Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Андрейчук Наталья Викторовна
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshedshee_vremya_glagola.docx519.17 КБ

Предварительный просмотр:

               

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

                             с углублённым изучением отдельных предметов №16

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

«Прошедшее время глагола.

 Изменение глаголов по числам и родам».»

                                               Развивающая система обучения Л.В. Занкова.

                                                                                        подготовила

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                    Андрейчук Наталья Викторовна

             

                                                                г. Комсомольск-на-Амуре

                                                                                       2017

Тема: Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».

Цель урока:

·        На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об

изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.

   

  Предметные результаты:

              Совершенствовать правописание  окончаний глаголов в прошедшем времени в зависимости     от рода и числа существительного.

  Коммуникативные универсальные учебные действия:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

   Познавательные универсальные учебные действия:

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

Регулятивные универсальные учебные действия:

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

Личностные универсальные учебные действия:

–формирование  интереса к предметно-исследовательской деятельности

.Оборудование к уроку:  использование ИКТ на уроке

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II. Повторение. Систематизация знаний.

У-ль:      Сегодня урок русского языка мне бы хотелось начать с таких строк.

              Как вы понимаете смысл данного высказывания? C:\Users\User\Desktop\858775.jpg

               Я уверена в том, что сегодня на уроке  вы не только воспользуетесь теми знаниями , которые   у                                    вас уже  есть, но и откроете для себя что-то новое

У-ль: Итак , начнём.

 Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «десятку» знали, 
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Какая часть речи давала интервью? (глагол)

Учитель:1.Что такое глагол?

                  2.Назовите временные формы глагола.

                  3.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени?

                  4.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол настоящего времени?

                  5.Что обозначает и на какие вопросы отвечает глагол будущего времени?

                   6.Какие формы будущего времени вы знаете?

                  7. Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

C:\Users\User\Desktop\img1 (1).jpg

III. Формулирование темы урока и постановка целей.

Учитель: Молодцы, ребята, прекрасно ответили на вопросы. Я считаю, что мы с вами владеем достаточной

                      информацией о глаголе, поэтому продолжаем

У-ль :  Работаем по рядам.

 Из предложенных слов , найдите глаголы и расскажите всё о нём по плану:

1ряд- беговой, беготня,беглец,бегать,бегом

2ряд- зелёненький,зелено,зеленеешь ,зелень,зеленщик

3ряд-желание,пожелание,желанный,желательно,пожелают

    План

1. Время

2. Число

3. Лицо

 У-ль :  А теперь в тетради запишите каллиграфическим почерком букву и слоги.

Ло, ла, ит, л, ли, ть

- Что вы считаете лишним?

- Как вы думаете, какова тема урока? (Высказывания детей.)

- IV. Работа с фразеологическими оборотами речи.

- Объясните смысл данных фразеологизмов.

Зарубила2 на носу.  

 

Прочно, надолго запомнили.

Взяли себя в руки.  

 

Овладели собой, стали более собранными.

Сел в галошу.  

 

Оказался в смешном положении.

Вылетело2 из головы.  

 

Забылось.

У-ль :  - Найдите глаголы выпишите.

 Разберите по составу глаголы прошедшего времени. О чём нужно помнить, выделяя основу этих глаголов? (В основу глагола входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов.)

У-ль :  Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы прошедшего времени имеют форму числа, а в единственном числе – форму рода.

V. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.

У-ль :  - Формы числа и рода являются постоянными признаками или изменяемыми?

                    Изменить глагол по числам и родам (работа по вариантам с взаимопроверкой)

 

 1в-   просил, просила, просило, просили

 2в-    плыл,  плыла, плыло, плыли

У-ль :  Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

 У-ль :  - Существует ли опасность в написании родовых окончаниях глаголов?

-Давайте пронаблюдаем:

 Роса (что делала?) сверкала 

 Колье (что делало?)сверкало

У-ль :  Какой вывод можно сделать?

Вывод: безударные окончания глаголов среднего рода являются орфограммой, так как при произношении слышим /а/, но пишем /о/.

Работа в парах.

 Показать, какое окончание необходимо вставить:

Пламя сиял..., улыбка сиял..., звезда светил..., солнце светил...

У-ль :  - Итак, мы знаем, что у глаголов прошедшего времени при изменении родовых форм и числа изменяются окончания.

C:\Users\User\Desktop\img22.jpg

Так ли это необходимо в нашей речи?

Наблюдаем

Нужно ли изменять окончания глаголов? Для чего?

Запишите текст, исправляя ошибки, укажите время число и род.

В воду  упал  одинокая  капля дождя, и от неё пошло тонкие круги. Маленькими кругами покрылись вся вода, и над омутом  поплыл слабый, невнятный звон.

Вывод: окончания глаголов необходимо изменять для установления связи слов в предложениях.

VI.Рефлексия.

- Как можете оценить свою работу на уроке? Используйте для этого глаголы прошедшего времени.

узнал  поняла  удивилась применил запомнила  вспомнил  приобрёл  научился  помог  смогла получилось

 захотелось заинтересовался радовался

Список  использованной  литературы:

1.Школьный фразеологический словарь русского языка. Жуков А.В.  Жуков В. П.  Москва «Просвещение» 1994г.

2.«Изучаем части речи». Дорофеева В.Г. Издательство «Эксмо»  2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Время глаголов"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе...

Конспект урока по русск.яз. 3 класс Тема: «Изменение имен прилагательных по числам, родам и падежам»

Тема: «Изменение имен прилагательных по числам, родам и падежам»...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование у учащихся умения определять настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, изменение глаголов по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать: времена глагол...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять времена глаголов,  различать их и классифицировать.Планируемые результатыПредметные:- знать времена глаголов;- уметь определять времена г...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...