Технологическая карта урока «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Блинова Елена Александровна

Методическую разработку урока русского языка можно использовать по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв»

(УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Комбинированный (постановка и решение учебной и частной задач на этапе повторения)

Цели урока

Образовательная: создать модель:

- для проверки окончаний;

- на что указывает окончание в слове;

развивающая: совершенствовать умения строить высказывания в научном стиле; формировать

универсальные учебные действия;

воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,  уважительного отношения  и чувство гордости к родному языку.

Технологии, методы,

приемы

Метод решения учебных задач

 метод стимулирования интереса к учению;

-  технология создания ситуации успеха на уроке;

-  технология здоровьесберегающая

Основные понятия,

термины

Основной закон русского письма, орфограммы слабых позиций  в приставках, суффиксах, окончаниях.

Планируемый результат

Предметный

учебно-языковые умения:

– выявлять слова, которые требуют объяснения;

– определять значение неизвестного слова по словарю;

– называть части слова;

-  формулировать основной закон русского письма.

речевые умения:

– пользоваться научным стилем речи

Личностный:

– осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, сотрудничества и взаимопомощи, уважительного отношения к  родному  языку;

Метапредметный:

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу; контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям.

Познавательные:

– формулировать учебную задачу; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;

- преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; подводить под понятие.

Коммуникативные:

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

 понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  работа – диалог, полилог;

работа в малых группах;

Индивидуальная 

Книгопечатная продукция: С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко

 «Русский язык», 3 класс (ч. 1)

Технические средства обучения: интерактивная доска, нетбуки (модель 1:1)

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые

умения:

предметные, УУД

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Создание ситуации успеха.

УУД:

Предметные:

- называть части слова;

- формулировать основной закон русского письма

Регулятивные

– умение

мобилизовать свои

силы для работы. 

Личностные:

осознавать

границу

знания/незнания;

стремиться к ее

преодолению.

Слайд 1

Слайд 2

Проверяет готовность к уроку,

выдерживая паузу; устанавливает

эмоциональный контакт.

- Наш урок я начну с загадки.

- Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души...

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

- Нет ничего сильнее слова.

- Прочитаем стихотворение, которое мы учили во 2 классе.

- А что мы узнали о слове в 3 классе?

- Какому закону подчиняется правописание орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах?

- Вы можете напомнить модели, правописания орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах? Откройте нетбуки и составьте модели.

Включаются в ситуацию

урока, настраиваются

на совместную работу

- Это слово.

- Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души...

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит..

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

                                 В.А. Солоухин

- Как устроено слово (его состав).

- Учимся писать приставки и суффиксы.

- Основному закону русского письма.

По сильной позиции пишем слабую.

Работа с нетбуками (модель 1:1)

Учащиеся составляют модели

1 человек у доски.

Слайд 3

Слайд 4

-  Молодцы, с моделями вы справились

А сможете ли вы  их использовать при работе со словами?

- Я предлагаю поработать со словами, в которых есть слабые позиции в значимых частях слова.

Прочитайте задание и расскажите  порядок вашей работы.

- Проверим себя и оценим по критериям, которые у вас даны на следующем слайде.

«5» -  0 ошибок

«4» - 1-2  ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» -  4 и более ошибок

 - Кто выполнил работу без ошибок?

- У кого 1-2 ошибки?

- У кого больше ошибок?

Замечательный результат.

Физкультминутка для глаз

Карточка 1 (приложение 1)

1. Прочитаю слова.

2.  Выделю в словах ту часть слова, в которой пропущена орфограмма.

3. Подберу проверочное слово

4.  Вставлю пропущенную букву.

5. Запишу модель

Самостоятельная работа.

1 учащийся у доски

 Самопроверка

II. Постановка  учебной   задачи

УУД:

Предметные:

-  уметь работать с текстом;

- проверять о.с.п. в корне, приставке и суффиксе;

- выделять в основе слова значимые части.

Регулятивные:

– принимать

и сохранять

учебную задачу.

Познавательные:

– формулировать

учебную задачу;

- преобразовывать

информацию

из одной знаковой

системы в другую.

Коммуникативные: 

– участвовать

в коллективном

обсуждении

учебных проблем;

точно выражать

свои мысли.

Слайд 5

Слайд 6

Создание ситуации инт. разрыва

- Со словами вы справились. В  русском языке мы общаемся не только отдельными словами,   а составляя высказывания и тексты.

 А в тексте вы сможете вставить орфограммы?

