Обучение грамоте (Азбука)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Борлыкова Галина Николаевна

 Рабочая программа составлена на основе программы и учебника «Азбука» Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой УМК «Перспективная начальная школа» 2013 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/учебник 2011 г. – 233с.) в соответствии с содержанием ФГОС второго поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramoteazbuka.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе программы и учебника «Азбука» Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой УМК «Перспективная начальная школа» 2013 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/учебник 2011 г. – 233с.) в соответствии с содержанием ФГОС второго поколения

Цели и задачи обучения

 Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе  этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Цель обучения: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи: 

1.  Овладение графическим действием в период усвоения грамоты.

2. Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развитие фонематического слуха.

3.  Усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков.

УМК, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

  • Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 1 класс: учебник/под ред. М.Л. Каленчук. – М: Академкнига /Учебник, 2013 – 128с.;
  • Тетради по письму №1,2,3
  • Н.М. Лаврова, Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс, тетради №1,2. – М: Академкнига /Учебник,2013;

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:

индивидуальная работа по карточкам,  устный опрос, пересказ текста, тесты, анализ произведения,  проверка техники чтения, зрительные, выборочные и предупредительные диктанты.

Предметные результаты

•        на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

•        знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь:

•        составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

•        правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Предметные результаты

Учащиеся должны знать/понимать:

  • различать звуки и буквы русского языка;
  • различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
  • определять на слух ударные и безударные гласные;
  • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
  • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

уметь:

  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
  • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему-модель слова;
  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
  • обозначать звуки буквами и условными значками;
  • читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
  • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
  • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
  • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
  • конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
  • определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
  • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
  • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Универсальные учебные действия обучающихся (УУД)

1. Личностные:

  • мотивация учебной деятельности через оказание помощи героям, которые в этом нуждаются, через обращение к читательскому опыту школьников;
  • ценностное отношение к природному миру;
  • смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.

2. Познавательные:

  • умение  работать с источниками информации;
  • умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;
  • развитие способности к осмысленному и внимательному чтению;
  • умение осуществлять анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
  • установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него;
  • умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

3. Регулятивные:

  • умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;
  • умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;
  • проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.

4. Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;
  • умение строить монологическое высказывание;
  • умение договариваться о  распределении  ролей в совместной деятельности;
  • умение обосновывать собственное мнение и позицию;
  • умение адекватно учитывать позицию собеседника.

Тематическое планирование

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 2ч в неделю, всего-66ч (50ч.+16ч-Литературное чтение)

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Стр.уч.

Дата пров.

предметные

личностные

метапредметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

план

факт

1

Знакомство с первой книгой – «Азбука»

Речь устная и письменная

1

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки. Знать элементы книги. Знакомство с моделями единиц русского языка, условными обозначениями. Пересказ её содержания с использованием иллюстраций. Формирование наглядно-образного представления

Формирование внутренней позиции школьника на основе положи-тельного отношения к школе, при-нятие образа «хорошего  ученика» (знакомство с героями школьниками  Машей и Мишей).  

Мотивация  учебной деятельности на основе имеющихся знаний (сказка «Заюшкина избушка»).

Умение использовать  знаково-символические средства (условные обозначения, модели единиц русского языка). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (плакат с изображением мишени со стрелой в центре; отрывок из стихотворения Е. Ильина; стихотворение «Зяблик»).

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания при работе со сказкой. Умение использовать  знаково-символические средства

Формулировать и удерживать учебную задачу.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за пар-той, работе с книгой.

Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить знакомство с учителем и одноклассниками.Умение строить монологич.высказывание. Уметь договариваться о распределении  ролей в совместной деятельности

с.1-5

2

Текст. Предложе-ние. Слово.

1

Слушание текста сказки.

Соотнесение иллюстраций

с частями текста.

Пересказ содержания сказки Словесное рисование пропущенных фрагментов сказки.

Развитие готовности к сотрудниче-ству.Уважительное отношение к чужому мнению.Мо-тивация  учебной деятельности (сказка «Колобок»).

Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические ил-люстрации.  Умение осознанно и произвольно строить речевые вы-сказывания при работе со сказкой.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации  (рассказывание сказки со сло-весным рисованием).

 

Умение строить монологич. высказывание.

Умение слушать собеседника.

с.6

3

 Предложе-ние.  «Как хлеб на стол пришел»

1

Знать структурные единицы языка: предложение, высказывание.  Речь устная и письменная. Предложение как единица письменной речи. Высказывание как единица устной речи.

