Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Великанова Елена Васильевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_znaniy_o_glagole_4_klass_konspekt.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Урок  русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».

Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь.

Формируемые УУД:

Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее  мотивом.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Участники: обучающиеся 9-10 лет

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  учебник, таблицы для кластера, аудиозапись песни «Солнышко лучистое», смайлики для рефлексии.

Ход

I . Организационный момент.

Психологическая  установка  на  работу. (Показ слайда)

Учитель:  “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Каждый из вас  выбрал ту цветную полоску: красная, желтая, синяя, зеленая, которая соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. У нас получилось 4 творческие группы.

II. Словарная работа. (Показ слайда)

-Откройте тетради, запишите число.

-Напишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее (ворона).

-Назовите  слово, обозначающее предмет, который носят,  стирают, гладят (свитер, одежда, пальто, платок, костюм).

-Напишите слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает (компьютер).

- Напишите  слово, обозначающее одушевлённый предмет, который пишет, читает, соображает (ученик, девочка, ученица).

- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, — словарные).

III. Целеполагание

Каждой группе раздаются карточки, на которых записаны слова.

Задания для групп: найдите лишние слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова. (Слайд № 1)

  1. Обида, огорчение, жестокость, ударить.
  2. Смех, улыбка, хохотать, радость.
  3. Печалиться, грусть, настроение, веселье.
  4. Предательство, помочь, подсказка, дружба.

Отчет каждой группы о результатах своей работы.

- Слова какой части речи  назвали?  (Глаголы)

 Мозговой штурм: 

Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?»

(Слайд № 2)

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..

Сделайте вывод.   (Глагол – одна из наиболее употребляемых  частей речи. Глагол  обычно обозначает действие, процесс).  (Слайд №3)

-Что объединяет  выделенные слова? (Все слова являются глаголами) 

(Показа слайда)

Интересная  часть  речи

В  русском  языке  живёт.

Кто  что  делает,  расскажет:

Чертит, пишет  иль  поёт,

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться –

Растолкует всѐ - … (глагол).

-Как вы думаете о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (О глаголе)

-Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству Глаголу. 

IV. Работа по теме урока.

-На прошлом уроке мы закончили все темы о глаголе.

- Чем же мы займёмся сегодня? (Вспомним всё, обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое.)

- Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».

Сформулируйте  тему  урока. («Обобщение знаний о глаголе»)

Составим план, по которому  будем работать.

  • Повторение
  • Обобщение
  • Применение
  • Контроль

Я предлагаю вам работу над мини – проектом.

 Продуктом  нашей работы будет кластер по теме «Глагол».

-Что это такое кластер?  (Кластер (англ. cluster) -  группа  объектов, относящаяся к одному общему объекту).  Ключевое  слово ГЛАГОЛ.

Задания группам:

1. Что обозначает глагол как часть речи?  На какие вопросы может отвечать глагол?  Каким членом предложения обычно бывает?

2. Всё о неопределённой форме глагола.

3. Как он изменяется в настоящем и будущем времени?

4. Как он изменяется в прошедшем времени?

- Начнём работать в группах. У каждой группы есть задание, в течение 3 минут вы запишите всё, что вы знаете по этому вопросу.

- Выступает каждая группа. Кластер вешаем на доску.

1. Синтаксический разбор предложения.

-Разберите его по членам.  

Белое покрывало всю землю покрывало.

Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

2. Неопределенная форма глагола. 

-Что такое неопределенная форма глагола? (Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола).

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Чаще всего имеют суффикс -ть или  -ти, -чь).

Глагол в неопределённой форме нещё называют ИНФИНИТИВОМ.

Замените фразеологические обороты  глаголами неопределенной формы.  (Показ слайда)

Зарубить на носу – запомнить.

Держать язык за зубами – молчать.

Вешать нос – унывать.

Мозолить глаза – надоедать.

Ломать голову – думать.

Изменение глаголов по временам и числам. 

-Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Они имеют настоящее, прошедшее и будущее время. Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное число).

3. -Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются  по лицам и числам).

4. -Как изменяются глаголы прошедшего времени? ( Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам). 

Работа по тексту.

Задание: прочитайте выразительно текст. Найдите глаголы. Определите их морфологические признаки - время, число, лицо (если можно), род (если можно).

 

Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Скоро она раскрасит всёв яркие цвета.  С юга прилетят птицы.

Спряжение глаголов. 

-Что называют спряжением глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.)

-Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? (Показ слайда)

-Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Показ слайда)

1.Определить время, лицо и число глагола.

2.Поставить глагол в неопределенную форму.

3.Определить спряжение глагола.

4.Проверить, не относится ли глагол к глаголам – исключениям. Назови те их.