-   Прочитаем текст, в котором используются  некоторые слова, с которыми вы работали. 

Ты  ж_вешь  в  мир_   слов.

Каждое  слово -  это  мал_нькое  чудо. У слова своя  долгая  и   интересная  жизнь.

Как  человек,  оно рождается,  растёт, стареет  и  умирает.  П_дружись  со  слов_м - и  ты  _ткроешь  удивительную  страну

родного  языка.

- О чём этот текст?

-  С чем сравнивается слово?

- Что происходит со словом?

- Как понимаете эти  слова?

 - К чему призывает автор текста?

- Вставьте пропущенные орфограммы.

- Во всех ли словах удалось проверить  орфограммы?

- В какой части слова не удалось проверить? Почему?

Фиксация инт. разрыва

- Какой вопрос возникает?

  ?

         

Читают текст на листе.

- О слове

- Маленькое чудо. С человеком.

- Оно рождается,  растёт, стареет  и  умирает. 

- Подружись  со  словом - и  ты  откроешь  удивительную  страну

родного  языка.

Выделяют части слова. Вставляют пропущенные буквы.

1 учащийся у доски

- В окончании

                                                                                                                       

  III. Решение учебной  задачи, моделирование

УУД:

Предметные:

– различать изменения слова и родственные слова;

- выделять в слове окончание и основу.

Регулятивные:

– сохранять

учебную задачу;

контролировать

и оценивать свои

действия и их

результаты;

производить

коррекцию

на основе

содержательной

оценки.

Познавательные:

– анализировать

объект, выделяя

существенные

признаки, делать

умозаключения;

моделировать

существенные

признаки; работать

с информационными

источниками.

Коммуникативные:

– договариваться

в процессе решения

задачи, точно

выражать свои

мысли.

Слайд 7

Слайд 8

Моделирование

- Можно ли проверить эти орфограммы, как в других частях слова? 

–  Как при помощи модели можно это показать?

- Постройте модель, которую будем использовать при проверке о.с.п. в окончаниях.

 □ =

 +       -

   

Решение учебной задачи.

- Можете ли вы рассказать, какое окончание будет тем же?

- Что вы знаете об окончании?

- Какие значения есть у окончаний?

- Попробуем с этим разобраться? В тексте подчеркните слова (выделите маркером), которые повторяются.

- Назовите эти слова. А что это за слова? (изменения или родственные)

- Как вы это докажите?

 - Запишите слова друг под  другом на листе.  (оно одно и много: слово, слова)

-  Выделите окончания этих слов.

На что указывает окончание –о?

-а?

Моделирование

- Как это показать при помощи  модели?

                   Ч

- Как вы считаете,  все ли мы узнали о

работе окончания? Все ли секреты слова открыли?

- Работа в нетбуке. Составление модели.

1 учащийся у доски

?

- Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Самостоятельная работа.

- Изменения одного и того же слова.

- Записывают слова: слово и слова друг под другом.

- Изменяется только окончание, а основа одинаковая.

Работа на тех же листах

1 учащийся у доски

Слайд   9

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. 

Паустовский К. Г.

Продолжим дружить  со  словом - и  открывать  удивительную  страну

родного  языка.

IV. Рефлексия

 

   Рефлексия изученного.

– Какая у нас будет задача на следующих  уроках?

– Что было интересно (сложно; непонятно) на уроке?

Домашнее задание.

По листу рассказать родителям про наш урок и поместить лист в тетрадь открытии.

- открывать работу окончания, учиться писать окончания слов

     

Приложение 1

Вставь пропущенную букву.

 Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.

Запиши проверочное слово

Модель, которую

использовал

при проверке.

1.  п…дружись, п… бережье,  п… стелить

__________________

2. уд…вительная

    ж….вёшь  

    сл…ва

_______________

_______________

________________

3. пчельн…к, чайн…к, скворечн…к

_________________


                  Приложение 2

Ты  ж_вешь  в  мир_   слов.

Каждое  слово -  это  мал_нькое  чудо. У слова своя  долгая  и   интересная  жизнь.

   Как  человек,  оно рождается,  растёт, старе_т  и  умира_т.  П_дружись  со  слов_м - и  ты  _ткроешь  удивительную  страну  родного  языка.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...

Технологическая карта урока «Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы-» (УМК системы Эльконина Д. Б.-Давыдова В. В., 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с алгоритмом проверки орфограмм в личных окончаниях глаголов с приставкой вы-....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...