Конспект урока по русскому языку во 2 «в» классе по теме: «Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме». (УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Задачи урока направлены на закрепление  умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;

развивать умение пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм; а также  развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление;

 развивать самоконтроль, взаимопроверку, развивать  самооценку учащихся и воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhuchkova_russkiy_yazyk_2klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «в»  классе

по теме:                            

 « Проверяемые и непроверяемые орфограммы.Представление об орфограмме».

                                       

                       

Задачи:

образовательные

- закреплять умения «видеть» орфограмму в  корне  слова с безударной гласной и объяснять её написание;

- уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

- повторить ранее изученные орфограммы;

- обогащать словарный запас слов учащихся;

развивающие

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление;

- развивать самоконтроль, взаимопроверку, развитие самооценки учащихся;

воспитательные

- воспитывать интерес к изучаемому предмету.

здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение (конкретное или отвлечённое), опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные;

- находить признаки существительных;

- объединять имена существительные по лексическому значению

- знакомится с ролью существительных в предложении;

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Давайте все вместе прочитаем предложение.

С малой удачи начинается большой успех.

Улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения. Начнём урок.

А теперь постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, все, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас всё получится.

Разминка «Да» или «Нет».

  1. Все птицы летают?  (Нет).
  2. Существуют солёные озёра? (Да).
  3. Все живущие в воде – рыбы?  (Нет).
  4. Все глухие и звонкие согласные образуют пары?  (Нет).
  5. После буквы «Ж» всегда пишется  И?  (Да).
  6. Существуют слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (Да). (Шалаш, топот, потоп, как, тут).
  7. В слове  «енот» 5 звуков?  (Да).

II. Актуализация  знаний.

(На доске)

Выполним логическое упражнение.

Ребята – Роман, Николай и Василий рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице.

Василий нарисовал снеговика.

Николай не стал рисовать деревья зимой.

Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова: если, значит, следовательно.

(Дети составляют текст-рассуждение устно).

Если Василий нарисовал снеговика, а Николай не стал рисовать деревья зимой, значит, их нарисовал Роман.

Следовательно, Николай нарисовал детей на улице.

Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.

  1. Определение темы и целей урока.

(Запись на доске или слайд).

Ребята – Роман, Николай и Василий рисовали картину: деревья зимой, снеговика и детей на улице. Василий нарисовал снеговика. Николай не стал рисовать деревья зимой.

        Что объединяет эти слова?  (Безударная гласная в корне).

В чём различие?

На какие две группы мы поделим слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и непроверяемая).

Кто из вас догадался и назовёт тему урока?

Тема урока «Проверяемая и непроверяемая гласная в корне  слова».

  1. Сегодня мы должны повторить правило проверки безударных гласных в корне.
  2. Упражняться в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

IV. Работа по теме урока.

Как проверить слова с безударной гласной в корне?

Если буква гласная

Вызвала сомнение –

Ты её немедленно

Поставь под ударение!

Выпишите из нашего текста слова с проверяемой безударной гласной.

(Роман, Николай, Василий, зимой, снеговика, детей, деревья).

        Устно подберите проверочные.

        Сделайте вывод. Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях?

        Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково.

 Что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя? (Найти слово в орфографическом словаре и запомнить).

Как будем искать нужное слово в словаре?

Приведите примеры таких слов из логического упражнения.

Спишите. ( Ребята, рисовали, картину, на улице).

Определите, к какой части речи относится каждое слово.

На какую тему ребята рисовали картину?  (Зима).

Игра: «Ассоциации».

Какие слова вас сразу приходят на ум, когда слышим слово «Зима»?

Давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой. (Холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка).

         Посмотрите, какая белоснежная красавица. Весь урок она будет нам помогать в работе. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок у нас был  на улицах – всё белым бело. Я думаю, в наших тетрадях сегодня будет порядок.

На доске слова:  ул__ца, м__роз, д__ревья, ин__й, скр__пит, р__ка, х__ккей.

Составьте, используя слова, рассказ на тему «Зима».

(На улице сильный  мороз.  На деревьях лежит иней. Под ногами скрипит снег. Застыла река.  Ребята спешат на хоккей).

        Запишите текст, выделяя и объясняя орфограммы.

        Выделите грамматическую основу в 3-м и 6-м предложении.

        Найдите слова, в которых количество букв не соответствует количеству звуков.

        (Деревья – 7 букв, 6 звуков, хоккей – 6 букв, 5 звуков).

        V. Минутка красивого письма.

Зимушка зима напоследок прислала нам свой подарок, отгадайте, что это?

        Покружились звёздочки

        В воздухе немножко,

        Сели и растаяли

        На моей ладошке.

        На доске или экране снежинки-буквы  О, А, Е, И, Я.

Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?

(Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными).

Пропишем на первой строке буквы, которые обозначают два звука, Это…?

( Е, Я).

На второй строке буквы, которые обозначают один звук, (О, А, И).

Физминутка. (Музыка).

  1. Представьте что в нашем классе пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь… (Звучит музыка).
  2. Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки.
  3. А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые, довольные.

Какие зимние забавы вы знаете?  (Катание на санках, лыжах и коньках всегда было любимым развлечением не только ребят, но и вполне взрослых юношей и девушек.

VI. Работа с текстом.

        1. Запись предложения.

        Д__твора любит снежную зиму. Очень здор__во  ск__титься с горки, изв__ляться в сн__гу, поск__льзить по льду, по__грать в сн__жки, сл__пить крепость или забавного сн__говика.

        На улице холодно. Мороз. А ребятам совсем не холодно.

 Почему?

(Дети двигаются.  Им весело.)

Задание.

 1.  Списать, вставить на место пропуска нужную орфограмму.

 2. Какая орфограмма пропущена в каждом слове?

 3. Как будем проверять безударную гласную в корне?

  4. На какие другие орфограммы мы должны обратить внимание, когда будем списывать текст?

  5. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

        Подчеркнуть родственные слова, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.

(В снегу, снежинки, снежную, снеговика).

Какие другие родственные слова мы можем добавить?

( Подснежник, Снегурочка )

  1. Самостоятельная работа.

По вариантам.

Вариант 1.

Солнце, за низкое, скрылось, деревьями.

В, берёзы, уборе, зимнем, стоят.

Вариант 2.

Птицы, путь, в, тронулись, дальний.

Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!

Проверка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание. Найди ошибки в написании безударной гласной.

Начлег, трава, селач, снежок, мячи, кармушка, вареник, плясать, полител, грибной, пятнистый, звирёк.

Проверка.

  1. Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили на уроке?

Каким способом мы её решали?

Где можно применить новые знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков"

Тема «Проверка орфограмм слабых позиций в окончании предметов и признаков»Триединая цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"...

презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Безударные гласные, непроверяемые ударением"...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"

Конспект урока "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе " Безударные гласные, проверяемые ударением"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе составлен по теме " Безударные гласные, проверяемые ударением". Конспект разработан по технологии " Деятельностного метода"....

УМК Школа России Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Слова с удвоенными согласными»

Конспек урока по русскому языку во 2 классе Слова с удвоенными согласнымипомощь для учителей начальных классов, работающих по УМК "Школа России"...