Развитие орфографической зоркости
статья по русскому языку на тему

Герасимова Ирина Юрьевна

упражнения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 


Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно всё: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.

Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.

Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.          

Cуществует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Что бы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа.

Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого.

Второй этап – работа с орфографическим правилом.

Изучение самого правила состоит из следующего:

  1. Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими сомнение.
  2. Анализ  закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как оно работает.
  3. Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им.
  4. Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание.
  5. Наблюдение применения правила.

Третий этап – повторения правила. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с языковыми явлениями.
Четвёртый этап – запоминание непроверяемых написаний. Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное.

Все орфограммы изучаемые в начальной школе классифицируются в таблице:

Орфограммы 1
согласных звуков   

Орфограммы 2
гласных звуков

 Орфограммы 3
без звуков

буквы парных согласных по звонкости-глухости
непроизвольные согласные
удвоенные согласные в суффиксах
-онн-, -енн-
Но! Ветреный, стеклянный, деревянный, оловянный

Непроверяемых гласных в корне
Безударных гласных в корне, проверяемых ударением
Гласных в суффиксах – запоминаем
Но! Проверяем в суффиксах
-ек-, -ик-
Наречия: с приставками
с-, из-, до- –  ; в-, на-, за- –  

безударные гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный
Ь – показатель грамматических форм:

  1. Ж.р. после шипящих на конце слова;
  2. -чь – неопределённая форма глагола;
  3. – 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего (простого) времени
  4. Ъ – разделительный

Чтобы успешно применять правила для грамотного письма, необходима способность видеть сомнение в словах. Этому способствует система упражнений, применяемая на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности можно расположить в такой последовательности:

  1. Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают и проговаривают последовательность букв, особенно слоги со стечением согласных. Можно разнообразить проговариванием: Учитель, ученик, хором.
  2. Списывание. Основывается на проговаривании по слогам. Слова ищут в книге и диктуют себе сами. Уместна игра, «Как птичка зёрнышки клюёт?» Голова вверх-вниз, вверх-вниз. А как мы будим зёрнышки – слоги – слова клевать? Хором – в книжку – в тетрадь. Кто же будет лучшей птичкой?
  3. Комментированное письмо. Это вид диктанта, который строиться на основе проговаривания по слогам.
  4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Дети готовятся, находят орфограммы, объясняют трудные слова, потом пишут.
  5. Письмо под диктовку. Игра «Эхо». Читаю слово, дети в полголоса повторяют, затем пишут. 
  6. Письмо по памяти. Читаем, объясняем орфограммы, учим, записываем.
  7. Творческие работы.
  8. Составление предложений по опорным словам.
  9. Творческие диктанты.
  10. Сочинение, изложение.

Памятка для творческих работ

– составь рассказ;
– выдели первое предложение, найди сомнение, объясни;
– запиши, диктуя по слогам;
– проверь по слогам каждое слово;
– проверь, все ли нужные мысли записал.

Успешно запоминать правила помогает занимательность, используемая на уроке.

Частушки.

Жи да ши, жи да ши                      очно, точка, стрелочка
С буквой и всегда пиши               Тучка, срочно, белочка –
Мыши, ёжики, ужи,                      Не запомнятся никак
Лужи, крыши и моржи.                Здесь не нужен мягкий знак

Сочетания чу и щу                        Ча и ща, ча и ща, 
Пишем только с буквой у;            Роща, чаща и свеча, 
Чудо, щука, ухвачу                        Пища, туча, саранча – 
И кричу, лечу, хочу.                      С буквой а и ча и ща.

Стихи

         ОЗЕРО                                                 КОЛЮЧКИ

Чуть колыша камыши                    Колючки, как известно злючки, 
Дремлет озеро в тиши.                  А кот же любит их – колючки?
Отражения в нём живут,               Один верблюд, ведь у верблюда
Тучи в озере плывут,                      Колючки – фирменное блюдо.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет к низу головой.

               ЩУКА                                                   СВЕЧА

Щука в озере жила,                          Голова огнём пылает точка.
Щёткой дно она мела,                     Тело тает и сгорает,
Щи варила для гостей,                    Я полезной быть хочу.
Угощала пескарей.                          Лампы нет, я посвечу.

Правила в стихотворной форме

1. В конце слова, без сомнения, 
происходит оглушение.
Говорим мы – плод, проверяем плоды, 
Говорим мы – сад, проверяем сады.

2. Род мужской, конечно, мой;
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я, 
То, про что скажу – моя;
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно моё; 
Моё окно, село моё.

3. Прошедшее время – то, что прошло; 
Вчера мы писали, солнце ушло.
Настоящее время – проходит теперь
Мою окно, закрываю дверь
А в будущем: я полечу на ракете,
Хочу побывать на далёкой планете.

4. Не сердись, не скучай, не спеши – 
Не с глаголами отдельно пиши.

