Главные вкладки

    план-конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа Россиии"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Андросова Ольга Афанасьевна

    Данный план-коснпект урока по русскому языку на тему "именительный и винительные падежи множественного числа имен прилагательных" по УМК "Школа России" в 4 классе разработан по требованиям ФГОС и носит деятельностный характер, так как обучающиеся сами являются субъектами своей деятельности на данном уроке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_no1.docx29.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Протокол урока

    Тема урока: именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных»

    Тип урока: урок открытия конкретного способа действия

    Цель урока: создание условия для открытия учащимися способа определения падежа имен прилагательных во множественном числе.

    Учебная задача: Как определить падеж имен прилагательных множественного числа?

    Планируемые результаты:

    Предметный: 

    - умение определять падеж имен прилагательных множественного числа;

    - умение сравнивать слова и находить отличия, сходства между ними.

    Метапредметные результаты: 

    Регулятивные: 

    - умение отделять знание от незнания,

    - умение формулировать У.З.

    - умение выполнять взаимопроверку,

    -  умение контролировать свои учебные действия,

    - умение оценивать свое понимание и деятельность на уроке.

    Познавательные: 

    - умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать слова;

    - умение применять способ определения падежа имен прилагательных множественного числа;

    - умение работать с орфографическим словарем,

    Коммуникативные:

    - умение слышать и слушать других;

    - умение учитывать чужое мнение,

    - умение излагать свою мысль и аргументировать ее

    - Личностные: 

    - умение проявлять интерес к изучаемому предмету;

    - понимание и осмысление способа определения падежа имен прилагательных в множественном числе.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы взаимодействия, методы и приемы обучения

    Планируемые результаты

    Орг.момент

    Встали прямо, подтянулись

    И друг другу улыбнулись.

    Не беда, что места мало.

    Разомнемся для начала:

    Два хлопка над головой,

    Два хлопка перед собой,

    По коленкам бьем ладошкой,

    Прыгаем на правой ножке

    И на левой непременно

    Вместе прыгаем сейчас.

    Выполнение физкультминутки

    Физкультминутка, приветствие, мотивация, эмоциональная подготовка Фронтальная,

    Актуализация внимания, эмоциональная подготовка к уроку

    Постановка У.З

    Создание ситуации для формулировки У.З

    Откройте тетради и запишите дату.

    Задание. Объясните написание выделенных букв.

    М__лочные реки, кисельные бер__га, сах__рные уста, горючие слезы.

    1. Что общего у всех этих словосочетаний?

    Что вы знаете об этих частях речи?

    1. Где встречаются такие словосочетания?

    Задание.

    Определите падеж имен прилагательных.

    В магазин привезли желтые цветы.

    Вижу, что желтые цветы увядают.

    Мне стало жалко желтых цыплят.

    Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?

    Все они содержат имена прилагательные и имена существительные во множественном числе.

    Ответы детей.

    В произведениях устного народного творчества, в сказках, былинах.

    Не могут определить падеж имени прилагательного в предложении: Вижу, что желтые цветы увядают.

    Словарная работа,  проблемный вопрос

    - знание о имени прилагательном

    - умение определять знание от незнания,

    - умение учитывать чужое мнение,

    - умение излагать свою мысль и аргументировать ее,

    Формулировка У.З

    Тогда что мы сегодня на уроке узнаем?

    Узнаем способ определения падежа  имен прилагательных

    Проблемный вопрос

    - умение формулировать у.з.

    Решение У.З

    Поиск решения У.З.

    Задание.

    Запишите словосочетания имен прилагательных с именем существительными.

    Итак, сколько падежей в русском языке?

    Запишите падежи в столбик, а рядом их вопросы.

    Еще с помощью чего можно определить падеж?

    Итак, теперь с помощью вспомогательных слов можем определить падеж словосочетания во втором предложении?

    Тогда что у нас получилось?

    Подчеркните окончания.

    В каких случаях у имен прилагательных окончание –ые, а в каких –ие?

    Сравните имена существительные в винительном падеже.

    Какой вывод можете сделать?

    Желтые цветы

    Желтые цветы

    Желтых цыплят

    6 падежей.

    падеж

    И.с.

    И.п.

    И.п.

    Кто? Что?

    Какие?

    Р.п.

    Кого? Чего?

    Каких?

    Д.п.

    Кому? Чему?

    Каким?

    В.п.

    Кого? Что?

    Какие? Каких?

    Т.п.

    Кем? Чем?

    Какими?

    П.п.

    О ком? О чем?

    Каких?

    С помощью вспомогательных слов.

    падеж

    И.п.

    Есть

    Р.п.

    Нет

    Д.п.

    Дать

    В.п.

    Вижу

    Т.п.

    Доволен

    П.п.

