урок во 2 классе по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " (технологическая карта)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Афонькина Нина Вячеславовна

Технологическая карта урока по теме "Проверка безударных гласных в корне слова" во 2 классе. Урок - объяснение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezud_glas_tk_2_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

 Технологическая карта урока русского языка во 2 классе  по учебнику Канакиной В.П. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. (часть1 )

Тема урока

Правописание слов  с безударными гласными в корне

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • Уметь точно отвечать на вопросы;

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки с творческим заданием.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

 - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания
  • Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)
  • Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
  • Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
  • Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
  • Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)
  • Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

(Слайд 2)

- На какие группы можно разделить эти буквы? (1 группа - гласные, 2 группа– согласные, 3 группа – буквы, не обозначающие звука, 4 группа – буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа – буквы,  в написании которых есть овал)

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

2) Работа в парах

-  Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)

- Запишите слова. В написании какого слова возникло затруднение. Поставьте ударение, «опасные» места подчеркните.

- В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь  все звуки слышим отчетливо, а в слове  корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться)

- Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – слабая позиция)

- В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

- Что такое корень? (1 уч. -корень – часть растения, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – главная часть в слове)

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму.

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

                                                             4. Поупражняться в написании таких слов.)

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

- Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. - путанные буквы, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительные гласные)

- Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице  93 и прочитайте название темы.

(Слайд 3)   Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

(Слайд 4) Алгоритм

- Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

    1. Читаю слово.

    2. Определяю ударение.

    3. Подбираю однокоренные слова.

    4. Выделяю корень.

    5. Подбираю проверочное слово.

    6. Пишу гласную.

(Слайд 5)

- Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. (Проверочное слово: коренья)

                                                                   Физкультминутка

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

(Слайд 6)

На доске слова:

грачи

столы

роса

гроза

мосты

- Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными)

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в столбик.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место подчёркиваем)

- Проверяем.

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Выполнение  упражнения 144 на странице 94
  2. Проверка в парах

Физкультминутка для глаз

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Работа в группе

1) Вставь пропущенную букву в слова, объясняя свой выбор.

сн…га                   оз…ро

л…сток               д…жди

бер…г                  х…лмы

2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений

Защита проекта

Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

(Слайд 7)      

 - С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Подберите устно слово на эту орфограмму?

(Слайд 8)

У каждого ученика лист с двумя шкалами

                                                                           Интересный урок                                     Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

 

(Слайд 9)

- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"

Урок-закрепление. Выработка орфографического навыка написания безударной гласной в корне слова осуществляется на основе использования межпредметных связей. Обучающиеся получат возможность научиться по...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова".

Цели:Формировать умение подбирать проверочные слова.Развивать устную связную речь, орфографическую зоркость, творческое мышление, внимание.Воспитывать трудолюбие, дружбуФормировать нравственные чувств...

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

"Проверяемые безударные гласные в корне слова" технологическая карта урока русского языка в 3 классе

quot;Проверяемые гласные в корне слова". Цель урока: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; разв...

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме:«Безударные гласные в корне слова»...

Технологическая карта урока по русскому языку "Проверка безударной гласной в корне слова"

Технологическая карта урока по русскому языку .Учебно – методический комплект: « Школа России» Класс: 3 б Тема: «Проверка безударной гласной в корне слова». Тип урока: комбинированный. Формы р...