверку, - умение применять способ определения падежа имен прилагательных - умение выделять грамматическую основу в предложениях - умение ставить имена прилагательные в нужном падеже при выполнении письменного упражнения - умение различать имена прилагательные в винительном и именительном падежах
|
Рефлексия | Что вы узнали сегодня на уроке?
Умеете ли вы определять падеж имен прилагательных? Оцените свое умение по 3 баллам: 0 – не умею, 1 – затрудняюсь, 2 – умею. Домашнее задание – упр.89, с.-42. | Мы узнали, что у имени прилагательного в винительном падеже разные наборы окончаний, это зависит от имени существительного, от которого он зависит.
| Самоконтроль, самооценка | - умение оценивать свое понимание и деятельность на уроке.
|