Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. -  М: «Просвещение»,  2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramotechtenie.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1) Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. -  М: «Просвещение»,  2012г.

Обучение грамоте проводится в 1 классе  с сентября в течение 23 учебных недель. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения: организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.

Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением (проводятся 1 раз в неделю, отводится 15-20 минут во второй половине урока чтения).

        Обучение грамоте реализует следующие цели и задачи обучения:

  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

  • построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
  • одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
  • непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
  • использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

         Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.  На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

         В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

         На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

        В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей,  устранению    недочетов    произношения    уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.                       Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-  рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

       Цели и задачи программы по обучению грамоте , соответствуют целям и задачам школы и МО.

      2) Программа создана на основе:

    1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года.

    2. Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.

    3. Авторской программы  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. -  М: «Просвещение»,  2012г.

    

    3)  Данная программа классифицируется как компилятивная.

 

    4) Место и роль учебного курса.

          Рабочая  программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные  игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).

        Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).

        Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную -  безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь;  третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное. 

      Используются  на уроке учебно-наглядные пособия из методического кабинета начальных классов.( Касса букв, компакт-диск, набор букв).

      5) Рабочая программа рассчитана на 92ч. в год: 4 часа в неделю, составлена на основе авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. -  М: «Просвещение»,  2012г.

    

Список научно-методической литературы для ученика

 1.  Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А.. Учебник: Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.

 2.  Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Тесты. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2012г

Список научно-методической литературы для учителя 

  1. Жиренко О.Е.  Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. М.: «ВАКО», 2012г.
  2. Горецкий В. Г. Обучение грамоте и развитию речи. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2012 г.
  3. Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя - М.: Просвещение, 2012 г.
  4. Левина С. А. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого  - Волгоград: Учитель, 2012 г.
  5. Игнатьева Т.В.  Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. -М.: «ЭКЗАМЕН», 2012г.
  6. Карягина Н.Н, Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков. - Волгоград:                  Учитель, 2011 г.

5. Лисицына Т.В. Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения.  - Волгоград: Учитель, 2011 г.

6. Яценко Н. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс: универсальное пособие. - М: Просвещение, 2011 г.

7.Илюхина, В. А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму. - М.: Просвещение, 2007 г.

8.Илюхина, В. А. Чудо-прописи. КДУ. - М.: Просвещение, 2009 г.

9.Крылова, О. К Тесты по обучению грамоте. 1 класс. К учебнику В. Г. Горецкого «Русская азбука». - М.: Просвещение, 2012 г.

10.Малахова М.М.Русский язык в загадках. 1—4 классы: разрезные карточки.  - Волгоград: Учитель, 2012г.

11.Субботина О.В.Русский язык: тематические и обобщающие тесты. - Волгоград: Учитель, 2012 г.

12.Сухин Н. Г. Азбучные игры. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2012 г. 

                                                     

                                                       СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

№п/п

Наименование разделов

Кол – во

часов

Планируемые результаты

        Элементы содержания раздела

Система оценки

Дата проведения

1

Подготовительный этап

20

Уметь отличать пись менную речь от уст ной, звук от  буквы;  выделять гласный звук, подбирать слова с заданным звуком; делить слова на сло ги, находить ударный слог

Графическое изобра жение слова, предложе ния. Звукобуквенный анализ слов. Слогооб разующая роль  глас ных.

2

Букварный этап

58

Знать алфавит.

Уметь давать харак теристику звукам.; узнавать  графичес кий образ букв, чи тать сочетания букв, слогов, предложений; анализировать слова, производить звуко буквенный анализ; ра ботать с текстом.

Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Сознательное, правильное, слоговое чтение. Соотнесение картинок и слов. Работа с текстом, ответы на вопросы

3

Послебукварный этап

14

Уметь осознанно и полно воспринимать содержание читаемо го учителем произве дения; пересказывать текст; различать жан ры художественной литературы; отвечать на вопросы;создавать небольшой устный текст на заданную те му; читать вырази тельно и  наизусть.