Знакомство с моделями, обозначающими высказывания и предложения.

Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введе-ние заданий зани-мательного характера (загадки, ска-зка про комбайн).

Формирование учебно-познавательно-

го интереса к новому учебному материалу.

Развитие навыков сотрудничества

Понимание и преобразование информации.

Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты.

Сравнение моделей предложения и высказывания с целью установления  их сходства.

Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (восстановление картинки, отсутствующей в ряду).

Умение слу-шать и вступать в диалог. Уме-ние предлагать помощь и со-трудничество. Уметь догова-риваться о рас-пределении  ролей в совместной деятельности.

с.7

4

Слова-предметы.

«Доброе дело»

1

Первичное представление о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (Определение типа и цели урока?). Формирование понятия «текст» через анализ моделей.

Формирование понятия «слово-название предмета»  (модели-прямоугольники

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.  Взаимоконтроль

с.8

5

Текст «Попугай». Живые и неживые предметы.

1

Актуализация знаний о словах-названиях предметов, моделях текста, предложения, слова.

Формирование представлений о словах-названиях предметов, которые отвечают на вопрос «что это?», называющих неживые предметы.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (работа с моделями слова, предложения, текста; текстом «Доброе дело»).  

Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования, наборное полотно).Формирование понятия «слово-название предмета» через работу на цветном фоне (модели-прямоуголь-ники розового цвета).

Формулировать и удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль Анеаса и результатов деятельности при работе в группе в парах.  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

Умение строить монологическ. высказывание.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

с.9

6

Слова-действия. «Неудачная прогулка».

 

1

Формирование представлений о словах-названиях действия, которые отвечают на вопрос «что делает?». Закрепление представлений  о содержании и структуре текста. Знакомство с временной последовательностью событий.  

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Формирование умения читать дидактические иллюстрации.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования, фишки).Формирование понятия «словоназвание действия» через работу на цветном фоне (модели-прямоугольники голубого цвета).

Формирование понятия «слово-название признака» через работу на цветном фоне (модели-прямоугольники желтого цвета).

Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества.

Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уметь обращаться за помощью. Уважительное отношение к иному мнению.  

с.10

7

Слова-признаки. «Догадли-вая лягушка».

 

1

Формирование представлений о словах-названиях признака, которые отвечают на вопрос «какой, какая?». Закрепление

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация (действие интриги)

Использовать  речь для регуляции своей деятельности. Формулировать и удерживать учебную задачу.

с.11

8

Слова-помощники «Наши –

гости»

Текст. Предложе-

ние. Слово.

1

Правильное воспроизведение образцов моделей слов и предложений. Знакомство со словами-помощниками.

Предлоги. Союзы. Слово. Предложение. Текст.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.  Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.  

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования, наборное полотно). Умение испо-льзовать  знаково-символические средства (модели единиц русско-го языка, шаблоны печ. букв).

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Взаимоконтроль,

контроль своей деятельности по ходу и по результатам выполнения заданий.

Планирование учебного сотрудничестваУважительное отношение к иному мнению. Умение организовать работу в группе.

Уметь формули-ровать свои затруднения. Понимание возможности различных позиций и точек зрения

С.12

9

Буквы

А а

Звук (а),

1

Гласный звук (а) – ротораскрыватель.

Обозначение звука (а) с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Самоопределение.

Мотивация учебной деятельности при выполнении  заданий  на основе имеющихся знаний.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (соотнесение загадок  и рисунков к ним). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Выбери схему…).

Умение работать с дидактическими иллюстрациями.

Умение следовать точной инструкции учителя.

Самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки);  контроль (таблица в игре «Кто знает, пусть продолжает»).

Предлагать помощь и сотрудничест-во, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в группах).

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы,

обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах).

с.13

с.14

10

Звук (о) Буквы О, о

1

Гласный  звук [о].  Большая\ малая буквы О, о

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Мотивация учебной деятельности при выполнении  заданий  на основе имеющихся знаний.

Самоопределе-ние.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных при-знаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозна-чаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими ил-люстрациями (соотнесение загадок  и рисунков к ним). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Выбери схему).

.Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конст-руирования).

Проводить сравнение, выбирая верное решение (что общего у этих слов?).

Умение следовать точной инструкции учителя.