V. Физминутка. (Звучит песня «Солнышко лучистое»)

-Какие глаголы вы услышали? (Вставайте, выбегайте, потянулись, проснулись, скакать, перелетать).

VI. Продолжение  работы по теме урока.

Написание частицы НЕ с глаголами. 

-Как пишется частица - НЕ с глаголами? Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. (Ненавидеть, негодовать, неволить) (Показ слайда).

Работа в группах.

- Соберите разрезанные  пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами.

1. Без  труда не  вытащишь и рыбку из пруда.

  Под  лежачий  камень вода не течёт.

2. Слово  не  воробей, вылетит - не  поймаешь.

   Не  учись разрушать, а учись строить.

3. Воду в решете не удержишь.

   Не  трудиться, так  и хлеба  не добиться.

4.Слышит  звон, да  не  знает, где он.

  Вперед  не суйся, позади  не  оставайся!

-Как вы понимаете смысл пословиц? Объясните одну на выбор.

Вывод: - Как пишется НЕ с глаголами?

Правописание  возвратных  глаголов.  

-Что такое возвратные глаголы? (Глаголы с суффиксом  -ся называются возвратными)

-Когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание  -тся, а когда -ться? (Показ слайда) (Если возвратный глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?, то перед суффиксом  -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что сделает? то перед суффиксом  -ся  мягкий знак (ь) не пишется: -тся.) 

Это правило сформулировано в стихотворении Т.К. Донченко:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если Ь в вопросе,

То в глаголы его вносим.

Используйте это правило при написании следующих пословиц. Для каждой команды 3 пословицы.

Трудит..ся,  боит..ся, воздаёт..ся,  ленит.ся.

VII. Подведение итогов урока.

Последний этап нашей работы -  контроль

 Орфографическая дорожка. Вам нужно  отвечать на вопросы  да или  нет.

  1.  Глагол-  это ч. речи,  которая  обозначает  действие предмета.
  2. Глаголы  изменяются по временам.
  3. Спряжение- это изменение глаголов по лицам и родам?
  4. Глаголы 1 спр. имеют  в окончаниях е и   ут . ют.
  5. Глагол терпеть    2 спряжения?
  6. Может ли  глагол  в предложении  являться подлежащим?
  7. Глагол ненавидеть пишется раздельно?
  8. Глагол  умываешься  пишется  без ь знака?
  9. Глагол  насмотреться  пишется без мягкого  знака?

10 Слушать – глагол исключение?

  С проверкой  по эталону

- Его Величество Глагол очень доволен вашими ответами

.

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая новая информация отложилась у вас в памяти? (ИНФИНИТИВ)

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

Запишите  предложение  в тетрадь, которое характеризует ваш уровень усвоения  материала по теме «Глагол»

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться

12.  Домашнее задание

Повторить материал по кластеру. Сочинить сказку  на тему  « В  стране  Глаголии»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обида, огорчение, жестокость, ударить.

     Смех, улыбка, хохотать, радость.

Печалиться, грусть, настроение, веселье.

Предательство, помочь, подсказка, дружба.

  1. Что обозначает глагол как часть речи?  На какие вопросы может отвечать глагол?  Каким членом предложения обычно бывает?

  1. Всё о неопределённой форме глагола.

3. Как он изменяется в настоящем и будущем времени?

4. Как он изменяется в прошедшем времени?

Работа по тексту.

Задание: прочитайте выразительно текст. Найдите глаголы. Определите их морфологические признаки - время, число, лицо (если можно), род (если можно).

Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. С юга прилетят птицы.

 

Работа в группах.

- Соберите разрезанные  пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую.

Без  труда (не)вытащишь

и рыбку из пруда.

  Под  лежачий  камень

вода (не)течёт.

Работа в группах.

- Соберите разрезанные  пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую.

Слово  не  воробей,

вылетит – (не)поймаешь.

 (Не)учись разрушать,

а учись строить.

Работа в группах.

- Соберите разрезанные  пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую.

Воду в решете

(не)удержишь.

   (Не)трудиться,

так  и хлеба  (не)добиться.

Работа в группах.

- Соберите разрезанные  пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую.

Слышит  звон,

да  (не)знает, где он.

  Вперед  (не)суйся,

позади  (не)оставайся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе".

В процессе урока  учащиеся работают в паре и в группах....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме " Обобщение знаний о глаголе"

В процессе урока учащиеся работают в паре и в группах....

Открытый интегрированный урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Обобщение знаний о глаголе»

В данной работе представлен конспект интегрированного урока по русскому языку в 4 классе. Урок построен на использовании алгоритма "Написания безударных окончаний глаголов", учащиеся работают с произв...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...

Урок русского языка во 2 классе по теме"Обобщение знаний о глаголе"

Конспект урока во 2 классе по теме"Обобщение знаний о глаголе" и презентация к этому уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...