Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Петрова Анна Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию конспект, презентацию и раздаточный материал к уроку русского языка в 4 классе (УМК "Школа России") по теме "Обобщение знаний о глаголе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.17 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 «В» классе 11 мая 2017 года

Учитель: Петрова Анна Юрьевна

Тема: «Обобщение знаний о глаголе»

Цель: обобщение знаний о глаголе

Задачи: развивать умение

  • распознавать глаголы, объяснять их лексическое значение
  • распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме
  • изменять глаголы по лицам и числам (спрягать) в настоящем и будущем времени
  • писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени и родовые окончания глаголов в прошедшем времени
  • подбирать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы
  • изменять по падежам (склонять) имена существительные
  • разбирать глаголы по составу и выполнять морфологический разбор глагола
  • писать возвратные глаголы
  • писать раздельно частицу «не» с глаголами

Ресурсы: у учителя – презентация, магнитные буквы, у учащихся – учебник, тетрадь, светофорчики, раздаточный материал

Ход урока:

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Запись числа.

2. Постановка цели урока.

Учитель просит составить из букв три слова, которые помогут узнать цель урока:

у, ь, т, а, д, м (думать)

т, о, с, м, а, н, в, п, и, ь (вспоминать)

ь, о, б, т, а, о, б, щ (обобщать)

(используются магнитные буквы; один ученик выходит к доске и переставляет буквы; остальные – на своих листах записывают получившиеся слова)

Формулируется цель урока.

3. Постановка (выбор задач).

Учитель предлагает на своих листах прочитать предложенные задачи урока и найти лишнюю, которая не подходит к цели сегодняшнего урока. Проверка.

4. Актуализация знаний о глаголе.

Учитель предлагает на своих листах прочитать определение глагола и подчеркнуть то, что учащимся уже известно о глаголе. Проверка.

5. Лексическое значение слова «глагол».

- В.И.Даль в «Толковом словаре» даёт такое определение: «Глагол – это речь, слово, выражение». Как вы думаете, что обозначает древний глагол «глаголать» (или «глаголить»? Наверняка слышали выражение «Устами младенца глаголет истина». Вы знаете, что оно обозначает? (Дети обычно не умеют или не хотят лгать, как в истории с голым королём, помните?) Сейчас можно услышать глагол «разглагольствовать». Что он обозначает? В первой русской азбуке – кириллице – была буква «глаголь». Посмотрите на неё. Какую современную букву она напоминает?

6. Неопределённая форма глагола.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Как они образуются?

Учитель предлагает учащимся на своих листах прочитать слова и подчеркнуть только глаголы в неопределённой форме. Проверка. (Вывод: не все слова, оканчивающиеся на ть, являются глаголами в неопределённой форме.) К какой части речи относятся остальные слова? Чем является ть в этих словах? (частью корня или частью суффикса)

7. Спряжение глаголов.

Учитель предлагает девочкам выписать  в тетрадь глаголы I  спряжения, а мальчикам – II. Проверка.

-Для чего необходимо знать тип спряжения глагола?

Учитель предлагает на листах в таблице проспрягать глагол мечтать девочкам, учить  -мальчикам. Один мальчик и одна девочка выполняют задание на доске. Проверка.

8. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

На слайде:

Зябн.т осинка

Дрожит на ветру

Стын.т на солнышке

Мёрзн.т в жару.

- Прочитайте, спишите, вставляя пропущенные окончания глаголов, укажите спряжение.

Проверка.

- Подчеркните грамматическую основу. Постройте схему предложения. Что интересного заметили?

- Назовите глаголы-синонимы. Расположите эти слова в порядке усиления действия.

- Какой глагол по лексическому значению лишний? Когда о человеке говорят: «дрожит как осиновый лист»? Почему так говорят?

9. Работа по учебнику. Упр.246

- Прочитайте. Чем текст необычен?

- Где можно найти ответы на эти вопросы?

- Наверняка вы можете ответить на некоторые из этих вопросов. Домашнее задание- составить и записать текст-рассуждение, который был бы ответом на один из вопросов.

