Упражнения по коррекции письменной речи младших школьников.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Пименова Виктория Владимировна

Упражнения для развития фанематического слуха. Упражнения на развитие уровня саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по коррекции письменной речи младших школьников.
                              Упражнения на развитие фонематического слуха
         Данные упражнений помогут учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения (кинестезии). И ещё одна особенность предлагаемых упражнений - работа в них ведётся на материале слов и предложений - значимых смысловых единицах речи. Упражнения эти не займут много времени, но зато позволят разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка письма.
1. Слуховые диктанты предложений (По О.В. Епифановой).
- запишем предложение цифрами, обозначающими количество слов в предложении.
Наступила осень. (2)
Часто идут дожди . (3)
Птицы улетают . (2)
Итак, 2. 3. 2.
- сосчитать количество пробелов (пропусков) между словами. 
Зима пришла . (1)
Выпал пушистый снег . (2)
Замёрзли реки . (1)
Какая красивая зима . (2)
Итак, 1. 2.1.2.
Такие диктанты могут проводиться в I классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети. Задания эти способствуют развитию речевого творчества детей.
2. Слуховой диктант слов.
Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую:
-количество слогов в слове: мак(1), маки(2), маковка(3);
-номер ударного слога: маки(1), макушка(2).
Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся ошибок. Можно предложить детям не совсем обычный слуховой диктант: вместо целых слов они записывают гласные из этих слов. 
-Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно, записывают только начальные ударные гласные).
Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).
Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э ( звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляторного сходства).
- Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:
Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), и др.
-Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет «орфографическое» проговаривание. Одновременно учим детей проверять безударные гласные.
Сахар (а-а) , мука (у-а), кони (о-и) и др..
Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.
-Диктант трёхсложных слов выполняется так же. Во втором полугодии I класса и во II классе такие диктанты эффективны для проверки усвоения словарных слов.
Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).
Для предупреждения нарушений в пропуске букв, слогов применяются разнообразные фонематические игры.

Например: «Убери одну фонему». Задание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы получилось новое слово. Я начинаю: горсть – гость; продолжайте:полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.
«Добавь фонему». Задание: к каждому слову добавьте одну фонему, чтобы получилось новое слово, например, шар – шарф; продолжайте: рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.
«Замени фонему». Задание: замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово, например, корж – морж;продолжайте: ногти, булка, лапка и т.д..
                         Упражнения на развитие уровня саморегуляции.
1. Списывание предложений.
Полезно упражнять в списывании с одновременно творческими заданиями. Появляется дополнительный мотив «усовершенствовать» либо исправить написанное, возрастает интерес к заданию.
- Списывание предложения записанного взрослым без пробелов между словами 
Детииграют.
Бабушкавяжет.
Папаработает.
Перед ребёнком сразу встанет вопрос «как переписывать». Правильно или так, как есть? Появится проблема - возникнет необходимость решить её.
- Списывание предложения заведомо неверное по смыслу.
Медведь боится волка.
Папа младше сына.
- Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нём одно слово.
Ребята идут в школу.
(Мальчики идут в школу. Ребята бегут в школу. Ребята идут из школы.Ребята идут в библиотеку.)
После этого прочитываются и обсуждаются собственные варианты.
-Следующий вид упражнений - списывание с сокращениями, в котором непременным является условие сократить каждое последующее предложение на одно слово.
Вова ел вкусный суп. Вова ел суп. Вова ел.
Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь предложение в итоге сокращается до грамматической основы, несущей в себе основную смысловую нагрузку.
- Списывание предложений с добавлениями может быть подключено на последующих этапах работы.
Ученики решают.
Ученики решают задачу.
Ученики решают лёгкую задачу.
Выполняя эти и подобные им задания, решается пропедевтическая задача распространения предложения, синтаксического разбора, предупреждение появления аграмматизмов на письме, а также расширение объёма кратковременной памяти учащихся.
-Списывание незаконченных предложений с заданием закончить их.
Мышка убегает от….
Яхта плывёт по…..
Самолёт летит над…
В подобных заданиях усваиваются правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имён существительных, формируют обобщающую и ситуативную функции слова.
2. Упражнения для усвоения графических навыков (По О.В. Епифановой).
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.
Ошибочный выбор последующего элемента. Неправильная передача количества однородных элементов. Оптические смешение
с – е, с – о, э – с, у – д – з, л – и,
м – ш, в – д, т – ш, п – и, Е – З
Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Начинать подобные упражнения лучше не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.
-Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаются следующие виды «шифровок»:
д          б
о о / о о /
Де/ушка у/ит ры/у.
(Дедушка удит рыбу .)
Ба/ушка лю/ит со/ирать гри/ы.
(Бабушка любит собирать грибы.)
На /у/е растут жёлу/и.
(На дубе растут жёлуди.)
-Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.
(В зоопарке /ыли зе/ры, о/езьяны, /егемоты.)
В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.
Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.
-Предлагаемые « шифровки»:
Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимся:
Пётр был на прогулке в парке.
(//ё///р был на //рогулке в //арке.)
Он принес ветки тополя.
(Он (2)ринес ве(3)ки (3)о(2)оля.)
-Так выглядят «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:
/ / <- ->
и п З Е
ш т э с
в д
->фим (Ефим), <-ина(Зина),
<-оя (Зоя), ->вгений (Евгений)
->лена (Елена), ->гор (Егор)
(Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.)
-Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.
Развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.
Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:
(Ребята собирают белые грибы.)
Редята содирают делые гриды. (б – д)
(Пароход отходит от причала.)
Тароход отходип оп тричала. (т – п)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников

Ценнейшим качеством дидактических игр является их возможность индивидуализировать работу на уроке, обеспечивать задания, посильные каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и максима...

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Мастер- класс на тему: "Коррекция оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".

Мастер- класс на тему: "Коррекция  оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников "....

Игровые приемы в работе по коррекции устной и письменной речи младших школьников.

Использование игровых упражнений в обучающем и воспитывающем воздействии....

Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников.

Книга  предназначена  для  логопедов, учителей начальных классов, родителей....

Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР"

Рабочая программа по курсу "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с ЗПР" (вариант 7.1.). Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе реком...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...