    Говорю

    Оказывается, что данное словосочетание в винительном падеже.

    Желтые цветы                 и.п.

    Желтые цветы                в.п.

    Желтых цыплят

    В винительном падеже имена прилагательные имеют два окончания –ые и –ие.

    Может это зависит от имен существительных?

    Цветы – это им.с., отвечает на вопрос что?,неодушевл., в.п.,мн.ч.

    Цыплят – им.с., отвечает на вопрос кого?, одушевл., мн.ч.

    Имена прилагательные в винительном падеже при сочетании с неодушевленным именем существительным  отвечают на вопрос какие? И имеют окончание – ые, -ие.

    Имена прилагательные в винительном падеже при сочетании с одушевленным именем существительным отвечают на вопрос каких? И имеют окончания –ых, -их

    анализ, сравнение, обобщение

    Фронтальная, индивидуальная

    - знание падежей русского языка

    - знание способов определения падежа имен существительных с помощью вспомогательных слов

    - умение определять падеж имен прилагательных;

    - умение сравнивать слова и находить отличия, сходства между ними.

    -  умение контролировать свои учебные действия,

    - умение вступать в дискуссию,

    - умение слышать и слушать других при раскрытии способа определения падежа имен прилагательных

    - умение учитывать чужое мнение,

    - умение излагать свою мысль и аргументировать ее,

    - умение выполнять мыслительные операции

    Моделирование

    Можем ли показать на схеме то, что мы узнали?

                              В.п.

    И.п. + и.с.(неод)      И.п. + И.с. (од)

    Какие? (-ые, -ие)  Каких?(-ых, -их)

    Схематизация, обобщение

    - умение схематизировать имя прилагательное в винительном падеже

    Применение открытого способа действия

    Задание.

    Закрываем глаза и постарайтесь представить картину, о который вы будете слышать.

    Задремали звезды золотые,

    Задрожало зеркало затона,

    Брезжит свет на заводи речные

    И румянит сетку небосклона.

    С. Есенин.

    Что вы себе представили?

    Теперь откройте учебник на с.41 упражнение 87. Прочитайте данное стихотворение, запишите по памяти, подчеркните грамматические основы и укажите падеж имен прилагательных.

    Упражнение 88. Прочитайте задание. Что вам необходимо сделать?

    Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу вашего соседа.

    Речку, звезды, теплая летняя ночь.

    Задремали звезды золотые,

    Задрожало зеркало затона,

    Брезжит свет на заводи речные

    И румянит сетку небосклона.

    С. Есенин.

    Грамматическая основа – задремали звезды, задрожало зеркало, брезжит свет и румянит.

    Списать, ставя пропущенные слова и имена прилагательные из скобок в нужном падеже, а также указать падеж имен прилагательных во множественном числе, выделяя окончания. Также необходимо найти синонимы и подчеркнуть их.

    На берегах Таймырского озера мы часто видели храбрых горностаев. Эти смелые, отважные зверьки переплывали широкие заливы, пускались в далекие путешествия. Хищные рыбы охотились за горностаями, когда переплывали водную гладь озера.

    И.Соколов – Микитов.

    Письменное упражнение, диктант по памяти, взаимопроверка, самоконтроль

    Индивидуальная, фронтальная

    - умение определять падеж имен прилагательных

    - умение выполнять взаимопроверку,

    - умение применять способ определения падежа имен прилагательных

    - умение выделять грамматическую основу в предложениях

    - умение ставить имена прилагательные в нужном падеже при выполнении письменного упражнения

    - умение различать имена прилагательные в винительном и именительном падежах

    Рефлексия

    Что вы узнали сегодня на уроке?

    Умеете ли вы определять падеж имен прилагательных? Оцените свое умение по 3 баллам: 0 – не умею, 1 – затрудняюсь, 2 – умею.

    Домашнее задание – упр.89, с.-42.

    Мы узнали, что у имени прилагательного в винительном падеже разные наборы окончаний, это зависит от имени существительного, от которого он зависит.

    Самоконтроль, самооценка

    - умение оценивать свое понимание и деятельность на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

    Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

    «Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных»

    Технология деятельностного метода обучения.Тип урока: урок введения нового знания....

    Конспект урока по русскому языку по теме: "Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных" (4 класс)

    Конспект урока русского языка с учащимися 4 классаТема: дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательныхЗадачи:1)    научить правописанию безударных падежных око...

    Конспект урока на тему"Окончания существительных во множественном числе в разных падежах" (УМК"ПНШ"3 класс)

    Цель деятельности учителя:-совершенствовать навык письма окончаний существительных множественного числа. Планируемые результаты предметные:-дать понятие учащимся о том, что имена существительные ...

    2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

    Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

    Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных"

    Цели : формирование умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; развитие умения распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных; ...