-Найдите глаголы в тексте по следующим признакам:

  • возвратный (называется)

- Запишите этот глагол в тетрадь, через тире – этот глагол в неопределённой форме (один на доске). Проверка.

Называется-называться.

- Объясните, почему в первом случае мягкий знак не пишется, а во втором – пишется.

  • глагол в прошедшем времени (вписали, раскрасил)

- Запишите эти глаголы на следующей строчке в тетради, разберите их по составу (один на доске). Проверка.

- Что можете сказать о глаголе по следующим частям?

^        ^

Л       ть        ет        ишь

  • глагол в настоящем времени, ед.ч., I спр. (падает, ночует)

- Разберите глагол падает (девочки), ночует (мальчики) как часть речи.(один мальчик и одна девочка на доске).  Проверка.

  • Глагол в настоящем времени, мн.ч. ,II спр. (говорят)

- Назовите антоним (молчат). Составьте предложение с глаголами говорят и молчат.

  • Глагол в настоящем времени, ед.ч., II спр. (точит)

- Когда так говорят : «Вода камень точит»?

10. Рефлексия.

- Давайте обратимся снова к задачам, которые были поставлены на этот урок, и посмотрим, выполнили мы их.

- Итак, повторим, что же мы должны знать о глаголе?

1) Тест (устный, с использованием светофорчиков).

1. Что обозначает глагол?

  • Предмет
  • Признак предмета
  • Действие предмета

2. На какие вопросы отвечает глагол?

  • Кто? что?
  • Какая? Какой? какое? какие?
  • Что делать? Что сделать?

3. Каким членом предложения чаще всего выступает глагол?

  • Подлежащим
  • Второстепенным членом
  • Сказуемым

4. Спряжение – это:

  • Изменение глагола по лицам
  • Изменение глагола по числам
  • Изменение глагола по лицам и числам

5. Сколько спряжений у глагола?

  • Одно
  • Два
  • Три

6. Глаголы брить и стелить относятся:

  • К Iспряжению
  • К II спряжению

2) Составление синквейна о глаголе.

3) Самостоятельная работа «Верные и неверные высказывания».

(На своих листах учащиеся ставят знак «+», если высказывание верно, и знак «-«, если высказывание неверно. Работы сдаются.)

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола образуется при помощи окончания ть.

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по лицам.

Глаголы изменяются по спряжениям.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.

Глаголы слышать, видеть относятся к I спряжению.

4) Личностные достижения. Эмоциональная оценка. «Продолжи фразу».

Мне понравилось…

Теперь я могу…( Я научился…, У меня получилось…, Я смог…)

Было трудно…

Мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Фамилия и имя: __________________________________________________________

1. Цель:__________________________________________________________________

2. Задачи (найди лишнюю): развивать умение

  • распознавать глаголы, объяснять их лексическое значение
  • распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме
  • изменять глаголы по лицам и числам (спрягать) в настоящем и будущем времени
  • писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени и родовые окончания глаголов в прошедшем времени
  • подбирать глаголы-синонимы и глаголы-антонимы
  • изменять по падежам (склонять) имена существительные
  • разбирать глаголы по составу и выполнять морфологический разбор глагола
  • писать возвратные глаголы
  • писать раздельно частицу «не» с глаголами

3. Подчеркни, что тебе известно о глаголе:

    Глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая состояние или действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать? Глаголы могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными. Как правило, глаголы в предложении выступают в качестве сказуемого. Глаголы в русском языке выражаются в формах вида, лица, рода, числа, наклонения, времени, залога.

4. Подчеркни только глаголы в неопределённой форме:

   Старость, отнимать, молодость, дышать, гость, трость, радовать, глупость, чернеть, радость, кисть, бросить, верность, смелость, учить, мечтать, веселить, кость, грустить.

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

1

2

3

Прочитай высказывания. Какие из них верные? Поставь в квадратик знак «+». Какие из них неверные? Поставь знак «-«,

  • Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Неопределённая форма глагола образуется при помощи окончания ть.
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глаголы изменяются по числам.
  • Глаголы изменяются по лицам.
  • Глаголы изменяются по спряжениям.
  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.
  • Глаголы слышать, видеть относятся к I спряжению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...