Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».
Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь.
Формируемые УУД:
Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.
Участники: обучающиеся 9-10 лет
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, таблицы для кластера, аудиозапись песни «Солнышко лучистое», смайлики для рефлексии.
Ход
I . Организационный момент.
Психологическая установка на работу. (Показ слайда)
Учитель: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Каждый из вас выбрал ту цветную полоску: красная, желтая, синяя, зеленая, которая соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. У нас получилось 4 творческие группы.
II. Словарная работа. (Показ слайда)
-Откройте тетради, запишите число.
-Напишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее (ворона).
-Назовите слово, обозначающее предмет, который носят, стирают, гладят (свитер, одежда, пальто, платок, костюм).
-Напишите слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает (компьютер).
- Напишите слово, обозначающее одушевлённый предмет, который пишет, читает, соображает (ученик, девочка, ученица).
- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, — словарные).
III. Целеполагание
Каждой группе раздаются карточки, на которых записаны слова.
Задания для групп: найдите лишние слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова. (Слайд № 1)
- Обида, огорчение, жестокость, ударить.
- Смех, улыбка, хохотать, радость.
- Печалиться, грусть, настроение, веселье.
- Предательство, помочь, подсказка, дружба.
Отчет каждой группы о результатах своей работы.
- Слова какой части речи назвали? (Глаголы)
Мозговой штурм:
Ответьте на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?»
(Слайд № 2)
Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ..
Сделайте вывод. (Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс). (Слайд №3)
-Что объединяет выделенные слова? (Все слова являются глаголами)
(Показа слайда)
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует всѐ - … (глагол).
-Как вы думаете о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (О глаголе)
-Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству Глаголу.
IV. Работа по теме урока.
-На прошлом уроке мы закончили все темы о глаголе.
- Чем же мы займёмся сегодня? (Вспомним всё, обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое.)
- Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».
Сформулируйте тему урока. («Обобщение знаний о глаголе»)
Составим план, по которому будем работать.
- Повторение
- Обобщение
- Применение
- Контроль
Я предлагаю вам работу над мини – проектом.
Продуктом нашей работы будет кластер по теме «Глагол».
-Что это такое кластер? (Кластер (англ. cluster) - группа объектов, относящаяся к одному общему объекту). Ключевое слово ГЛАГОЛ.
Задания группам:
1. Что обозначает глагол как часть речи? На какие вопросы может отвечать глагол? Каким членом предложения обычно бывает?
2. Всё о неопределённой форме глагола.
3. Как он изменяется в настоящем и будущем времени?
4. Как он изменяется в прошедшем времени?
- Начнём работать в группах. У каждой группы есть задание, в течение 3 минут вы запишите всё, что вы знаете по этому вопросу.
- Выступает каждая группа. Кластер вешаем на доску.
1. Синтаксический разбор предложения.
-Разберите его по членам.
Белое покрывало всю землю покрывало.
Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является сказуемым.
2. Неопределенная форма глагола.
-Что такое неопределенная форма глагола? (Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола).
-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Чаще всего имеют суффикс -ть или -ти, -чь).
Глагол в неопределённой форме нещё называют ИНФИНИТИВОМ.
Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. (Показ слайда)
Зарубить на носу – запомнить.
Держать язык за зубами – молчать.
Вешать нос – унывать.
Мозолить глаза – надоедать.
Ломать голову – думать.
Изменение глаголов по временам и числам.
-Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Они имеют настоящее, прошедшее и будущее время. Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное число).
3. -Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам).
4. -Как изменяются глаголы прошедшего времени? ( Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам).
Работа по тексту.
Задание: прочитайте выразительно текст. Найдите глаголы. Определите их морфологические признаки - время, число, лицо (если можно), род (если можно).
Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Скоро она раскрасит всёв яркие цвета. С юга прилетят птицы.
Спряжение глаголов.
-Что называют спряжением глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.)
-Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? (Показ слайда)
-Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Показ слайда)
1.Определить время, лицо и число глагола.
2.Поставить глагол в неопределенную форму.
3.Определить спряжение глагола.
4.Проверить, не относится ли глагол к глаголам – исключениям. Назови те их.
V. Физминутка. (Звучит песня «Солнышко лучистое»)
-Какие глаголы вы услышали? (Вставайте, выбегайте, потянулись, проснулись, скакать, перелетать).
