Конспект урока по русскому языку в 3 классе: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гарипова Эльмира Мансуровна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа 2100»)

Тема: Части речи в русском языке.

Цель урока:

-овладение приемами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию (в схему, в таблицу);

- развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними.

Оборудование:

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

- презентация;

- раздаточный дидактический материал;

- аудиозапись произведения  Е. Крылатова «Три белых коня»;

- мяч.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Думаю, что сегодня мы с вами хорошо поработаем.

- Оценивать свою работу мы будем с помощью таких сигналов: (1 слайд)

Зеленый цвет- «Отлично. Все понимаю»

Желтый- «Хорошо. Но не все понимаю»

Красный- «Мне трудно».

У Обучающихся на столах карандаши 3  цветов - зеленый, желтый и красный.

II. Этап мотивации к деятельности.

а) каллиграфическая минутка

б) составление предложений

в) работа над многозначностью слова.

- Ребята, откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.

Выделите самую красивую букву.

-Послушайте отрывок из песни композитора Е. Крылатова "Три белых коня" (звучит фонограмма песни - 1 куплет)

-О каких конях здесь поется? (о зимних месяцах - декабрь, январь, февраль)

- Запишем названия этих месяцев в тетрадь. Помним о каллиграфии.

Помогите мне, оцените знания своих друзей.

Порадуйтесь за своего товарища.

 -Устно составляются предложения со словами декабрь (например: Декабрь - первый месяц зимы) и февраль (например: Февраль - самый короткий месяц года).

- А с январем вьюга "пошутила", размела все слова. Из данных слов составим предложения. Работаем в парах. (на доске слова: первый, комнату, свечи, освещает, в, день, празднично, января, новогодней, язык). (слайд 3)

Учащиеся составляют предложение: В первый день января язык новогодней свечи празднично освещает комнату.

- Какое значение в этом предложении имеет слово "язык"? (Огонь).

- Какие еще значения может иметь слово "язык"? (Во рту, деталь ботинка, у колокола, люди разговаривают на своем языке). (слайд 4)

Учащиеся выполняют задание.

Ответы детей.

Проверка написанного, сверяются с доской. (слайд 2)

Оценивают работу напарника.

Пожатие руки соседу по парте.

Думают. Работают в паре.

Личностные УУД

Регулятивные УУД (контроль, сличение с образцом)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

-Знаете ли вы, сколько слов  в русском языке?

В толковом словаре Ожегова 72 500 слов.

-А представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Как навести порядок? Если мы на одну полку положим слова "рюкзак" и "бежать" - это будет правильно?

-Почему?

-Что же делать?

Предполагаемые ответы.

-Нет.

-Рюкзак - предмет, бежать - действие предмета

 -Надо найти что-то общее, что поможет разбить слова на группы.

Учебные УУД

IV. Открытие новых знаний. Поиск решения.

а) наблюдение за словами в предложении.

Работа по учебнику.

б) Формулирование темы и цели урока.

Физминутка.

в) Наблюдение за частями речи.

Работа в парах.

Проблемный вопрос.

-Эти слова из мешка оказались на ваших партах (звучат, стоит, голоса, погода, холодная).

-Понятно ли будет, если в нашей речи мы часть слов уберем?

На доске запись: Весело голоса. Звучат детские.

-Из чего же состоит наша речь?

-Можно ли сказать, что это части нашей речи?

С.3 Упр 205.

-На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1 предложении?

-Какие слова можно вставить вместо точек? Можно ли написать разные слова?

Записываю на доске: Что делают?

Записываю варианты детей под вопросом:                               бегут

                                     смеются

                                     играют

                                       поют

                                     танцуют

-Что обозначают все эти слова?

-Что же общего у всех записанных слов?                                    

-Давайте рассмотрим второе предложение.

-На какой вопрос отвечает пропущенное слово?

Запишите вопрос: какие?

-Ваши варианты слов?

-Что обозначают эти слова?

Таким же образом выполняется работа со следующим предложением.

- Ребята, давайте сделаем вывод.

- Как называются эти группы слов?

- Подпишите над схемой тему урока: Части речи.

- Над чем же мы будем работать на уроке?

Мы шагаем, мы шагаем 

Ноги выше поднимаем.
Впереди из-за куста

 Смотрит рыжая лиса 


Мы лисичку обхитрим – 

На носочках пробежим 

Не смогла лиса нас съесть

 Нам пора за парту сесть 

 упр. 206

Проверка.

- К каким словам не смогли задать вопрос?

-Для чего они нам нужны?

- Сделайте новый вывод.

- Оцените  свою работу.

-Нет, не понятно. Смысл потерялся.

-Из слов.

-Да.

-Что делают?

-Действие.

-Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос «что делают?» и обозначают действие.

-Какие?

-Признак.

Дети заканчивают схему:

Действие        Признак    Предмет

Что делают?   Какие?       Кто?

- В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

- Части речи.

- Мы будем выяснять, на какие вопросы отвечают слова, и какой частью речи они являются. 

(ходьба на месте)

(смотрят налево, направо, приставив руку ко лбу)
(меняют руку).

(грозят указательными пальчиками)
(бег на месте на "носочках"). 
(разводят руки в стороны). 
(садятся за парту).

Выполняется задание «поэтапно». Запись слов группами в начальной форме:

Кто? Что?

Что сделала? Что сделает?

Какая?

Когда?

Ребята прочитывают получившиеся группы.

Результаты обсуждаются коллективно.

- К предлогам.

- Для связи слов в предложении.

- Не ко всем словам можно поставить вопрос.

Цветовой сигнал.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД (классификация на основе критериев, заданных учителем)

Регулятивные УУД (контроль, коррекция и оценка)

Развиваем умения выделять слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно вопрос задать.

5. Первичное закрепление.

Игра с мячом.

- Прочитайте определение на стр.5 учебника.

-Что же такое части речи?

-Как вы понимаете, что деление слов на части речи- это закон русского языка?

Учитель кидает мяч ученику и  называет слово.

-Большие группы слов.

- Все слова в русском языке относятся к какой-либо группе и отвечают на свой вопрос.

Ученик возвращает мяч учителю, называя вопрос и часть слова.

Коммуникативные УУД

6. Подведение итога урока.

- Какие части речи вы знаете?

- Чем они похожи?

- В чем разница?

Вывод.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, междометие.

- У всех есть вопрос.

- Вопрос у всех свой.

- Части речи – это слова, которые называют все, что нас окружает.

7. Рефлексия

- Что же вас сегодня удивило на уроке?

- Продолжить фразу «Теперь я могу…»?

Ответы детей.

8. Информация о домашнем задании.

По выбору:1)  с.5 упр. 208 или с.6 упр. 210

2) Выучить классификацию частей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

Конспект урока по русскому языку. Закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.Задачи:1.     Образовательные:- повторить, что такое прямая ...

План-конспект урока по русскому языку 2 класс "Части речи" Перспектива

Тема: «Части речи. »Тип урока: открытия нового знанияЦель: повторить изученный материал по теме: «Части слова» и приступить к «части речи» Планируемые результа...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Наша речь.Виды речи."

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Наша речь.Виды речи."...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...