Развитие орфографической зоркости
статья по русскому языку на тему
упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 30.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно всё: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием “вставить пропущенные буквы”, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, и чтобы осознано, не случайно.
Правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т. е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Cуществует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Что бы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа.
Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого.
Второй этап – работа с орфографическим правилом.
Изучение самого правила состоит из следующего:
- Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими сомнение.
- Анализ закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как оно работает.
- Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им.
- Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание.
- Наблюдение применения правила.
Третий этап – повторения правила. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с языковыми явлениями.
Четвёртый этап – запоминание непроверяемых написаний. Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное.
Все орфограммы изучаемые в начальной школе классифицируются в таблице:
Орфограммы 1 | Орфограммы 2 | Орфограммы 3 |
буквы парных согласных по звонкости-глухости | Непроверяемых гласных в корне безударные гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов | Ь – показатель мягкости
|
Чтобы успешно применять правила для грамотного письма, необходима способность видеть сомнение в словах. Этому способствует система упражнений, применяемая на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности можно расположить в такой последовательности:
- Письмо с проговариванием. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают и проговаривают последовательность букв, особенно слоги со стечением согласных. Можно разнообразить проговариванием: Учитель, ученик, хором.
- Списывание. Основывается на проговаривании по слогам. Слова ищут в книге и диктуют себе сами. Уместна игра, «Как птичка зёрнышки клюёт?» Голова вверх-вниз, вверх-вниз. А как мы будим зёрнышки – слоги – слова клевать? Хором – в книжку – в тетрадь. Кто же будет лучшей птичкой?
- Комментированное письмо. Это вид диктанта, который строиться на основе проговаривания по слогам.
- Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Дети готовятся, находят орфограммы, объясняют трудные слова, потом пишут.
- Письмо под диктовку. Игра «Эхо». Читаю слово, дети в полголоса повторяют, затем пишут.
- Письмо по памяти. Читаем, объясняем орфограммы, учим, записываем.
- Творческие работы.
- Составление предложений по опорным словам.
- Творческие диктанты.
- Сочинение, изложение.
Памятка для творческих работ
– составь рассказ;
– выдели первое предложение, найди сомнение, объясни;
– запиши, диктуя по слогам;
– проверь по слогам каждое слово;
– проверь, все ли нужные мысли записал.
Успешно запоминать правила помогает занимательность, используемая на уроке.
Частушки.
Жи да ши, жи да ши очно, точка, стрелочка
С буквой и всегда пиши Тучка, срочно, белочка –
Мыши, ёжики, ужи, Не запомнятся никак
Лужи, крыши и моржи. Здесь не нужен мягкий знак
Сочетания чу и щу Ча и ща, ча и ща,
Пишем только с буквой у; Роща, чаща и свеча,
Чудо, щука, ухвачу Пища, туча, саранча –
И кричу, лечу, хочу. С буквой а и ча и ща.
Стихи
ОЗЕРО КОЛЮЧКИ
Чуть колыша камыши Колючки, как известно злючки,
Дремлет озеро в тиши. А кот же любит их – колючки?
Отражения в нём живут, Один верблюд, ведь у верблюда
Тучи в озере плывут, Колючки – фирменное блюдо.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет к низу головой.
ЩУКА СВЕЧА
Щука в озере жила, Голова огнём пылает точка.
Щёткой дно она мела, Тело тает и сгорает,
Щи варила для гостей, Я полезной быть хочу.
Угощала пескарей. Лампы нет, я посвечу.
Правила в стихотворной форме
1. В конце слова, без сомнения,
происходит оглушение.
Говорим мы – плод, проверяем плоды,
Говорим мы – сад, проверяем сады.
2. Род мужской, конечно, мой;
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу – моя;
Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно моё;
Моё окно, село моё.
3. Прошедшее время – то, что прошло;
Вчера мы писали, солнце ушло.
Настоящее время – проходит теперь
Мою окно, закрываю дверь
А в будущем: я полечу на ракете,
Хочу побывать на далёкой планете.
4. Не сердись, не скучай, не спеши –
Не с глаголами отдельно пиши.
Рифмованные упражнения
На берегу растёт сосна, а рядом с нею сосны.
Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звёзды.
А на траве лежит раса, а рядом с нею росы.
Вот по траве спешит коса, а рядом с нею косы.
И будет мягкая трава душистым лёгким сеном.
Сгребать его пойдёт мой дед, мой дед, точней, пойдём мы с дедом.
Я иду, и ты идёшь, я несу и ты несёшь,
Я веду, и ты ведёшь, я везу и ты везёшь.
Мы сидим, и ты сидишь, мы молчим и ты молчишь.
Ты поёшь и мы поём, просто дружно мы живём.
Приедешь? – Не приеду!
Придёшь? – Нет, не приду!
Услышишь? – Не услышу!
Найдёшь? – Нет, не найду!
Слезаешь? – Не слезаю!
Решаешь? – Не решу!
Мечтаешь? – Не мечтаю!
Молчишь? – Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь? – Нет! Да, хочу, хочу!
У тебя есть удочка, у меня есть дудка.
