«Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Коротких Светлана Романовна

Коротких Светлана Романовна, учитель начальных классов

МАОУ СОШ №212

г. Новосибирска

    «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

2017 г.

«Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Современная начальная школа представляет собой сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего образования.

На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации образовательного процесса выявлена возможность взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.

С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Задачный подход к организации учебно-исследовательской деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий, приемов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие ее субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

•тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);
•создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;
•конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.

В результате была создана программа включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, где были выделены основные направления работы, в соответствие с которыми сформулированы взаимосвязанные задачи, определено содержание и формы деятельности, разработаны методические рекомендации. Основная цель включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность – обогащение исследовательского опыта детей. В процессе работы над программой мы шли путем обогащения исследовательского опыта детей, считая главным направлением работы не тренировку школьников по усвоению знаний и умений, а посильное развитие в каждом ученике компонентов опыта.

Теоретический анализ и диагностика позволили нам определить, что поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника предполагает:

–выделение этапов обогащения опыта младших школьников с учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
– определение совокупности задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности;
– распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
– определение предполагаемых результатов деятельности;
– отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность  должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. Ведущее направление работы с учениками первой группы заключается в привлечении детей к самостоятельному выполнению более сложных домашних исследовательских заданий, в предоставлении им возможности на уроке работать самостоятельно в микрогруппах. Школьники второй группы активно подключаются к коллективному обсуждению отдельных вопросов, результатов урока, различных ситуаций. В связи с тем, что детей этой группы отличает невысокая активность и самостоятельность, этим ученикам предлагается возможность работы в микрогруппе, помощь со стороны учителя и других учащихся в выполнении индивидуальных исследовательских заданий, возможность осмысления собственного вклада в результаты совместной деятельности и самоанализа собственных достижений. Ученикам третьей группы также предлагается помощь при выполнении заданий, возможность включения в совместную деятельность, осуществляется стимулирование самоанализа деятельности. При этом  основное внимание обращается на ситуации, которые вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, удовлетворение от работы.

Третий этап соответствует третьему классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.), составление энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ.

В программе определено, что кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.  Для этого в программе предусмотрена организация учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и индивидуализации.

Дифференциация деятельности проводится фронтально по отношению ко всему классу и предполагает сочетание как элементов частного и общего («наводящие», дополнительные вопросы и задания), так и элементов репродуктивной и продуктивной деятельности. Такая дифференциация осуществляется преимущественно при коллективном решении проблем. В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь и поддержка.

Вместе с тем в программе выделено, что необходимо активно использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя способами: 1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития исследовательского опыта (по совокупности признаков); 2 способ – в группе работают ученики с различным исследовательским опытом.

В программе предусмотрены следующие варианты совместной работы:

1)группа выполняет общее задание одновременно на одном и том же «поле труда», но каждый член группы делает свою часть этой общей работы независимо друг от друга;
2)общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом группы;
3)при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.

Главное, на что стоит ориентироваться при организации групповой работы на уроке – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач). Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет определяться уровнем его активности и самостоятельности при решении проблем.

Таким образом, взаимодополнение личностного, ситуационного и задачного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах позволяет достаточно полно реализовать потенциалы этой деятельности. Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема урока: Заглавная буква «Б» 

Образовательные задачи: обучать письму заглавной буквы   Б соединению ее с другими буквами, учить списыванию с печатного текста, составлять предложения из слов.

Развивающие задачи: развивать умение письма под диктовку с комментированием; сопоставлять и анализировать; развивать у учащихся мелкие мышцы кисти руки, речь; орфографическую зоркость.

 Воспитывать положительное отношение к процессу письма, аккуратность в работе; интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся будут уметь писать заглавную  букву Б  и применять её при написании имён собственных, учащиеся приобретут умения совместной деятельности, принятия решений. Развитие познавательных процессов, речи, рефлексии. Формирование уверенности у школьников.

Оборудования: проектор с компьютером, Прописи, калька, вырезные буквы из наждачной бумаги,  «разрезной Буратино», «золотые» ключики из бумаги с написанными буквами, картинка бобра

Ι. Организационный момент.

Приветствие обучающихся

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Слушать как? Внимательно,

Работать как? Старательно!

Глазки смотрят всё – и     (видят)

Ушки слушают всё  - и    (слышат)

Голова хорошо –    (думает)

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически настроить детей  к общению и предстоящему занятию.

Здоровьесберегающая технология

Ι Ι.Мотивация.

У: - Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Проверим готовность к уроку

-Кто для нас лучший друг на уроке?

Оцените свою готовность с помощью сигнальных карточек. Приветливо друг другу улыбнитесь и потихоньку на места садитесь.

 Какие  проблемы на уроке мы будем решать? (ответы детей) наблюдать, комментировать и конечно красиво писать. У: На такой вопрос нам предстоит найти ответ (слайд1) «Письмо новой буквы – это важно или нет?»