Знакомство с творчес твом детских писате лей. Участие в диалоге при обсуждении прос лушанного произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них. Декла мация стихотворных произведений

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВСЕГО- 92 часа, В НЕДЕЛЮ – 4 ч

Дата

п/п

Тема урока

Кол –во

часов

Тип урока

проведения

план

фак

1

2

3

4

5

6

        

        Добукварный период  ( 20 ч)

1

Мой первый школьный учебник «Русская азбука».

1

Комбинированный

03.09

2

Речь устная и письменная.

1

Комбинированный

04.09

3

Предложение.Слово

1

Комбинированный

05.09

    4

Предложение.Слово.Слог.

1

Комбинированный

06.09

5

Слог.Ударение.Ударные и безударные слоги.

1

Комбинированный

10.09

6

Слово. Предложение. Слог.Ударение.

1

Комбинированный

11.09

7

Звуки в речи.

1

Комбинированный

12.09

8

Гласные и согласные звуки.

1

Комбинированный

13.09

  9

Образование слога

        1

Комбинированный

17.09

10

Обозначение звуков на письме и при печатании.

1

Комбинированный

18.09

11

Гласный звук [а], буквы А, а

1

Комбинированный

19.09

12

Гласный звук [а], буквы А, а

1

Комбинированный

20.09

13

Гласный звук [о], буква О, о

1

Комбинированный

24.09

14

Гласный звук [о], буква О, о

                 1

Комбинированный

25.09

15

Гласный звук [и], буквы И, и

1

Комбинированный

26.09

16

Гласный звук [и], буквы И, и

1

Комбинированный

27.09

17

Гласный звук [ы], буква Ы, ы

1

Комбинированный

01.10

18

Гласный звук [ы], буква Ы, ы

1

Комбинированный

02.10

19

Гласный звук [у], буква У, у

                 1

Комбинированный

03.10

20

Гласный звук [у], буква У, у

1

Комбинированный

04.10

                                                         

                                                                     Букварный период  (58ч)

21

Согласные звуки (н),(н,). Буквы Н,н.

1

Комбинированный

08.10

22

Чтение слогов и слов с буквой н.

1

Комбинированный

09.10

23

Согласные звуки (с), (с,). Буквы С, с.

1

Комбинированный

10.10

24

Чтение слогов и слов с буквой с.

1

Комбинированный

11.10

25

Согласные звуки (к), (к). Буквы К, к.

1

Комбинированный

15.10

26

Чтение слогов и слов с буквой к.

1

Комбинированный

16.10

27

Согласные звуки (т), (т,). Буквы Т,т.

1

Комбинированный

17.10

28

Чтение слогов и слов с буквой т.

1

Комбинированный

18.10

29

Согласные звуки (л), (л,). Буквы Л,л.

1

Комбинированный

22.10

30

Чтение слогов и слов с буквой л.

1

Комбинированный

23.10

31

Согласные звуки (р), (р,). Буквы Р, р..

1

Комбинированный

24.10

32

Чтение слогов и слов с буквой р.

1

Комбинированный

25.10

33

Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в..

1

Комбинированный

06.11

34

Чтение слогов и слов с буквой в.

1

Комбинированный

07.11

35

Гласные буквы Е, е.

1

Комбинированный

08.11

36

Буква Е – показатель мягкости, согласного

звука

1

Комбинированный

12.11

37

Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п.

1

Комбинированный

13.11

38

Чтение слогов и слов с буквой п.

1

Комбинированный

14.11

39

Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м.

1

Комбинированный

15.11

40

Чтение слогов и слов с буквой м.

1

Комбинированный

19.11

41

Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з.

1

Комбинированный

20.11

42

Чтение слогов и слов с буквой з.

1

Комбинированный

21.11

43

Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б,б.

1

Комбинированный

22.11

44

Чтение слогов и слов с буквой б.

1

Комбинированный

26.11

45

Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д.

