Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык".
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Изотова Ольга Юрьевна

Занятие по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык" для учеников 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пословицы и поговорки34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в рамках внеурочной деятельности с использованием игровой педагогической технологии

  1. Тема занятия: «Пословицы и поговорки»  (4 класс)

  2. Цели:

  3. 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

  4. 2. Изучить особенность пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно, употреблять пословицы и поговорки в речи.

  5. 3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.

  6. Оборудование, материалы, средства наглядности: В Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», сборники пословиц и поговорок; карточки с заданиями, рисунки к пословицам.

  7. Ход занятия:

  8. I. Сообщение темы занятия.

  9. - Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется.…  Ах, какая жалость – слово «рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главные слова нашего занятия.

  10. Ц О В С П О А И Л  (пословица, поговорка)

  11. Я вас попрошу сформулировать тему нашего занятия.

  12. - Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

  13. II. Основная часть

  14. 1) Понятия «пословица» и «поговорка»

  15. - Ребята, как вы думаете, что такое пословица?

  16. - А что такое поговорка?

  17. Давайте определим цель нашего занятия.

  18. - Прочтите пословицу, объясните ее смысл:

  19. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

  20.  - Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

  21. - Что же общего между пословицей и поговоркой?

  22. Краткость

  23. Устойчивость

  24. Связь с речью

  25. Принадлежность к искусству слова

  26. Широкая употребляемость

  27. - Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.)

  28. 2) Работа с пословицами и поговорками.

  29. - Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки)

  30. Человек без Родины – что соловей без песни.

  31. Как сыр в масле катается.

  32. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

  33. Готовь сани летом, зимой – телегу.

  34. Говорит – что рублём дарит.

  35. Ему говорить – что к стенке горох лепить.

  36. Решетом воду носить.

  37. - Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)

  38. - Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности)

  39. - Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели)

  40. - Таким писателем был В.И. Даль, который в 1861-1862 годах создал сборник «Пословицы русского народа».

  41. III. Игры, конкурсы, занимательные задания

  42. Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословиц.

  43. 1. Игра «Рисунки к пословицам»

  44.  - Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках.

  45. 2. Игра «Перепутаница»

  46. - К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему-то перепутались. Помогите гостю, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по очереди каждой команде)

  47. Что с возу упало, того не вырубишь топором.

  48. Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

  49. Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

  50. Заставь дурака богу молиться, а хомут найдется.

  51. 3. Игра «Закончи пословицу»

  52. Начало пословицы читается поочередно каждой команде.

  53. Терпенье и труд…Второй конкурс «Угадай пословицу».

  54. Век живи - … (век учись)

  55. Дружба дружбой, а … (служба – службой)

  56. По платью встречают, по … (уму провожают)

  57. Чужой ум – хорошо, а … (свой – лучше)

  58. Ученье – свет, а … (неученье – тьма)

  59. Труд человека кормит, а … (лень портит)

  60. Один ум – хорошо, а … (два лучше)

  61. Человек без друзей, что … (дерево без корней)

  62. Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью)

  63. Четвёртый конкурс «Кто больше найдёт слов».

  64. Из букв слова ТРАНСПОРТ составьте как можно больше новых слов. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.

  65. (Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа, нора, трап, рота, напор, трон, транс.)

  66. Восьмой конкурс «Загадки – шутки».

  67. 1) Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Сто-л, сто-г, сто-к)

  68. 2) Что стоит посредине Волги? (Буква Л)

  69. 3) Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком)

  70. 4) Ключом нельзя открыть замок? (Музыкальным, источником)

  71. 5) Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на швейной машинке)

  72. 6) Какое слово имеет 5 букв О? (Опять)

  73. 7) Как КАПЛЮ превратить в ЦАПЛЮ? (поменять букву К на Ц)

  74. 8) Какие буквы никогда не бывают в начале слова? (Буквы Ъ, Ь, Ы)

  75. 9) Как написать СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами? (Сено)

  76. 4. Игра «Переставь буквы»

  77. 5. Игра «Магические числа»

  78. - Назовите пословицы, где встречаются числа.

  79. 6. Игра «Замени пословицами»

  80. Учись всю жизнь. (Век живи, век учись)

  81. Беречь время. (Делу – время, потехе – час)

  82. Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело)

  83. Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь)

  84. 7. Игра «Поле чудес»

  85. На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5-6 букв, а потом отгадать всю пословицу.

  1. Язык до Киева доведёт.

  2. 8. Театральный конкурс

  3. Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.

  4. IV. Рефлексия.

  5. Подведение итогов конкурса.

  6. - Чему научились на занятии?

  7. - Что было самым интересным?

  8. - Какую роль в речи играют пословицы и поговорки? (Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение.) 

Пословицы и поговорки – это краткие изречения, которые метко и четко дают оценку какому – либо событию, поступку человека. Они выражают опыт многих поколений, помогают понять историю нашего народа.

  1. Пословицы и поговорки не только усиливают выразительность речи, придают остроту, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать его уважение и расположение.

  2. Пословица – это краткое, образное изречение, имеющее назидательный смысл и представляет собой законченное выражение.

  3. “Век живи – век учись”, “В гостях хорошо, а дома лучше”, “Язык до Киева доведет”, Дело мастера боится”

  4. Поговорка – это краткий, образный языковой афоризм, который в отличие от пословиц не заключает в себе прямого поучения. Поговорки, как правило, имеют буквальный смысл.

  5. “Поживем – увидим”, “Коса – девичья краса”, “В тесноте, да не в обиде”.

  6. - Спасибо за занятие! Было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной направленности индивидуально-коррекционные занятия по математике и русскому языку для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, так как дают дополнительную возможность  коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государст...

Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».

Занятие по данной  теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....

Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».

Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках  внеурочной деятельности....

Конспект внеурочного занятия по теме: Занимательный русский язык.

Внеурочное занятие для учащихся 4 классов "Путешествие в страну имен числительных"....

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"

Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...