Взаимоконтроль результата учебной деятельности (составление в паре предложения с отгаданным словом

с.15

11

Звук (у)

Буквы

Уу

1

Гласный  звук [у].  Большая\ малая буквы У, у

Предлагать помощь и сотрудничест

во.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

с.16

12

Звук [ э ] Буквы Э, э

1

Гласный  звук [э].  Большая\ малая буквы Э, э

Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков:  сравнение моделей с целью выделения звуков

Умение следовать точной инструкции учителя.

Взаимоконтроль результата учебной деятельности

Предлагать по-мощь и сотруд-ничество, стро-ить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью.

с.17

13

Звук (Ы), буква ы

1

Гласный  звук [ы].  Буква ы.

Мотивация учебной деятельности при выполнении  заданий  на основе имеющихся знаний.

Умение работать с дидактическими иллюстрациями. Выполне-ние заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конст-руирования).

Проводить сравнение, выбирая верное решение (что общего у этих слов?).

Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка и самопроверка.

Предлагать помощь и сотрудничество.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

с.18

14

Звук (И), буквы И, и

1

Гласный  звук [и].  Большая/малая буквы И, и Звук [и] и буква И как значащее слово в предложении  

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с це-лью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими ил-люстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обозначаемый новой буквой).

Умение следовать точной инструкции учителя.

Контроль (проверка с помощью карточек).

Предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах).

с. 19

15

Слог, ударение.

1

Слог, ударение. Ударный\ безударный гласный звук, Ударный\ безударный слог. Смысло-

различительная роль ударения.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обо-значаемый новой буквой).

Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка, контроль (по карточкам).

Предлагать помощь и сотрудничест-во.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

с.20

16

Звуки [м] [м,], буквы М,м.

1

Согласные звуки [м] [м,],  модели согласных звуков. Большая\малая буквы М м

И – показатель

мягкости предшествующих согласных звуков. Твердость и мягкость звуков.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обо-значаемый новой буквой).

Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка.

Предлагать помощь и сотрудничест-во.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

с.21

17

Звуки [н] [н,], буквы Н, н.

1

Согласные звуки [н] [н,],

Большая\ малая буквы Н,н. Две работы буквы И.

Мотивация учебной деятельности при выполнении  заданий  на основе имеющихся знаний.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка.

Предлагать помощь и сотрудничест

во.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

с.21

18

Звуки [л] [л,], буквы Л, л.

1

Согласные звуки [л][л,]. Большая\ малая буквы Л, л. Две работы буквы И.

Мотивация учебной деятельности при выполнении  заданий  на основе имеющихся знаний.

Самоопределение.

Выполнение заданий с использо-ванием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).Проводить сравнение, выбирая верное решение (сравните порядок букв гласных на двух наборных полотнах).

Установление причинно-следс-твенных связей (качества гласных звуков).

Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка.

Предлагать помощь и сотрудничест

во.

Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

с.22

19

Звуки [р][р,], буквы Р, р.

1

Согласные звуки [р][р,]. Большая\ малая буквы Р,р.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формирование умения работать по условным обозначениям (голубая дуга под звуковой моделью, черточка)..Выполнять действие по заданному алгоритму (работа со словами одинаковыми по написанию, но разными по значению).

  Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка.

Умение строить монологиче-

ское высказывание. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк).

с.23

20

 Звук [й,], буква й.

1

Звук [й,] всегда мягкий,  буква й.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (какими звуками отличаются мо-дели этих двух слов?).

Формулирование и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль  

Договарив. о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк).

с.24-25

21

Буквы Я, я в начале слова и после [й, а].

1

 Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука:

[й, а]

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формулирова-ние учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль и самоконтроль (чтение со звательной интонацией).

Умение строить монологическ. высказывание.

с.26-27

22

Буква  я – показатель мягкости предшествующего согласного

1

Буква  я  - показатель мягкости предшествующего согласного

Формирование учебно-познавательно-

го интереса к новому учебному материалу.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей.

 

Формулирование и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль (обсудите составленную модель в парах, согласны ли дети с такой моделью).

с.28-31

23

Буквы Ё, ё в начале слова и после гласной – два звука: [й, о].

1

Буквы Ё, ё в начале слова и после гласной – два звука: [й, о].

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

 

Формулирова-ние и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль.

с.32-34

24

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного

1

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и разли-чное. Выполнение заданий с использованием материальных объектов

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструи-рования).

с.35-36

25

Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука: [й, у].