VI. Продолжение работы по теме урока.
Написание частицы НЕ с глаголами.
-Как пишется частица - НЕ с глаголами? Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ. (Ненавидеть, негодовать, неволить) (Показ слайда).
Работа в группах.
- Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами.
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень вода не течёт.
2. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Не учись разрушать, а учись строить.
3. Воду в решете не удержишь.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
4.Слышит звон, да не знает, где он.
Вперед не суйся, позади не оставайся!
-Как вы понимаете смысл пословиц? Объясните одну на выбор.
Вывод: - Как пишется НЕ с глаголами?
Правописание возвратных глаголов.
-Что такое возвратные глаголы? (Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными)
-Когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда -ться? (Показ слайда) (Если возвратный глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?, то перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что сделает? то перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.)
Это правило сформулировано в стихотворении Т.К. Донченко:
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если Ь в вопросе,
То в глаголы его вносим.
Используйте это правило при написании следующих пословиц. Для каждой команды 3 пословицы.
Трудит..ся, боит..ся, воздаёт..ся, ленит.ся.
VII. Подведение итогов урока.
Последний этап нашей работы - контроль
Орфографическая дорожка. Вам нужно отвечать на вопросы да или нет.
- Глагол- это ч. речи, которая обозначает действие предмета.
- Глаголы изменяются по временам.
- Спряжение- это изменение глаголов по лицам и родам?
- Глаголы 1 спр. имеют в окончаниях е и ут . ют.
- Глагол терпеть 2 спряжения?
- Может ли глагол в предложении являться подлежащим?
- Глагол ненавидеть пишется раздельно?
- Глагол умываешься пишется без ь знака?
- Глагол насмотреться пишется без мягкого знака?
10 Слушать – глагол исключение?
С проверкой по эталону
- Его Величество Глагол очень доволен вашими ответами
.
Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая новая информация отложилась у вас в памяти? (ИНФИНИТИВ)
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
Запишите предложение в тетрадь, которое характеризует ваш уровень усвоения материала по теме «Глагол»
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться
12. Домашнее задание
Повторить материал по кластеру. Сочинить сказку на тему « В стране Глаголии»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обида, огорчение, жестокость, ударить. |
Смех, улыбка, хохотать, радость. |
Печалиться, грусть, настроение, веселье. |
Предательство, помочь, подсказка, дружба. |
- Что обозначает глагол как часть речи? На какие вопросы может отвечать глагол? Каким членом предложения обычно бывает?
- Всё о неопределённой форме глагола.
3. Как он изменяется в настоящем и будущем времени?
4. Как он изменяется в прошедшем времени?
Работа по тексту.
Задание: прочитайте выразительно текст. Найдите глаголы. Определите их морфологические признаки - время, число, лицо (если можно), род (если можно).
Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. С юга прилетят птицы.
Работа в группах.
- Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую.
Без труда (не)вытащишь |
и рыбку из пруда. |
Под лежачий камень |
вода (не)течёт. |
Работа в группах. - Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую. |
Слово не воробей, |
вылетит – (не)поймаешь. |
(Не)учись разрушать, |
а учись строить. |
Работа в группах. - Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую. |
Воду в решете |
(не)удержишь. |
(Не)трудиться, |
так и хлеба (не)добиться. |
Работа в группах. - Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Объясни одну любую. |
Слышит звон, |
да (не)знает, где он. |
Вперед (не)суйся, |
позади (не)оставайся! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Обобщение знаний о глаголе".
Тема: Обобщение знаний о глаголе....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе".
В процессе урока учащиеся работают в паре и в группах....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме " Обобщение знаний о глаголе"
В процессе урока учащиеся работают в паре и в группах....
Открытый интегрированный урок по русскому языку в 4 классе по теме: «Обобщение знаний о глаголе»
В данной работе представлен конспект интегрированного урока по русскому языку в 4 классе. Урок построен на использовании алгоритма "Написания безударных окончаний глаголов", учащиеся работают с произв...
Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург
В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...
Урок русского языка во 2 классе по теме"Обобщение знаний о глаголе"
Конспект урока во 2 классе по теме"Обобщение знаний о глаголе" и презентация к этому уроку....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Обобщение знаний о глаголе.Морфологический разбор» Цели деятельности учителя: закрепление навыков разбора глаголов как части речи, правопи...