Урок русского языка 2 класс "Слова исконные и заимствованные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка  во 2 классе по учебнику С.В.Иванова "Школа XXI"  "Слова исконные и заимствованные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во втором классе по учебнику С.В. Иванова «Школа XXI века»

Слова исконные и заимствованные.

Задачи урока. Урок предполагает дать:

  • Личностное развитие — готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • Социальное развитие — принятие учащимися демократических ценностей, развитие толерантности жизни в поликультурном мире, воспитание патриотических убеждений;
  • Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, развитие логического мышления, продуктивного воображения, произвольной памяти;
  • Коммуникативное развитие — формирование компетентности в общении, ориентацию на других людей как на партнёров в совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целью, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
    Формирование УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, как совокупность способов действий учащихся, которые обеспечивают их способность к самостоятельному усвоению новых знаний.

Цели урока.

  • Отрабатывать универсальные учебные действия: предметные — дать представление о заимствованных и исконных словах, восстановить знания об антонимах, синонимах, омонимах.
  • межпредметные – учить работать с толковыми словарями, личностные — развивать умение работать в группе и в паре.
  • Осуществлять дифференцированный подход в обучении.
  • Учить анализировать свою работу и находить ошибки.
  • Расширять кругозор и лексический запас учащихся.
  • Будить творческую инициативу учащихся.

Этап урока

Ход урока

УУД

1

Орг.момент

1.Ход урока.

1.Мы умные.

Мы дружные.

Мы отлично учимся.

И все у нас получится.

Учащиеся формули-руют собственное мнение, проявляют интерес к новому (ком. и лич. УУД)

2

Актуализация знаний

Картинный словарь: земляника, береза, медведь,

пенал, тетрадь, карандаш.  

  (1 ученик у доски подписывает слова- класс  в тетради)                      

  - Объясните, от каких слов образованы  первые три слова. Почему их легко объяснить?

- Объясните, от каких слов образованы  следующие 3  слова. Почему у вас это задание  вызвало  затруднение?    

- Можно ли в русском языке найти слова для объяснения значения этих слов? Почему? (слова- иностранцы)

- Ваша догадка оказалась верной.

Вывод: В русском языке есть слова, взятые из других языков, т.е. заимствованные.

(Запись на доске и в тетради)

-Что значит  заимствованные? Давайте проверим по словарю. 

На доске   карточки   заимствовать, взять (брать), перенять, усвоить

Определите тему сегодняшнего урока.

Давайте сформулируем  цели  и план урока.

Учащиеся участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения (коммуникативные УУД)

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД).

Учащиеся определяют план выполнения заданий (регулятивные УУД)

3

Постановка учебной задачи

Формулирование целей урока  (коллективная работа с таблицей.)

На доске:

Что я знаю

Что я хочу узнать

Как я этого достигну (что использую)

Что я узнал

   

- Мы уже что-то знаем по теме урока. Что нам известно? (Заполнение таблицы) Давайте заполним 2 столбик.

- Сформулируем цель нашего урока.

(Выявить,  что такое заимствованные слова и для чего они нужны) 

- Как будем достигать этой цели?

К последнему столбцу мы будем обращаться в течение всего урока.

Построение проекта выхода из затруднения

 - Давайте подумаем. Как же иностранные, заимствованные слова к нам попали? Почему слова проникают из одного языка в другой? И какими путями? Обсудите в парах.

Вывод: Слова проникают через общение людей, бывающих в других странах, из просмотра иностранных фильмов, через средства массовой информации

Ключ к тайне находится на с.72.

Как называются слова, которые родились в нашем языке? Найдите в правиле. ( исконные)

 (Запись на доске и в тетради)

Сделайте вывод.

 -Сделайте самооценку о понимании значения слов «заимствованный» и «исконный» (На полях поставь себе оценку карандашом).

Учащиеся извлекают информацию, представленную в правиле .(познавательные УУД)

Учащиеся оценивают себя (регулятивные УУД).

-  Предлагаю поработать в группах.  Взять карту – задание. Прочитать, определить, что нужно сделать, и выполнить.

1  ряд. Прочитайте слова, непонятые уточните по словарю в конце учебника.  Выпишите в тетрадь толкование 1 непонятного слова. 

            Маэстро, цирк, артисты, трюк, арена , клоуны,  велосипед,  дирижёр, аплодисменты. Сделайте самооценку работы.(На полях поставь себе оценку карандашом)

2  ряд. Найдите  значение 1 выделенного слова в словаре в конце учебника и выпишите в тетрадь.

       Маэстро объявляет номера. Под куполом цирка артисты выполняют опасные трюки. На арену выходят весёлые  артисты. А на велосипеде едут дрессированные  медведи. В конце представления раздаются дружные аплодисменты. 

           Сделайте самооценку работы.  (На полях поставь себе оценку карандашом)

 3 ряд:

Учебник «Русский язык», с.72 упр. 1.