1

Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука: [й, у]

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формулирование и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

с.37

26

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного

1

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

Договари-ваться о распределении ролей в со-вместной деятельности

с.38

27

Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука: [й, э]

1

Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука: [й, э]

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение текущей страницы с предыдущими).Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирова-ния).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных приз-наков: формирование понятия «звук» через анализ моделей.

Формулирование и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

Умение строить монологическое высказывание (составление рассказа по картинке). Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк).

с.39

28

Буква е  – Показатель мягкости предшествующего согласног

1

Буква е  – Показатель мягкости предшествующего согласного.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какую работу выполн.

Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг  у друга работы).

Умение строить монологи (составление двух рассказов  по каждой ил-люстрации).

с.40

29

Буква ь для обозначения мягкости согласных  

1

Буква ь для обозначения мягкости согласных  

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формулирование и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

Умение строить монологическ. высказывание (составление рассказа по картинке).

с.41

30

Звуки [д][д,], буквы Д, д.

1

Согласные звонкие звуки [д][д,]. Большая\ малая буквы Д,д.

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какую работу выполняет буква ю?).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

 Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей.

Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

 проверка гласных зву-ков, обозначаю-щих твердость предшествующих согласных в слоге, выставленных на наборном полотне

с. 42

31

Звуки [т][т,], буквы Т,т.

1

Согласные глухие звуки [т][т,]. Большая\ малая буквы Т,т.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формулирование и удержание учебной задачи  (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?).

Взаимоконтроль

Договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк).

с.43

32

 Звуки [з][з,],

буквы З, з.

1

Согласные звонкие звуки [з] [з,], Большая\ малая буквы З,з

Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какую работу выполняет буква е?).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

 Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования). Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей.

Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (с. 47, сравнение пар слов по звучанию и значению).

Работа с текстом и иллюстрациями: поиск нужных частей текста, нужных строчек (с. 47, «Данила»); работа на цвет-ном фоне..

Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы).

Дого-вариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка гласных зву-ков, обозначаю-щих твердость предшествующих согласных в слоге, выставленных на наборном полотне

с.44

33

Звуки [с][с,],

буквы С, с.

1

Согласные глухие звуки [с] [с,], Большая\ малая буквы С,с.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (Что необычного вы заметили сегодня на странице «Азбуки»?).

Применение установленных правил в планировании способа решения.

Умение строить монологи-ческое высказывание.

с.45

34

 Звуки [г] [г,],

буквы Г, г

1

Согласные звонкие звуки [г] [г,], Большая\ малая буквы Г,г

Работа со скороговоркой на стр.62

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Самоконтроль  (по звуковой модели, по опорным словам) и взаимоконтроль

с. 46-48

35

Звуки  [к][к,],

буквы К, к

1

Дифференциация звуков по звонкости-глухости. Работа со скороговоркой

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Формирование умения ис-кать информацию в учебной книге (обращение к с. 52).Подведение под понятие на основе распо-знавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук»

Взаимоконтроль (при работе в группах).

Договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (групповая работа).

с.49-52

36

Звуки [в][в,], буквы В,в

1

Согласные звонкие звуки [в] [в,], Большая\ малая буквы В,в

Работа со скороговоркой.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работа с текстом и иллюстрации-ями: поиск нужных частей текс-та, нужных строчек (текст «Затеи Деда Мороза»).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существен-ных признаков: через анализ пар слов на цветном фоне.

Выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей (поиск слов со звуками [з][з,], поиск женских и мужских имен в предложениях).

Умение строить монологи

ческое высказывание.

с.53-55

37

Звуки [ф][ф,],

буквы Ф,ф.

1

Согласные глухие звуки [ф] [ф,], Большая\ малая буквы Ф,ф

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования). Анализ объектов с целью выделения в них су-щественных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой бук-вой.  

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (выполняют модели слов и предложений по предложенным условным обозначениям).

с.56-59

38

Звуки [б],[б`]

Буквы Б,б.

1

Знакомство с новыми звуками и новой буквой б.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работа с текстом и иллюстрациями: работа на цветном фоне. Работа с текстом и иллюстрациями: поиск нужных частей текста, нужных строчек (текст «Не дразни гусей»).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (работа по алгоритму).

с.60-62

39

Звуки [п], [п`], буквы П п.

1

Знакомство с новыми звуками и новой буквой п. Дифференциация звуков по твердости – мягкости.

  Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний.

Работа с текстом, в котором обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей (текст «Зайка»).

