Типичные каллиграфические ошибки и их исправления при обучении ребенка письму
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Дронова Надежда Николаевна

Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipichnye_kalligraficheskie_oshibki_i_ih_ispravleniya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Типичные  каллиграфические ошибки и их исправления при обучении ребенка письму.

При обучении детей письму огромное значение имеет не только умения учителя правильно организовать объяснение на уроке, но и  навык анализа основных причин к каллиграфическим ошибкам.

Каллиграфические ошибки - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

Итак, целью работы по формированию правильного почерка,  является формирование четкого, красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита), во 2-4 классах — по 8-10 минут на уроках русского языка . Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию графических навыков проводится в индивидуальном порядке.

В 1-2 классах – это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании и письме под диктовку.

Если в 1 классе учащиеся работают над становлением каллиграфического почерка в течение всего года, то во 2 классе проводятся всего лишь минутки чистописания на каждом уроке. Причем письмо строчных, заглавных букв осуществляется по группам в порядке усложнения их начертания:

1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

2. л, м, Л, М, я, Я, А;

3. у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

4. сС, еЕ, оО, а, д, б;

5. ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

6. н, ю, Н, Ю, кК;

7. В, 3, з, Ээ, Жж, Хх, ф;

8. Ф, У, Г, П, Т, Р, Б, Д.

Проводятся упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию, письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, У, Я, X, Н, К, Ф и др. а, у, д, з, в, б, т и др., а также связное ритмичное письмо слов и предложений.

В итоге к концу 2 класса учащиеся должны каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты в 35-45 слов без пропусков, вставок, искажения букв.

Приведем примеры некоторых типичных ошибок, искоренение которых повышает скороость и качество  письма.

Замедляет скорость письма неправильное написание овалов, когда ученик начинает их сверху и ведет не справА налево, а слева направо.

Вслове молоко это хорошо видно.

Рука ученика движется в сторону, противоположную  направлению письма, отчего темп  его замедляется. Учитель должен следить за правильным направлением написания овалов и вовремя исправлять эту ошибку, иначе она закрепится.

Вторая ошибка связана с неправильным начертанием петель у букв у, д, э, щ, ц. Имеется в виду случай, когда нижний элемент очень отлонен вправо;

у, У.Д.З Щ,Ц.

причина подобного искажения в неправильном направлени движения руки при написании прямых штрихов. Ученик в этом случае ведет а прямо в направлении правой кисти. Заметив такую ошибку в тетради ученика, исправить эту ошибку можно, дать ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление движения руки при написании штрихов. Так называемый «гнутый» почерк будет исправлен.

Особую трудность  для исправления представляет так называемый «Корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или очень крупное письмо, растянутостть букв, снижения качества начертания букв от начала текста к его концу. Причина такого почерка заключается в том, что у детей , пишущих подобным образом напряжены все мышцы плечевого пояса. «Железной» становится даже рука., которая лишь придерживает тетрадь.. Ученик очень быстро утомляется от такой нагрузки, и к концу урока письмо становится ужасным. Выяснить этот недостаток очень просто. Достаточно положить руку на плечо ребенка, и сразу почувствуете степень напряжения его мышц  при письме. Здесь необходимо напомнить ребенку, чтобы он расслабил мышцы, не принимающие участие в письме, запомнить это ощущение и продолжать писать с этим ощущением.

Следующая ошибка, которая может возникнуть при письме, связана с нарушением плавности перехода  написания от одной  буквы к другой.. Нарушение плавности связано с  излишним напряжения кисти, которая не расслабляется при переходе от одной буквы к другой. Рука ученика застревает на строке, она не может плавно двигаться вдоль нее.При подобном проявлении письма учителю легко убедиться в причине ошибки, ощупав кисть ученика при письме. Она напряжена, рука становится неуправляеой, как «железной» Здесь надо дать указание ученику расслабить мышцыдо нормы, запомнить это ощущение в руку и далее продолжать письмо с постоянной установкой на это ощущение расслабленности в руке.

Работа над исправлением почерка очень крапотлива. Одного или даже нескольких указаний учителя совершенно недостаиточно, чтобы изменить направильный   стереотип, сложившийся в мозге у ребенке. Вданном случае очень справедлива пословица, что капля бъет не силой, а частотой падения. Работа над исправлением  почерка дооооооооолжна быть ежедневной. Она будет  тем более успешной, чем раньше будет выявлена причина того или иного недостатка письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя по исправлению недостатков графического характера письма

Здесь подобраны упражнения, которые могут использованы учителями начальных классов для профилактики и коррекции оптической дисграфии....

Обучение ребенка чтению и письму в начальной школе

Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование. Ребенок уже по своей детской природе тянется к иностранному языку,...

Каллиграфические ошибки: причины их возникновения и способы устранения.

На всех этапах развития методики обучения грамоте было много споров о почерке.  Одни считают, что хороший почерк - немаловажное  условие,  другие  отрицают его  значимос...

Типичные дисграфические ошибки

Материал для ознакомления. Предназначен учителям начальных классов и родителям...

Логопедическая программа по исправлению недостатков чтения и письма

Развитие фонематического слуха,  различение сходных по начертанию букв, употребление предлогов и союзов...