III. Повторение пройденного

  1. Музыкальная физминутка для пальчиков см. в приложении

1)Игра «Узнай буквы» (половины буквы закрыты) (слайд№2)

.б у   ти     но   ра

Назовите гласные, согласные, Как вы их различаете?

Составьте слово и узнайте,  какой герой сказки к нам пришёл. Что- то он не идёт!

буратино – ловушка! Это слово надо писать с большой буквы. Кто догадался какую букву будем изучать? Зачем она нужна?(слайд №2) Сравнение с печатной буквой. Буратино вручает ребятам букву Б.

Наша задача, научить Буратино всему тому, что мы умеем и чтобы он тоже захотел учиться в школе.

IY. Изучение нового.

Образец написания заглавной буквы «Б». Начинаем писать наклонную линию с закруглением влево внизу, ведем линию до пересечения с наклонной линией до верхней линии рабочей строки, ведем вверх вправо округлую линию, опускаем вниз влево, закругляем, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево. Следующий элемент – как у букв «Г», «П», «Т».

– Обведите одну букву.

– Расскажите, в какой последовательности писали букву? С чего начали? Назовите первый элемент; второй. Как его написали? (С отрывом.)

– Запишите три буквы «Б». (Анализ написанного.)

– Продолжите самостоятельно, учитывая рассмотренные ошибки.

Письмо элементов в Прописи, стр.13

  1. Объяснение написания буквы учителем.
  2. «Ощупывание» буквы (выполнена из мелкой наждачной бумаги) Упражнения в написание буквы.  Исправление ошибок.

                                     Физкультминутка

                  Буратино.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

.

 Презентация физминутка Буратино  для глаз

8)Повторное объяснение с демонстрацией (слайд№3)

1) Дополнительное письмо буквы Б на «ключиках»

Y. Закрепление пройденного.

1)Игра «Живые слоги»

Составление слогов  Ба Би, Бе (с уточнением соединения).

Ребята, помните, как зовут кота, который старался обмануть Буратино? Наш кот не такой. А как зовут кота? (слайд №4)

2)Составление схемы

3)Запись слова в прописи.

У нашего Барсика есть друг. Имя его начинается на букву Б. Кто догадался? Составим о них предложение. Запись этого предложения с комментированием.(слайд №5)

YI.Физкультминутка 

     Упражнения для  мелкой моторики руки

.  Этот дом для Светы

 Он большой и светлый.

Здесь живет Алеша

- Мальчик он хороший.

 В этом доме Маша-

Солнышко ты наше.

Этот дом для Марата,

Будет дом богатым.

 Этот дом для Лады-

Там в жару прохлада.

 Этот дом для Насти-

 Будет в доме счастье.

Здесь живет Наташа-

 Умница ты наша.

 Домик для Артема

 Солнечный, не темный.

Этот дом для Саши 

– Саша – гордость наша.

 Домик для Максима

– Очень он красивый!

YII. Работа в прописи.

1)Работа над пословицами составить правильно объяснить её значение и записать( 6.7)

Игра с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

                  "Замок"

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

YIII. Итог урока.

Чему  был посвящён урок?  Ответили  ли мы на наш вопрос? Посмотрим,  доволен ли  вашей наукой Буратино? (слайд №8)

XI. Рефлексия.

-Просмотрите свои работы. Чем занимались на уроке

-Какая задача  стояла перед нами на уроке?

-Вы  справились с этой задачей?

- Что у вас получилось лучше всего?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока? Тогда улыбнитесь еще раз друг другу и поднимете  солнышко, если путешествие оставило след в вашей душе, кому было скучно – поднимите тучку

Рады ли вы были научить наших друзей?

Расскажите, чему вы их научили? Давайте вместе под музыку споём и подарим им песню «Чему учат в школе»

Цель:  заинтересовать учащихся ходом урока с тем, чтобы они попытались сами сформулировать задачи урока и пути их преодоления, подчёркивая  их предыдущие достижения.

Метод стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Словесный метод

 Беседа с постановкой наводящих вопросов Совместная работа

Проблемно – поисковый метод

Подготовить кисти рук для письма.

ИТК при проверки

Частично-поисковый метод

Метод сравнения

Фронтальная работа

Работа в паре

Самостоятельная работа

Метод контроля, самоконтроля

метод Монтессори

ИТК при показе

при дифференцированном восприятии самих букв

Леворуким – копировальный метод со стрелками, показывающие направление движения руки.

С неустойчивым вниманием – занимательная форма («золотой ключик».

Детям, которые неправильно соотносят размер букв, не соблюдают наклон, расстояние – дополнительная разлиновка.

Метод поощрения

Работа в группах

Метод комментирования

 

Самостоятельная работа

Раскраски на выбор: Буратино. бобры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления...

Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников

Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....