Формирование умения осущес-твлять сравнение и выделять об-щее и различное (сравнение зву-ков, слов, написанных на цветном фоне). Работа с текстом и иллюстрациями: работа на цветном фоне. Работа с текстом и иллю-страциями: поиск нужных частей текста, нужных строчек (текст «Зайка»).

Использовать речь для регуляции своего действия (эксперимент по сравнению на слух звуков  [г][г,]–[к][к,]).

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (выделение из скороговорки слов со звуками [г][г,]–[к][к,]).

Умение строить монологическ.высказывание (отвечают на вопросы).

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; строить понятные для партнера

с.63-66

40

Звук [ж], буквы Ж,ж

1

Знакомство с новыми звуками и новой буквой ж.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно,  конверт для конструирования).Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение звуков, слов, написанных на цветном фоне по звучанию и значению).

Работа с текстом и иллюстрациями: работа на цветном фоне.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Взаимоконтроль (при работе в группе).

с.67-69

41

Звук [ш],  буквы Ш, ш

1

Сравнение звуков [ж] – [ш], выбор слов с изучаемыми звуками. Дифференциация звуков [ж] – [ш] по звонкости-глухости

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Взаимоконтроль (при работе в группе).

Формулиро

вать свои затруднения, обращаться за помощью (отгадывание слов  по звуковой схеме  использование не более 3 вопросов).

с.70-72

42

Звук [й] после разделитель-ного мягкого знака перед буквами Е,Ё,Ю,Я

1

Знакомство с  понятием «разделительный мягкий знак». Умение читать новые звуковые модели.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (работа по алгоритму).

с.73-77

43

Звуки [х] [х,], буквы Х, х

1

Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х. Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Работа с текстом и иллюстра-циями: поиск нужных частей те-кста, нужных строчек (текст «Медвежата и жук»).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирова-ние понятия «звук» через анализ моделей.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (выполнение заданий по тексту «Медвежата и жук»).

с. 78-83

44

Звук [ч,], буквы Ч,ч

1

Знакомство с новыми звуками [ч'] и новыми буквами Ч и ч. Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука.

Определение места буквы Ч в алфавите: перед какой знакомой  буквой  находится буква Ч.

Мотивация учебной деятельности через игру («Сломанный телефон»).

Поиск нужных слов: работа на цветном фоне. Работа с текстом и иллюстрациями: поиск нужных частей тек-ста, нужных строчек, слов («Мишка и лужи», «Веселые стихи»).

Формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне (жар-шар…)

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

с.84-88.

45

Звук [щ], буквы Щ, щ

Звук [ц], буквы Ц, ц

1

Знакомство с новыми буквами Щ, щ и звуком [щ].

Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука.

Определение места буквы Щ в алфавите: перед какой знакомой  буквой  находится буква Щ.

Знакомство с новыми буквами  Ц, ц и звуком [ц].

Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука.

Определение места буквы Ц в алфавите

Развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение выслушивать другую точку зрения (при работе в парах и группах).

Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера, через отгадывание загадок.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых изучаемыми сочетаниями букв; обнаружение особенностей букв е,ё,ю,я: использование букв для обозначения звука[й,] после раз-делительного ъ.

Умение работать с дидактическими иллюстрациями (сотнесе-ние загадок  и рисунков к ним).

Умение следовать точной инструкции учителя.

Взаимоконтроль при работе в группе и паре.

Самоконтроль результата

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании одного и того же текста, выполняя различные упражнения («Финиш», «Буксир») и отвечая на вопросы.

Взаимоконтроль при работе в группе и паре.

Проявлять активность, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.   Умение вести устный диалог при ответах на вопросы.

Предлагать помощь и сотрудничест-во, строить понятные для партнера слушать собеседника,  договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в группах и в парах).

с.89-91

с.92-94.

46

В.Д. Берестов «Верблюжонок»

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

1

Знакомство с творчеством В.Д. Берестова,  Г. Цыферова

Работа с текстом: поиск слов с новым звуком, поиск нужных предложений Фор-мирование умения работать по условным обозначениям (согласный мягкий глухой звук, конструирование печатной буквы, сравни пары слов по звучанию и значению, прочти в ускоренном темпе)..