1

Комбинированный

27.11

46

Чтение слогов и слов с буквой д.

1

Комбинированный

28.11

47

Гласные буквы Я, я.

1

Комбинированный

29.11

48

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков

1

Комбинированный

03.12

49

Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г

1

Комбинированный

04.12

50

Чтение слогов и слов с буквой г.

1

Комбинированный

05.12

51

Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч.

1

Комбинированный

06.12

52

Сочетание  ча,чу. Чтение слов  с буквой  ч

1

Комбинированный

10.12

53

Буква Ь – показатель мягкости согласных

1

Комбинированный

11.12

54

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь

1

Комбинированный

12.12

55

Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш.

1

Комбинированный

13.12

56

Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш.

1

Комбинированный

17.12

57

Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж.

1

Комбинированный

18.12

58

Сочетание жи. Чтение слогов и слов с бук вами Ш и Ж.

1

Комбинированный

19.12

59

Гласные буквы Ё,ё.

1

Комбинированный

20.12

60

Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных.

1

Комбинированный

24.12

61

Мягкий согласный звук (й). Буква Й.

1

Комбинированный

25.12

62

Чтение слогов и слов с буквой й.

1

Комбинированный

26.12

63

Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х.

1

Комбинированный

27.12

64

Чтение слогов и слов с буквой х.

1

Комбинированный

31.12

65

Буквы Ю, ю.

1

Комбинированный

14.01

66

Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных.

1

Комбинированный

15.01

67

Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц.

1

Комбинированный

16.01

68

Чтение слогов и слов с буквой ц.

1

Комбинированный

17.01

69

Гласная буква Э.

1

Комбинированный

21.01

70

Чтение слогов и слов с буквой э.

1

Комбинированный

22.01

71

Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ.

1

Комбинированный

23.01

72

Чтение слогов и слов с буквой щ.

1

Комбинированный

24.01

73

Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф.

1

Комбинированный

28.01

74

Чтение слогов и слов с буквами ф и в.

1

Комбинированный

29.01

75

Разделительный мягкий знак

1

Комбинированный

30.01

76

Разделительный твёрдый знак

1

Комбинированный

31.01

77

Алфавит.Чтение слов с изученными буква ми

1

Комбинированный

04.02

78

Алфавит. Звуки и буквы

1

Комбинированный

05.02

                                                   

                                                                       Послебукварный этап (14ч )

79

К.Ушинский «Наше отечество»

1

Комбинированный

06.02

80

В. Крупин «Первоучители словенские»

1

Комбинированный

07.02

81

Первый букварь

1

Комбинированный

18.02

82

А.С.Пушкин «Только месяц показался»

1

Комбинированный

19.02

83

Л.Н.Толстой . Рассказы.

1

Комбинированный

20.02

84

Великий педагог и писатель К.Д.Ушинс кий

1

Комбинированный

21.02

85

К. И. Чуковский « У меня зазвонил теле фон» «Путаница»

1

Комбинированный

25.02

86

В.В. Бианки «Первая охота»

1

Комбинированный

26.02

87

С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два»

1

Комбинированный

27.02

88

М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»

1

Комбинированный

28.02

89

А.Л.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»

1

Комбинированный

01.03

90

С.В. Михалков «Котята»

1

Комбинированный

04.03

91

Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука»

1

Комбинированный

05.03

92

В.Д. Берестов. «Песья песня», «Прощание с другом

1

Комбинированный

06.03


                     

                                  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.Печатные пособия: плакаты по чтению; тесты; портреты писателей;

2.Экранно – звуковые пособия: диски «Обучение грамоте 1 класс».

3.Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART»;

4.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
5.Касса букв и сочетаний.
6.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
7.Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
8.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит следующие разделы:-Пояснительная записка-Общая характеристика предмета-Результаты изучения курса (мет...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"

1. Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по УМК "Школа России" соответствует всем требованиям ФГОС НОО. Содержит пояснительную записку, краткую характеристику учебного предмета, требования к...

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...