Рифмованные упражнения

На берегу растёт сосна, а рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звёзды. 
А на траве лежит раса, а рядом с нею росы. 
Вот по траве спешит коса, а рядом с нею косы.
И будет мягкая трава душистым лёгким сеном.
Сгребать его пойдёт мой дед, мой дед, точней, пойдём мы с дедом.

Я иду, и ты идёшь, я несу и ты несёшь, 
Я веду, и ты ведёшь, я везу и ты везёшь.
Мы сидим, и ты сидишь, мы молчим и ты молчишь. 
Ты поёшь и мы поём, просто дружно мы живём.

Приедешь? – Не приеду! 
Придёшь? – Нет, не приду!
Услышишь? – Не услышу!
Найдёшь? – Нет, не найду!
Слезаешь? – Не слезаю!
Решаешь? – Не решу!
Мечтаешь? – Не мечтаю!
Молчишь? – Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь? – Нет! Да, хочу, хочу!

У тебя есть удочка, у меня есть дудка.
У тебя есть курочка, у меня есть утка.
У тебя есть шишечка, у меня – корзинка. 
У тебя есть кисточка, у меня – картинка. 
Я тебе дам посмотреть все свои картинки.
Ты поделишь пряник свой на две половинки.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Работу можно рационализировать, используя приёмы:

1. Запись слов по алфавиту. Первый класс

– калач, диван, песок, альбом, вагон, тетрадь;
– батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал;
– багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон.

Записать в три столбика и внутри столбиков по алфавиту: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, график, апельсин, помидор, парта, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.

Дети записывают:

автобус                      газета                            пакет
азбука                        гараж                            парта
алмаз                         герой                             пенал
алфавит                     горох                            пирог
апельсин                   графин                         помидор

2. Выборочный диктант. Первый класс.

Учитель читает текст, дети выписывают слова с непроверяемыми или проверяемыми написаниями.

3. Выборочный ответ.

Слова.              Ответы.                 Слова.                   Ответы.

                         1  2  3  4                                              1    2    3    4
б…тон             а  о  а   о                ко…ектив            л   лл   л   лл
г…зета            о  а  а   о                 а…ея                    лл  л    л   лл
г…рох             о  а  о   о                ко…идор              рр  р   рр   р

4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Второй класс.

Записать столбиками по алфавиту с разными безударными гласными.

а                           е                                и                            о
канава                 металл                       диван                 комар
газета                  теперь                       лимон                 командир
салют                  тетрадь                     сирень                 побед

5. Подбор однокоренных слов – других частей речи. Третий-четвёртый классы.

Металл – металлический, группа – групповой, группировать, суббота – субботний.

6. Сопоставление и запись слов с противоположными «орфограммами». Четвёртый класс.

Перрон – коридор, терраса – директор, территория – капрон, касса –трос, масса – матрос, шоссе – термос.

7. Подборы записи синонимов и антонимов. Третий-четвёртый класс.

метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
граница – рубеж, межа, край, предел;
отечество – родина, отчизна;
работать – отдыхать праздновать;
мешать – помогать, пособлять.

8. Сочинение по опорным словам. Второй класс.

«На вокзале» (багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.)

9. Дописывание орфографических таблиц. Второй класс.

а                    а – а                о                     о – о
абзац            карандаш      солома              огород
….                    ….                ….                     ….
….                    ….                ….                     ….

10. Подбор и запись слов с иноязычными элементами. Третий – четвёртый класс.

авто-                       -колл-                      -грамм-

автодорога             коллектив                грамматика
автомобиль            коллекция               килограмм
автостанция          редколлегия             орфограмма

11. Замена описательных оборотов словами – синонимами.  Четвёртый класс.

Ящичек для ручек, карандашей – ?
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь – ?
Собрание засушенных растении – ?
Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения – ?
(гербарий, библиотека, пенал, экскурсия.)

12. Словарные слова

Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов запоминания.

I вариант.

Ребёнок, что бы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.

помидор            крапива             банан

– на букве о легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его резать;
– когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а а а;
– из бананов легко можно выложить букву а, но невозможно – о.
и т.д.

II вариант.

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.

впереди                назад                      налево
слева                     направо                 снизу

(Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила чёрная кошка. Повернул назад – тупик, пошёл налево – слева тупик, пошёл направо – и справа тупик,
хотел вниз, да внизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с чёрной кошкой.)

однажды                осина                орех                яблоко

(Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)  

Правописание букв о и а на конце можно запомнить так: 

на окно – налево; на окно – направо; с окна – слева; с окна – справа

Использование этих упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность упражнений, многократное обращение к изученным правилам и словарным словам.

Развитие орфографической зоркости

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Кибардина Елена Юрьевна

Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

 • провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

 

Н.С. Рождественский 

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

        Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать
факторы формирования орфографической зоркости, а это:
        1
. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
        3.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
        4.
 Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
        Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

Ø     «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

Ø     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

Ø     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

6.     Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

7.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.