Прочитай отрывок из стихотворения. Обрати внимание на выделенные слова.  Выпиши   значение 1 слова из словаря в конце учебника («Толковый словарик»).

 В цирке, над кассой, висит объявление:

Спешите!

Всего лишь одно представление!

Своими трюками,

Немыслимыми штуками

Арены мира покорил

Африканский лев Кирилл! 

Сделайте самооценку работы. (На полях поставь себе оценку карандашом)

1 группа. Были ли у вас затруднения? Какие слова требовали объяснения? Что помогло понять их значение? (словарь)

2 группа. .Были ли у вас затруднения? Какие слова требовали объяснения?(купол, конферансье)  Пользовались словарем?  Что помогло понять их значение?(текст)

3 группа. Какое слово уточняли? О ком говорится в тексте?  

Сделайте вывод: О новых словах рассказывают словари, тексты, иллюстрации.

 

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД).

Учащиеся оценивают друг друга (регулятивные и коммуникативные  УУД)Учащиеся оценивают себя (регулятивные УУД).

Учащиеся оценивают друг друга (регулятивные и коммуникативные  УУД)Учащиеся оценивают себя (регулятивные УУД).

Первичное закрепление.

  Работа в  парах.

К заимствованным словам первой группы подбери близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы. Соедини стрелкой.
1) ветеран, вираж, легенда, пират.
2) народное поверье, морской разбойник, крутой поворот, старый воин.
- Объясните значение заимствованных слов при помощи синонимов (русских слов). Подумайте, что заимствовано? (целые слова)
    

Учащиеся анализируют информацию, высказываются в устной форме (познавательные УУД)

Самостоятельная работа.

- Следующую работу  вы будете выполнять самостоятельно.

- Перечислите признаки заимствованных слов, с которыми мы познакомились.

 1.Не изменяются

  2.Начинаются с а, ф ,ц, э

   3.Сочетания  шт, хт ,кс, мп.

   4.Словообразовательные элементы аква, гео, био, теле, микро.

- Выпишите в тетрадь только заимствованные слова.

          Шоссе, какао, кино, пальто, стол, арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, цех, экскурсия, борщ, самовар, кекс, вымпел, квас, штаб, указ, аквариум ,воевода ,география, телефон ,город, арена ,аквариум, изба, телевизор, афиша, феникс, центнер, квас ,ворота.

 

- Сделайте самооценку работы. (На полях поставь себе оценку карандашом)

 -Можно сказать какие слова лучше исконные или заимствованные?

Вывод: Все становятся родными, трудно различить.

- Итак, вспомните цель нашего урока.  Можем ли мы заполнить последний столбик?

 - Как вы думаете нужны ли эти слова в русском языке?                      

 Вывод: Заимствованные слова необходимы для точности и краткости речи.

 Вернемся к цели урока.  Достигли ли мы её?

— С какими словами познакомились?
— Легко ли их различить?
— Какие из них лучше?

 ВЫВОД: Все слова важны и необходимы, так как обозначают какие-то понятия. Но вредно употреблять модные слова, если не понимаешь их значения.  

- Как вы думаете, все ли мы узнали об этих словах?

Домашнее задание.  

Выписать из «Толкового словарика» слова по темам:

Мальчики –спорт

Девочки- искусство

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД)

Рефлексия деятельности.

Оцените свой вклад  в достижении цели одним предложением.

  1. Сегодня я узнал(а)……. 
  2. Было интересно …
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания …
  5. Я понял, что …
  6. Теперь я могу …
  7. Я приобрел …
  8. Я научился …
  9. У меня получилось …
  10.  Я смог …
  11.  Меня удивило …
  12.  Мне захотелось …
  13.  Я бы не повторил такой ошибки, как …

 

 - Покажите столько пальцев, каких оценок у вас больше на полях.

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение (коммуникативные, познавательные и личностные УУД). Учащиеся оценивают себя (регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ТЕМЕ "СЛОВА ИСКОННЫЕ И ЗАИМСТВОВАННЫЕ" 2 КЛАСС УМК "нАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЮТ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "нАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...

Урок русского языка "Исконные и заимствованные слова"

Предмет: Русский язык Система: Школа XXI векаКласс: 2-аТема: Исконные и заимствованные словаЗадачи: - совершенствование знания таблицы умножения/деления;- отработка понятий больше в/на, меньше в/на;- ...

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Технологическая карта урока русского языка "Слова исконные и заимствованные" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о заимствованных и исконных словах, умения находить и определять значения заимствованных слов, пользоваться толковым словарём.Задачи урока:Дидактиче...

Технологическая карта урока русского языка,«Слова исконные и заимствованные», УМК «Начальная школа XXI века" 2 класс

Цель урока: формирование умения распознавать слова исконные и заимствованные. Дидактические:1)дать представление о словах исконных и заимствованных;2) формировать умение распознавать слова исконн...