Выполнение заданий с ис-пользованием материальных объектов (наборное полотно,  кон-верт для конструирования). Формирование умения работать по условным обозначениям  

с.95-96, 98-99

47

Творчество К.И.Чуковского

Весёлые стихи          

1

Знакомство с творчеством К. Чуковского

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании одного и того же текста, выполняя различные упражнения

Формулиро-вать свои затруднения, адекватно оценивать поведение окружающих,  обращаться за помощью.

с.97, 100-102.

48

 

М.Бородицкая«Сини-чья скоро-говорка»

А. Блок «Ветхая избушка»

1

Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка».

Слушание и анализ стихотворения  А. Усачева «Бегает цыпленок…».

Формирование мотивации учебной деятельности через чтение текста шуточного характера (Тощий Тимка всех тощей…).

Смыслообразов и нравственно-этическая ориентация: воспитание эмпатии при сопереживании сказочным героям («Дружище»).

Работа с текстом: поиск слов с новым звуком, поиск нужных предложений Выполнение заданий с ис-пользованием материальных объектов (наборное полотно,  кон-верт для конструирования). Поиск нужных слов: работа на цветном фоне.

Формирование умения работать по условным обозначениям (согласный мягкий глухой звук, конст-руирование печатной буквы, сравни пары слов по звучанию и значению, прочти в ускоренном темпе).

Умение ставить новые учебные задачи  в сотрудничестве с учителем (Можно ли применить уже усвоенные знания к новым звукам и буквам?). Выбирать действия в соответ-ствии с поставлен-ной задачей.Само-контроль результата учебной деятельности  

Предлагать помощь и сотрудничест-во, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника,  договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в группах и в парах).

с.103-106

с.110-113

49

Ю. Мориц «Попры-гать – поиграть».

Б. Заходер «Песня игрушек»

Г.Граубин «Шишко-пад»

Творчество С.Маршака

1

Знакомство с произведением Ю. Морица

Слушание стихотворения Б. Заходера «Песня игрушек».

Работа над выразительностью чтения. Знакомство со стихотворением В. Берестова «Читалочка».

Знакомство с понятием «алфавит», чтение изученных букв в алфавитном порядке.

Формирование ценностного отношения к природному миру

Развивать память, внимание, воображение,

фонематичес-кий слух

Воспитание чувства любви, добра, радости общения друг с другом на основе произв.автора.

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.

Воспитание здоровьесбере-гающего поведения.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (отношение игрушек к детям и  отношение детей к игрушкам).

Формирование навыка выразитель-ного чтения стихотворений наизусть

Прививать стремление к самостоятельному чтению художественной литературы, проникать в глубину произведения, определять его идею.

Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения, необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.

Соотносить сюжет иллюстрации с соответствующим фрагментом текста.

Умение слушать собеседника и строить понятные устные высказывания.

Умение участвовать в коллективном обсуждении информации, формулировать собственное мнение

с. 114-115

с. 116-119

с.120-124

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (составление фамилии автора на наборном полотне). Работа с текс-том: перечитывание текста с разными задачами (поиск нужных частей текста, нужных строчек).

 Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок.

Умение слушать собеседника и строить понятные устные высказывания.

50

В.Берестов «Читалочка

Прощание с учебником «Азбука»

1

Работа с текстом: перечитывание текста с разными задачами (поиск нужных частей текста, нужных строчек) (Б. Заходер «Песня игрушек»).

Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения, необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.

Соотносить сюжет иллюстрации с соответствующим фрагментом текста.

Волевая саморегуляция как способ-ность к волевому усилию при слушании текста, перечит-ывании текста самостоятельно, а затем с интонацией, соответствующ. содержанию и знакам препинания ( Б. Заходер «Песня игрушек»).

Умение выполнять работу по цепочке, проявлять активность во взаимодействии и слушать собеседника.

с.125-127

 Всего:50ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие при обучении грамоте " азбука в стихах"

Пособие поможет при изучении букв. Буква-картинка. Для читающих детей стихи....

рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Обучение грамоте (Азбука) Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Данный урок по учебно-методическому комплекту Горецкого «Азбука» является не только уроком открытия нового знания, но и уроком-исследованием. На протяжении всего урока дети не...

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса. УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...

Календарно-темптическое планирование по обучению грамоте ("Азбука") УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с авторской  прогрммой  Горецкого В.Г., методических рекомендаций авторов "Азбуки"....

Обучение грамоте (Азбука)

Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]...

КТП обучение грамоте "Азбука" Перспектива

КТП по курсу обучениае грамоте "Азбука" УМК "Перспектива" с УУД по ФГОС...