У тебя есть курочка, у меня есть утка.
У тебя есть шишечка, у меня – корзинка.
У тебя есть кисточка, у меня – картинка.
Я тебе дам посмотреть все свои картинки.
Ты поделишь пряник свой на две половинки.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Работу можно рационализировать, используя приёмы:
1. Запись слов по алфавиту. Первый класс
– калач, диван, песок, альбом, вагон, тетрадь;
– батон, билет, базар, бутон, берёза, багаж, бокал;
– багаж, базар, батон, берёза, билет, бокал, бутон.
Записать в три столбика и внутри столбиков по алфавиту: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, график, апельсин, помидор, парта, автобус, горох, алфавит, гараж, пирог.
Дети записывают:
автобус газета пакет
азбука гараж парта
алмаз герой пенал
алфавит горох пирог
апельсин графин помидор
2. Выборочный диктант. Первый класс.
Учитель читает текст, дети выписывают слова с непроверяемыми или проверяемыми написаниями.
3. Выборочный ответ.
Слова. Ответы. Слова. Ответы.
1 2 3 4 1 2 3 4
б…тон а о а о ко…ектив л лл л лл
г…зета о а а о а…ея лл л л лл
г…рох о а о о ко…идор рр р рр р
4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. Второй класс.
Записать столбиками по алфавиту с разными безударными гласными.
а е и о
канава металл диван комар
газета теперь лимон командир
салют тетрадь сирень побед
5. Подбор однокоренных слов – других частей речи. Третий-четвёртый классы.
Металл – металлический, группа – групповой, группировать, суббота – субботний.
6. Сопоставление и запись слов с противоположными «орфограммами». Четвёртый класс.
Перрон – коридор, терраса – директор, территория – капрон, касса –трос, масса – матрос, шоссе – термос.
7. Подборы записи синонимов и антонимов. Третий-четвёртый класс.
метель – вьюга, буря, метелица, пурга;
граница – рубеж, межа, край, предел;
отечество – родина, отчизна;
работать – отдыхать праздновать;
мешать – помогать, пособлять.
8. Сочинение по опорным словам. Второй класс.
«На вокзале» (багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.)
9. Дописывание орфографических таблиц. Второй класс.
а а – а о о – о
абзац карандаш солома огород
…. …. …. ….
…. …. …. ….
10. Подбор и запись слов с иноязычными элементами. Третий – четвёртый класс.
авто- -колл- -грамм-
автодорога коллектив грамматика
автомобиль коллекция килограмм
автостанция редколлегия орфограмма
11. Замена описательных оборотов словами – синонимами. Четвёртый класс.
Ящичек для ручек, карандашей – ?
Коллективная поездка, посещение чего-нибудь – ?
Собрание засушенных растении – ?
Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения – ?
(гербарий, библиотека, пенал, экскурсия.)
12. Словарные слова
Много хлопот доставляет изучение словарных слов. Эффективен метод, основанный на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законов запоминания.
I вариант.
Ребёнок, что бы запомнить слово, выполняет рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.
помидор крапива банан
– на букве о легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его резать;
– когда ужалит крапива, трудно удержаться от крика – а а а;
– из бананов легко можно выложить букву а, но невозможно – о.
и т.д.
II вариант.
Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы связи.
впереди назад налево
слева направо снизу
(Шёл человек по городу, вдруг впереди выскочила чёрная кошка. Повернул назад – тупик, пошёл налево – слева тупик, пошёл направо – и справа тупик,
хотел вниз, да внизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с чёрной кошкой.)
однажды осина орех яблоко
(Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!)
Правописание букв о и а на конце можно запомнить так:
на окно – налево; на окно – направо; с окна – слева; с окна – справа
Использование этих упражнений позволяют учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми и проверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность упражнений, многократное обращение к изученным правилам и словарным словам.
Развитие орфографической зоркости
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка. Кибардина Елена Юрьевна Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы. • Как помочь учащимся писать грамотно? • Как развивать орфографическую зоркость? • Как добиться грамотного письма у детей? Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка. Задачи: • провести теоретический анализ литературы по данной теме; • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; • изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся; • разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Н.С. Рождественский Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. 2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования: 1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только». 2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. Ø «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд» Ø «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»; Ø «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения». 3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят». 4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным». Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость. 1. Списывание. Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках: · Внимательно прочитай предложение. · Повтори его не заглядывая в текст. · Подчеркни в предложении все орфограммы. · Прочитай предложение орфографически. · Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. · Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. · Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: 1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д. 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. 4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 5. Спиши слова определённой части речи. 6. Выпиши словосочетания. 2. Комментированное письмо. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. 3. Письмо с проговаривание. Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. 4. Письмо с пропуском орфограмм. 5. Какографические упражнения. Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. 6. Скоростное письмо. 7. Письмо по памяти. Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме: 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка. 8. Диктант · Предупредительный диктант · Объяснительный диктант · Выборочный диктант · Свободный диктант · Самодиктант · Зрительно-слуховые диктанты Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. · Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. · «Проверяю себя». Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. · Словарный диктант. 8. Орфографические минутки Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. |